"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ"
Оценка 4.9

"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ"

Оценка 4.9
docx
25.01.2021
"ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ"
ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ.docx


СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

Уважаемые родители!

 

 В сложившейся ситуации мы можем проводить время с пользой для здоровья. Это не только  развитие интеллектуальных способностей, навыков чтения, счета, но и забота о физическом здоровье.  Нам помогут спортивные упражнения, которые немыслимы без правильного дыхания.

Правильное дыхание очень важно и для речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Неправильное дыхание:

·                     Когда  ребёнок дышит ртом;

·                     Когда у ребёнка поверхностное дыхание (при вдохе поднимаются плечи);

·                     Когда ребёнок не может произнести фразу из 3-4 слов на одном выдохе и добирает воздух;

·                     Когда у ребёнка воздушная струя недостаточной интенсивности.

        Указанные симптомы могут говорить о недостаточности дыхательной системы, участвующей в речевом акте, и необходимости её тренировать.

   Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. При развитии диафрагмального речевого распределения выдоха используются различные предметы.

Упражнения на развитие правильного дыхания:

1.                 Пластмассовые или бумажные кораблики, ёмкость, наполненная водой. Перед ребёнком стоит задача дуть на кораблики, находящиеся в тазу (или другие плавучие легкие предметы – очень хорошо для этой цели использовать пластмассовые яйца от 2киндер-сюрпризов»). Можно устроить соревнование: чей кораблик дальше уплывёт.

2.                Бумажные бабочки, птички, самолётики подвешивают на нитках, на леске, располагают на различных поверхностях (стол, подоконник). Они нужны в логопедической практике для отработки длительного плавного выдоха.

3.                Шарики для пинг-понга, карандаши, ватные шарики. Всё это можно использовать для перемещения по столу с помощью выдыхаемой струи воздуха. Если соорудить ворота из конструктора и пытаться загнать эти предметы в ворота – получится импровизированный футбол. Можно ввести и соревновательный момент: «Кто быстрее загонит шарик (карандаш) в ворота.

4.               Упр. «Буря в стакане» (Прозрачные пластмассовые стаканчики, наполненные водой, трубочки для коктейлей).  

           Нужно взять два стаканчика. В один налить много воды, почти до краёв, а в другой – чуть-чуть. В стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – дуть сильно. Задача ребёнка так играть, чтобы не пролить воду. Нужно обязательно обратить внимание ребёнка на слова: слабо, сильно, много, мало.

5.                «Мыльные пузырьки». Можно купить эту игрушку в магазине, а можно сделать её своими руками.

6.               «Свечи». Ребёнок выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щёк и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи.

7.                Воздушные шары, надувные игрушки. Используются для развития интенсивности выдоха.

 

Очень важное упражнение для развития диафрагмального дыхания     Инструкция: представьте, что живот – это воздушный шарик. Заполняем его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.

Диафрагмальное дыхание, то есть дыхание животом, - самое правильное и самое полезное. Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

 

Комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики

 (по А.Н. Стрельниковой)

1. Упражнение  “Ладошки”.

И. п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. Упражнение “Поясок”.

И. п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и. п.

4.Упражнение “ Кошка”.

И. п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным  коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хо чет схватить птичку). На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз.

7. Упражнение “Повороты головы”.

И. п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, сделать короткий вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.

8. Упражнение “Ушки”.

И. п.: встать прямо, Смотреть перед собой. Слегка наклонить голову вправо к плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами, при этом голова посередине не останавливается.

10. Упражнение “Перекаты”.                         

И. п.: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на правой ноге — вдох. Выпрямить тело, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на левой ноге — вдох. Между вдохами осуществляется пассивный выдох. Вы полнить упражнение 8 раз без остановки. Поменять ноги.

11. Упражнение “Танцевальные шаги”.

И. п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене до уровня живота правую ногу, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох осуществляется свободно после каждого вдоха.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. При выполнении комплекса упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики динамические упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох — пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот. Все упражнения делаются в определенном ритме.

Желаем успеха!


 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНОЕ

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНОЕ

Нужно взять два стаканчика. В один налить много воды, почти до краёв, а в другой – чуть-чуть

Нужно взять два стаканчика. В один налить много воды, почти до краёв, а в другой – чуть-чуть

На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз

На выдохе вернуться в и. п. Повторить 8 раз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021