Олег (? - 912)
|
князь; правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. (после убийства обманным путем, правивших в Киеве Аскольда и Дира) в Киеве образовал государство. В 907 г. совершил удачный поход на Византию, в 907 г. и 911 г. заключил с Византией выгодные для Руси договоры, что способствовало укреплению позиций купцов из Киевской Руси в Византии.
|
Монархия |
(в переводе с греческого - «единовластие», «власть одного»); форма правления, когда высшую государственную власть передают по наследству – от отца к сыну, от старшего брата к младшему. |
Игорь ( ? - 945)
|
великий князь киевский с 912 г. Согласно летописной традиции – сын Рюрика и Ефанды. В 941 г. Совершил морской поход на Византию, окончившийся неудачей. Поход Игоря в 944 г. приостановлен греками предложением мира. Заключил договор с Византией, содержавший ряд ограничений для русских купцов. Умер: в 945 г. Убит древлянами, восставшими во время сбора дани в Коростене, Украина.
«В этом году сказала дружина князю Олегу : «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы – наги; пойди, князь, с нами за данью, тогда и ты добудешь, и мы». И послушал их князь Олег, пошел к древлянам за данью новою, он и его мужи творили насилие». Древляне, узнав, что Игорь опять идет, начали думать с князем своим Малом: "Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит". Порешив так, они послали сказать Игорю: "Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?" Но Игорь не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коростеня, убили Игоря. Есть сведения, что "сего несчастного князя привязали к двум деревам, разорвали надвое". Так, по преданию, погиб князь Игорь. автор статьи В. Боков
|
Полюдье |
форма сбора дани. Название «полюдье» происходит от слова «ходить по людям». Полюдье выполняло не только роль сбора дани, но и осуществляло властные функции князя; он общался с местным населением, напоминал о своем руководстве, судил. Полюдье продолжалось шесть месяцев начиналось в ноябре и заканчивалось в апреле. Размеры дани до Ольги устанавливались произвольно о чем свидетельствует печальный опыт пример князя Игоря. В дальнейшем Ольга зафиксировала размер «уроков». |
Восстание древлян |
межплеменной вооружённый конфликт, условно датируемый 945 годом. , произошедший между племенным союзом древлян и дружиной киевского князя Игоря. Восстание было спровоцировано недовольством древлян по поводу повторного сбора дани с древлянской земли. Вследствие вооружённого столкновения Игорь Рюрикович был убит. |
Ольга (890 – 969) в крещении -Елена
|
княгиня с 945 по 962 гг., жена киевского князя Игоря, правившая после гибели мужа Игоря от рук древлян в 945 г., в малолетстве сына Святослава и во время его походов. Подавила восстание древлян в 945 г. Отомстила за гибель мужа. Ввела «уроки» (или повоз) и погосты, вследствие чего дань стала фиксированной.. Около 957 г. приняла христианство (тайно), во время поездки в Византию, получив имя Елена в крещении. Дети: Святослав Игоревич. «Отправилась в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин… и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна… и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я – язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом… И было наречено ей в крещении имя Елена… После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жёны себе». Она же ответила: «как ты хочешь взять меня, когда ты сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты саам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила Ты меня». И дал ей многочисленные дары… и отпустил её…» |
Ре́гентство |
временное осуществление полномочий главы государства коллегиально (регентский совет) или единолично (регент) при малолетстве, болезни, отсутствии монарха |
«Уроки» |
введенные, княгиней Ольгой размеры налогообложения (дани). |
Погосты |
определенные места куда в указанный срок должна была свозиться дань (налог), фиксированная со двора, а также название административных, с которых взимался определенный налог. |
Святослав I (942 - 972)
|
великий князь киевский с 945 по 972 гг. (при его малолетстве правила мать). Сын князя Игоря и Ольги. Совершал походы с 964 г. из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Булгарией, разгромил (965) Хазарский Каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми, болгарами и др. вел русско – византийскую войну 970-971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Древнерусского государства. Прославился как полководец, летопись упоминает открытый вызов своим врагам: «Иду на вы!». 1. Убит печенегами у днепровских порогов. Большинство завоеваний князя было утеряно. Не смог закрепиться на Дунае. Дети: Владимир Святославич, Ярополк Святославич, Олег Святославич.
|
Малуша (ок. 940-944 – 1020 ?) |
ключница-рабыня великой княгини Ольги, наложница её сына великого князя Святослава Игоревича, сестра Добрыни, мать Владимира Святого. |
Владимир I (958 (?) - 1015) Владимир Святой
|
князь новгородский (с 969), великий князь киевский (с 980). Младший сын Святослава Игоревича. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Воевал с печенегами, расширил границы Киевской Руси. При нем сооружены оборонительные рубежи по рр. Десна, Осётр, Трубеж, Сулла и др., благодаря чему были укреплены пограничные рубежи государства. Заново укреплен и застроен каменными зданиями г Киев. Активно сотрудничал с Византией, как политически, так и культурно. Был женат на половецкой княжне Рогнеде Рогволдовне (мать Ярослава Мудрого). Провел языческую реформу с целью духовного сплочения славянских племён, установил пантеон языческих божеств во главе с Перуном. Был женат на византийской принцессе Анне, после чего принял христианство в местечке Корсунь. По возвращении в Киев в 988 г. ввёл христианство в качестве государственной религии Руси, свергнув языческих идолов во главе с Перуном ( идол которого был публично сброшен в Днепр). При Владимире I древнерусское государство вступило в период своего расцвета, (архитектура, мозаичное дело, фреска …). Укрепляется княжеская власть внутри государства и происходит гуманизация сознания. В русских былинах Владимира I называли Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью.
Дети: Ярослав Мудрый, Святополк Окаянный (сын Ярополка, усыновленный Владимиром I); Изяслав Владимирович; Мария Добронега; Мстислав Владимирович Храбрый …. Родители: Святослав Игоревич, Малуша. Братья и сестры: Ярополк Святославич, Олег Святославич… «После штурма город Корсунь подвергся разграблению. Русы изъяли городскую казну, множество всякого скраба. В Киев русское войско явилось, обременённое несметными богатствами. Согласие между дружиной и князем упрочилось. Сопротивление язычников было окончательно сломлено. Князь приказал разгромить капище в Киеве. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Однако русы не избавились от страха перед старыми богами и опасались прогневить Перуна. Его изваяние не было разрушено. Идола привязали к конскому хвосту и поволокли к Днепру. Процессию сопровождали двенадцать воинов, которые били кумира палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проводили до днепровских порогов, где и бросили во владениях печенегов. Таким образом, главный языческий бог (Перун) был отправлен в изгнание». «Князь Владимир, крестив Русь, «повелел строить церкви и ставить по местам, где стояли кумиры, и поставил церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих [языческих богов] …» и начал ставить по градам [другие] церкви и попов, и людей на крещенье приводить по все городам и селам…»
|
Десятиная церковь
|
первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая Владимиром Святославичем Десятинная церковь, названная так потому, что на её содержание шла десятина княжеских доходов и, доходов населения. Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году.
|
Христианство |
одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основные направления:католицизм, православие и протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. |
Православие |
одно из главных направлений в христианстве, наряду с католицизмом и протестантизмом. Возникла с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9 – 11 вв. Окончательно сложилась как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно православие разделилось на несколько автокефальных церквей. |
Причины принятия христианства |
Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе. Оправдание социального неравенства, т. к. расслоение общества требовало новой идеологии. Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, т. к. языческая Русь оказывалась в изоляции от принимающих христианство соседей (Польша, Болгария). Монотеизм соответствовал сущности нового государства, т. е. монархической власти; |
Значение принятия христианства |
Христианизация Руси имела огромное позитивное внутриполитическое, внешнеполитическое и культурное значение. Благодаря принятию христианства повысился международный авторитет Руси среди других стран, которые к тому времени уже были христианами, т. е. укрепило государство власть князя. Способствовало приобщению Руси к византийской культуре.
|
Ярополк I (? - 980)
|
князь киевский с 972. Старший сын князя Святослава. В 970 г. управлял Киевом в отсутствие отца. В 977 г. победил брата Олега и захватил Древлянскую землю. Пытался подчинить себе территорию на севере. Дети: Святополк Владимирович Окаянный
|
Религия |
особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации... |
Рогнеда Рогволдовна (ок. 960 — ок. 1000)
А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда.»
|
княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, отказала сватам князя Новгородского Владимира Святославича (будущий князь Владимир I). После захвата Полоцка и убийство ее отца и братьев по принуждению стала женой князя киевского Владимира Святославича, мать великого князя киевского Ярослава Владимировича.
(Интересные факты): согласно «Повести временных лет» Владимир сватался к Рогнеде. Княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир и, поэтому сказала: «не хочу розути робичича» (на Руси невестка после замужества снимала обувь с ног жениха). Оскорблённый отказом Рогнеды, Владимир взял ее насильно (убив при этом ее отца и братьев), причем она была на тот момент засватана за брата Владимира – Ярополка. Согласно «Повести временных лет, перед принятием христианства Владимир предложил своей жене — матери Ярослава развод и замужество с любым из своих бояр. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу«, а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Это решение якобы настолько поразило Ярослава, присутствовавшего при разговоре, что он вылечился от паралича ног. Данное событие стало сюжетом произведений деятелей искусства. В частности, произведение русского художника 18 в. А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда.»
|
Анна Византийская (963 - 1011) |
византийская царевна из Македонской династии, родная сестра византийского императора Василия II, жена киевского великого князя Владимира Святославовича, крестителя Руси. |
Ярополк I (? - 980)
|
князь киевский с 972. Старший сын князя Святослава. В 970 г. управлял Киевом в отсутствие отца. В 977 г. победил брата Олега и захватил Древлянскую землю. Пытался подчинить себе территорию на севере. Дети: Святополк Владимирович Окаянный
|
|
X век
|
907 |
заключение договора о торговле Руси с Византией – так называемый первый договор Руси с Византией о дружественных отношениях, нормах международной торговли и мореплавания. |
911 |
второй «договор Руси с Византией», подписанный Олегом. |
912-945 гг. |
княжение князя Игоря, сына Рюрика
|
915 |
нашествие печенегов на Киевскую Русь, заключение с ними мирного договора. |
941 |
неудачный поход Игоря на Константинополь. |
944 |
новый поход Игоря на Константинополь, заключение договора Игоря с Византией (Русь теряла право беспошлинной торговли и обязывалась оказывать помощь в охране пограничных с нею владений Византии). |
945 - 946 |
восстание в земле древлян, начало правления княгини Ольги, подчинение княгине Ольгой древлян. Установление фиксированной дани («уроков») и мест сбора дани («погостов») в землях племен, подчиненных Руси |
945 - 969 |
правление княгини Ольги в Киеве (после убийства древлянами ее мужа князя Игоря древлянами). |
945 |
сразу после прихода к власти, Ольга сменила форму сбора налогов, введя вместо «полюдья» – «уроки» и «погосты». |
945 (957) - 972 |
княжение Святослава Игоревича в Киеве. |
955 (957) г |
поездка княгини Ольги в Царьград (Константинополь), где она приняла христианство (под именем Елены). |
964 – 966 |
походы князя Святослава на камских болгар, хазар, ясов и косогов. |
965 |
разгром князем Святославом Хазарского каганата (на Нижней Волге) со столицей хазар Итиль. Установление контроля над торговым путем Волга-Каспийское море. |
966 |
присоединение вятичей, обложение их данью. |
968 |
нашествие печенегов, которые осадили Киев. |
967 – 969
|
походы Святослава в Болгарию. |
970 |
«посажение » Святославом своих сыновей Ярополка, Владимира и Олега на княжение в Киеве, Новгороде и Древлянской земле. |
971 |
договор Святослава с византийским императором Иоанном I Цимисхием. |
972 - 980 |
междоусобицы в Киеве после убийства печенегами князя Святослава. |
972 – 980 |
борьба между сыновьями Святослава за киевский престол, победителем, в которой выходит его младший сын Владимир. |
980- 1015 гг. |
княжение князя Владимира Святославича в Киеве. |
980 |
«первая религиозная реформа» князя Владимира, создание единого пантеона языческих богов в Киеве во главе с Перуном. |
988г |
крещение Руси князем Владимиром Святославичем |
988 |
брак Владимира с византийской принцессой Анной. |
990-е гг. |
сооружение в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.