6.8. Правоохранительные органы. Взаимоотношения государственной власти и граждан.
Правоохранительные органы – органы, созданные государством в целях охраны правы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность — деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Функции правоохранительных органов:
· охрана государственного и общественного порядка;
· укрепление законности и правопорядка;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
· конституционный контроль;
· осуществление правосудия;
· прокурорский надзор;
· борьба с преступностью, расследование правонарушений;
· обеспечение безопасности;
· исполнение судебных решений;
· оперативно-розыскная деятельность;
· оказание юридической помощи;
· профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.
Признаки правоохранительных органов
· Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
· Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
· Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
· Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.
Состав правоохранительных органов.
Прокуратура
· осуществляет надзор за соблюдением законов,
· возбуждает уголовные дела,
· осуществляет уголовное преследование,
· поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе,
· осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
· участвует в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судам,
· участвует в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью.
Органы внутренних дел.
Органы внутренних дел (полиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) :
· занимаются вопросами законности и правопорядка;
· разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции меры по защите прав и свобод человека и гражданина; по защите объектов, независимо от форм собственности; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
· осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
Органы государственной безопасности:
· осуществляют обеспечение безопасности;
· ведут контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью;
· ведут разведывательную деятельность;
· проводят пограничную деятельность;
· обеспечивают информационной безопасность;
· защищают государственные границы;
· организуют и обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации;
· обеспечивают сохранность государственных секретов.
Органы таможни :
· ведают контролем над ввозом и вывозом товаров;
· взимают пошлины и сборы;
· обеспечивают безопасность государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды;
· пополняют доходную части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей;
· стимулируют отечественную экономику, защищая интересы национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов
Органы налоговой полиции
· осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства;
· ведут учёт налогоплательщиков;
· проверяют соблюдение налогового законодательства;
· применяют налоговые санкции за нарушение налогового законодательства.
Органы юстиции:
· участвуют в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;
· проводят экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;
· осуществляют организационно-правовое обеспечение судебной реформы, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней;
· регулируют сферы правового обслуживания;
· выполняют контроль за исполнением законодательства.
Состав органов юстиции:
· Министерство юстиции РФ,
· Федеральная служба исполнения наказания,
· Нотариат,судебная экспертиза.
Министерство юстиции:
· осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
· соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
· выполнение юридической экспертизы законов;
· выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
· контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
· организация и проведение проверок территориальными органами юстиции и пр.;
Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН):
· выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
· мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
· защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
· соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО;
· контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
· транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания; выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
· помощь осужденным для социальной адаптации;
· регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.
Нотариат
· осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров);
· проводит оформление наследственных прав;
· проводит заверение копий документов;
· принимает на хранение документы и др. ;
· охраняет права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;
· охраняет все формы собственности;
· предупреждает правонарушения.
Судебная экспертиза.
Судебная экспертиза – это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.
Адвакатура.
Адвокатура – негосударственная структура:
· оказывает юридическую помощь гражданам и организациям;
· содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности;
· является независимой, самоуправляемой организацией, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Взаимодействие органов государственной власти и граждан.
· Граждане участвуют в формировании (через выборы) и деятельности органов государственной власти.
· Граждане обладают правом обжаловать в вышестоящем государственном органе или суде неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти.
· Гласность и открытость в порядке формирования и деятельности органов государственной власти: освещение деятельности в СМИ, информирование широких слоёв населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними.
Суд – осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.
Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.
Судебная власть в Российской Федерации.
Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).
Принципы деятельности органов судебной власти:
· осуществление правосудия только судом;
· законность, равенство всех перед законом и судом;
· независимость судей;
· состязательность и равноправие сторон;
· недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
· презумпция невиновности;
· истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
· освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
· гласность.
Задачи судебной власти:
· разрешение конфликтов и поров на основании законов;
· осуществление конституционного контроля – проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти нормам Конституции РФ;
· защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
· применение мер юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.
Судебная система Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.
В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
Федеральные суды:
· Конституционный Суд РФ;
· федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.
Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)
· является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
· проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
· разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
· выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
· даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Основные принципы деятельности Конституционного Суда:
· независимость
· коллегиальность
· гласность
· состязательность
· равноправие сторон.
Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.
Конституционный Суд состоит из 19 судей.
Верховный суд РФ (статья 126 Конституции)
· является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
· дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
· судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.
Суды общей юрисдикции.
Юрисдикция – подсудность, право производить суд; круг дел, подлежащих ведению данного учреждения.
Суды общей юрисдикции – система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на
· общие (гражданские) суды
· военные суды.
Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.
Низшее звено представлено районными судами.
Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.
Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.
Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.
Мировой суд.
Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.
Компетенция мирового судьи:
· уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено минимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
· дела об административных правонарушениях, отнесённые к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.
В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Вердикт – это решение коллегии присяжных заседателей.
Если вердикт о полной невиновности подсудимого, то его немедленного освобождают из-под стражи в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего. Издаётся постановление об оправдательном приговоре.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.