Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Оценка 4.9
Лекции
docx
ОБЗР
5 кл
31.05.2018
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении:
Этот вопрос отрабатывается методом развернутой беседы, для чего каждому ученику выдаются карточки с рисунками, на которых изображены ситуации, как нельзя поступать в тех или иных случаях, чтобы не возник пожар. Учащиеся, рассмотрев рисунки, должны сами перечислить некоторые правила пожарной безопасности. Нужно помочь им правильно сформулировать их и закрепить в памяти.
Уроки для 5 класса
Цель: ознакомить учащихся с понятием паники; формировать систему обеспечения личной безопасности, в основе которой лежат индивидуальные психофизические и анатомические возможности организма.
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении.docx
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении:
Этот вопрос отрабатывается методом развернутой беседы, для чего каждому
ученику выдаются карточки с рисунками, на которых изображены ситуации, как
нельзя поступать в тех или иных случаях, чтобы не возник пожар. Учащиеся,
рассмотрев рисунки, должны сами перечислить некоторые правила пожарной
безопасности. Нужно помочь им правильно сформулировать их и закрепить в
памяти.
Уроки для 5 класса
Цель: ознакомить учащихся с понятием паники; формировать систему
обеспечения личной безопасности, в основе которой лежат индивидуальные
психофизические и анатомические возможности организма.
^ Форма урока: лабиринт действий.
Этапы урока:
Мотивационноориентационный этап:
чем отличаются термины «огонь» и «пожар»;
дайте определение понятию «пожара»;
какие вы знаете виды пожаров?
Операционноисполнительский этап:
В нашей стране 70% всех пожаров возникает в непроизводственной сфере, чаще
всего в жилых домах и общественных зданиях. К наиболее трагическим
последствиям приводят катастрофы в общественных помещениях, где
собирается большое число людей. В подобных случаях опасность усугубляется
изза паники: охваченные страхом люди не способны организованно
эвакуироваться.
Паника возникает под воздействием поражающих факторов пожара, осознания
их опасности, и охватывает большинство заложников огня, побуждая их как можно быстрее уйти от источника опасности. Поэтому паника – это главный враг
при эвакуации из горящего помещения.
Паническое поведение зачастую оканчивается человеческими жертвами, причем
паника может возникнуть и в тех случаях, когда реальной угрозы для жизни
людей нет. Источник опасности может быть мнимым, а его расположение
предполагаемым.
Современные здания театров, школ, гостиниц и магазинов имеют просторные
помещения и продуманное устройство проходов, дверей и лестниц, что создает
для их посетителей и клиентов больше гарантий безопасности. А администрация
общественных заведений должна постоянно проводить с обслуживающим
персоналом обучающие инструктажи по правилам пожарной безопасности и
организационнопрофилактическую работу, направленную на предупреждение
пожаров и проявления паники при них.
Для этого разрабатываются и развешиваются в самых видных местах планы
эвакуации людей из здания при пожаре, а также проводятся специальные
практические занятия по отработке этих планов. Кроме того, в общественных
зданиях, которые посещает большое число людей, особое внимание уделяется
обеспечению свободного доступа к запасным выходам, оборудованию
автоматической пожарной сигнализацией, аварийным освещением на случай
пожара, необходимым количеством первичных средств пожаротушения, наличию
поясняющих пожарных знаков.
Оценочнорефлексивный этап:
закрепление темы. Ответьте на вопросы:
а) Что такое паника и почему она опасна при пожарах в общественных зданиях?
б) Назовите основные правила поведения при пожаре;
оценки за урок;
домашнее задание.
^ Урок 2 (обобщающий). Викторинасоревнование «Берегись огня!» Цели: закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности; привить им
навыки правильных действий при возгорании и оказанию помощи при спасении
людей; научить быстро оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное
решение для ее преодоления; побудить детей к глубокому изучению курса ОБЖ.
^ Место проведения: спортивная площадка на территории школы.
Материальное обеспечение: плакаты и стенгазеты на противопожарную
тематику, а также представляющие призывы командучастниц; огнетушители;
тазики с водой, санитарные носилки, противогазы; гимнастические перекладины,
судейский свисток, столы для жюри и командучастниц; зрители.
^ Ход соревнования:
1 этап – практическая часть – пожарная эстафета (2 команды по 5 человек)
Ведущий: Думаю, нет нужды убеждать вас в том, насколько важно хорошо знать
правила пожарной безопасности и уметь правильно действовать в экстремальной
ситуации. Но прежде чем приступить к выяснению этих знаний, так сказать, «для
затравки» проведем пожарную эстафету, посмотрим, насколько вы готовы к
преодолению трудностей, которые могут возникнуть как при возгорании, так и
при спасении попавших в беду людей.
Командам предстоит посостязаться в быстроте и силе: сначала гладкий бег на 40
метров; затем подтягивание на перекладине: мальчики – 10 раз, девочки – 3 раза.
Пробежав дистанцию и подтянувшись, в центре на обратном пути 1й участник
от каждой команды готовит к применению огнетушитель.
После проверки судьями правильности применения огнетушителя 1й участник
быстро бежит к финишу и касается рукой плеча 2го участника команды. Тот
бежит к стулу, где лежит противогаз, и быстро надевает его.
В это время 3й и 4й члены команды находятся в готовности транспортировать
пострадавшего на пожаре. От них требуется правильно определить его
состояние. Представитель жюриврач вручает им отпечатанное на отдельном
листе описание признаков ожога. Ребята должны его квалифицировать и
сообщить результат судье. Правильный ответ оценивается в 10 баллов, за
неправильный высчитываются штрафные баллы.
Оценив результат, судья разрешает осуществлять перенос пострадавшего на носилках в «безопасное место». Здесь высшая оценка – 5 баллов.
Последний, 5й член каждой команды, участвует в самом необычном конкурсе:
«выживание в условиях задымления». Но поскольку создавать задымление
нельзя, роль дыма может выполнить вода, налитая в тазы. Участник должен
опустить лицо в воду и выдержать так как можно дольше. Нормативное время –
35 секунд, это проходной балл. Каждая последующая секунда пребывания в воде
оценивается дополнительным баллом.
Побеждает команда, набравшая больше баллов.
^ 2 этап – теоретический – викторина
Ведущий: Сейчас мы переходим к викторине. Командам будут задаваться
вопросы, отвечать на которые нужно быстро, ибо в реальной опасной ситуации
времени на размышление тоже может не оказаться. Так что быстрота и
правильность ответов станут главными критериями для жюри при начислении
баллов.
^ 1 конкурс – конкурс капитанов по знанию элементарных основ пожарной
безопасности
Ведущий: Вам будут предлагаться вопросы, на которые нужно дать ответы с
комментариями. Время на подготовку – 1 мин. Кто готов, поднимает руку.
Оценки – по 5балльной системе. Каждая неточность наказывается штрафным
баллом, подсказка – тоже.
Вопросы:
Какими способами можно вызвать пожарную охрану? (по телефону 01,
через переговорное устройство в лифте, послать нарочного, привлечь
внимание соседей или прохожих криками из окна или с балкона, с
помощью радиофицированных машин, по номеру 112 с мобильного
телефона)
Нужно ли выбивать во время пожара окна в комнате? (нельзя, т.к. приток
свежего воздуха усилит горение)
Почему горящий бензин нельзя тушить водой? (бензин легче воды, поэтому
вода опустится вниз и не окажет никакого огнетушащего эффекта)
Почему во всех учреждениях двери должны открываться наружу? (чтобы
при эвакуации людей не создавалась давка и столпотворение)
Какая бочка представляет большую опасность: пустая или наполненная
бензином? (порожняя, т.к. внутри может образоваться
взрывопожароопасная концентрация бензиновых паров)
Можно ли включать свет, если произошла утечка газа? (нельзя, ибо при
возникновении искры может произойти взрыв)
Почему в домах с печным отоплением дымоходы на чердаках всегда
побелены? (на побеленной поверхности заметнее трещины и щели, через
которые могут проникнуть дым и огонь)
Как потушить горящую одежду на человеке? (его нужно остановить,
уронить на землю и катать, пока не погаснет пламя; можно накрыть
плотной тканью или верхней одеждой, оставив голову открытой)
Ведущий: Будем считать, что капитаны достаточно размялись, и ужесточим их
испытания. Теперь каждый из них получит вопросы на карточках и всего 10 сек.
на размышление.
^ Вопросы на карточках:
Назовите причины возникновения пожаров в быту (курение в нетрезвом
виде, оставленные без присмотра печи и электроприборы, игры детей со
спичками, перегрузка напряжения при одновременном включении в
розетку нескольких нагревательных приборов)
В каких случаях при пожаре применяются углекислотные огнетушители?
(при тушении всех видов горючих материалов и электроустановок под
напряжением)
Вы находитесь на 3 этаже горящего здания. Выход на лестничную клетку
отрезан огнем. Вы рискуете задохнуться в дыму. Ваши действия? (беру
простыни или срываю шторы, крепко связываю их между собой,
привязываю к трубе или батарее и пробую спуститься по ней вниз)
Можно ли тушить горящую электропроводку водой? (если она под
напряжением, нельзя, сначала ее нужно обесточить)
^ 2 конкурс – тестирование команд
Ведущий: Переходим к испытанию соревнующихся коллективов. Командам
предлагаются вопросы о порядке действий человека, оказавшегося в
экстремальной ситуации, и 3 варианта ответа. Максимальная оценка – 3 балла,
ошибка – 0 баллов. Время на подготовку – 3 мин. Команды получают карточки с
вопросами, отмечают свои ответы и сдают их ведущему.
Вопросы:
Если случится пожар, как вы будете действовать? (позвоню по телефону
01; позову на помощь соседей; убегу, никому ничего не сказав)
Если комната начала наполняться густым дымом, что вы станете делать?
(открою окно или дверь; буду продвигаться к выходу; закрою рот и нос
мокрым носовым платком и ползком буду пробираться к выходу)
Что нужно предпринять, если при приготовлении пищи загорелся жир на
сковородке? (накрою ее мокрым полотенцем; залью водой; попытаюсь
вынести сковородку на лестничную площадку и вылью ее содержимое в
мусоропровод)
Вы разжигаете газовую плиту. Спичка погасла, а газ не зажегся. Что вы
будете делать? (перекрою газ; достану вторую спичку; перекрою газ и
попробую тягу)
Как вы поступите, если на опушке леса горит прошлогодняя трава? (пройду мимо; забросаю огонь землей, захлестну ветками; сообщу о
пожаре взрослым)
Вы увидели, что малыши бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы и
аэрозольные баллончики. Как поступите в этом случае? (пройду мимо;
остановлюсь и объясню, что это опасно; попытаюсь переключить их
внимание на другое занятие)
^ 3 конкурс – работа с рисунками
Ведущий: Цель следующего конкурса – определить, насколько глубоко наши
соревнующиеся усвоили правила пожарной безопасности. Командам будут
предложены карточки с рисунками, на каждой изображена одна из опасных
ситуаций и фраза по пожарной безопасности, в которой нужно восстановить
недостающие слова. За правильный ответ начисляется максимальное число – 5
баллов, за не совсем точный – 3 балла, за неправильный – 0. Учитывается также,
какая из команд быстрее выполнит все задание. Каждая команда получает
комплект из 9 рисунков (одинаковых).
Ответы на рисунки:
…приводит к пожару! (неосторожное обращение с огнем)
…курить в постели (опасно)
…вблизи легковоспламеняющихся предметов (не устанавливайте
телевизор)
…электропроводкой с поврежденной изоляцией (опасно пользоваться)
Не оставляйте… (детей без присмотра)
Не сушите белье… (над газовой плитой)
…чердаки и подвалы (содержите в чистоте и порядке)
Не храните на балконах… (горючие предметы)
… электроприборы без контроля (не оставляйте включенные)
4 конкурс – выявление источников опасности
Ведущий: теперь выдаем каждой команде одинаковый рисунок на тему:
«Ребенок на кухне». Нужно найти максимум источников возможного пожара и
травм ребенка на кухне. Их должно быть не менее 10ти. За каждый названный
«источник» – 1 балл. На подготовку ответа отводится 7 мин. Команда,
выполнившая задание полностью и раньше других, имеет шанс получить
поощрительные баллы.
Перечень опасностей, изображенных на рисунке:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Маленький ребенок на кухне один, в окружении всяких опасностей.
Кухонные полотенца сушатся над плитой.
Из крана льется горячая вода.
На плите чтото жарится в сковороде без крышки.
В столе бутылка с уксусом.
Шнур электрочайника – с поврежденной изоляцией.
В одну электророзетку включены электрочайник, магнитофон, тостер и
микроволновая печь. 8.
9.
10.
11.
12.
13.
Спички лежат прямо на плите на уровне роста ребенка.
На столе стоит пепельница с не затушенными окурками.
Кухонный коврик сморщился.
Возле двери валяется игрушка, о которую можно споткнуться.
Ручка сковороды обращена наружу от плиты.
Электрочайник стоит на самом краю стола.
Жюри подводит общие итоги и передает результаты ведущему. Тот не только
называет места и количества баллов, но и комментирует наиболее трудные
вопросы, ситуации и отмечает особо отличившихся участников.
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Правила пожарной безопасности в жилище и учебном заведении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.