Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже
Оценка 4.6

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже

Оценка 4.6
docx
10.12.2021
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже
«Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»..docx

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже».

Урок-открытие новых знаний

Класс-4

Учебный комплект- Школа России, Рамзаева Т.Г., «Русский язык».

Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Задачи:

- образовательные: на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже, способствовать формированию навыков грамотного письма, повторить ранее изученные темы, активизация и расширение словарного запаса;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания, развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;

- воспитательные: воспитание познавательного интереса, ответственного отношения к учебному труду, привитие любви к родному языку.

 

Оборудование: показ слайдов на мультимедийном устройстве, словари (толковый, словообразовательный, фразеологизмов), кукольный театр, карточки с заданием, учебник «Русский язык»

 

 

    

 

План урока:

1.            Орг. момент.  ( 1 мин)

2.            Вводно-мотивационный этап.  ( 2 мин)

3.            Повторение изученного материала.   ( 7 мин)

4.            Новая тема.  ( 12 мин)

5.            Физкультминутка.   ( 1 мин)

6.            Закрепление новой  темы.   (  14  мин)

7.            Домашнее задание   ( 2   мин)

8.            Рефлексия.   (  1  мин)

 

 

 

Ход  урока:

 

1.            Организационный момент.

(Проверка готовности класса к уроку.)     Записать число, классная работа.

2.            Вводно-мотивационный этап.

(Учитель читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина. Показ слайда № 1):

             О, сколько нам открытий чудных

 Готовит просвещенья дух,

         И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

 

- Ребята, как вы считаете, почему я начала урок с этих слов А.С. Пушкина?

(Нам предстоит сделать какие-то открытия. Мы узнаем сегодня что-то новое. Может, мы будем проводить опыты и исследования.)

- Да, сегодня мы будем исследовать объекты русского языка. Кто хочет прикоснуться к науке? Кто хочет быть исследователем? (……)  Тогда на уроке вам необходимо быть внимательными, дружными, активными, собранными.

Тема нашего урока, нашего исследования – творительный падеж имен существительных. (Показ слайда № 2)

3.            Повторение изученного материала.

- Ребята, вы любите сказки? (……) Какие сказки вам нравятся?

- Что такое «сказка»? (……)

- В толковом словаре В.И. Даля (Учитель открывает словарь) дано такое объяснение: «Сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

- Запишем это слово в тетради, но сначала подготовим пальчики к работе.

(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет: один, два, три, четыре, пять. Затем хлопают в ладоши и говорят:

-              Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:

-              Этот пальчик самый сильный; (правый большой палец)

-              Самый толстый и большой; (левый большой палец)

-              Этот пальчик для того…; (правый указательный)

-              Чтоб показывать его;  (левый указательный)

-              Этот пальчик самый длинный;  (правый средний)

-              И стоит он в середине; (левый средний)

-              Этот пальчик безымянный; (правый безымянный)

-              Он избалованный самый; (левый безымянный)

-              А мизинчик хоть и мал; (правый мизинец)

-              Очень ловок и удал. (левый мизинец)

Встряхнули пальчики и вспомнили правила письма.)

- Итак, запишем слово «сказка». Какая орфограмма нам встретилась? (Парн. звонк. соглас. в середине слова.) Как её проверить?

- Рассмотрим слово с позиции словообразования, т.е. как оно построено.

Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, …) Посмотрим, как сконструировано слово «сказка». С чего начнем разбор по составу?

(Учащийся вслух делает разбор слова по составу)

- Ребята, словообразование рассматривает и группу родственных слов. Какие родственные слова подберем к слову «сказка»? Запишем их. (Сказочка, сказочный, сказать, сказ…) Докажите, что они родственные. Выделите в них корень.

В школьном словообразовательном словаре (Учитель показывает словарь) я насчитала 36 слов, родственных нашему слову.

- (Показ слайда № 3) Перед нами стихотворение Сергея Острового «Сказки». Прочитайте его про себя и подготовьтесь к чтению вслух.

(Дети читают стихотворение):

Сказки.

         Сказки надо рассказывать ночью

Под лохматые шорохи звезд.

            Тут и встретишься с чудом воочию,

     Тут и лешего схватишь за хвост.

   Сказки надо рассказывать ярко,

Околдовывать речью цветной.

          Сказки надо рассказывать с толком,

       Чтобы даль расступилась. И ширь.

                      Чтобы после хоть с чертом, хоть с волком,

   А не страшно. Ты сам богатырь.

- Как вы думаете, почему «сказки надо рассказывать ярко»? (Чтобы тебя внимательно слушали. Чтобы слушателям было интересно.)

- Как вы понимаете выражение «Сказки надо рассказывать с толком»? (Сначала нужно подумать о том, что сказать. Надо точно передавать содержание и основную мысль.)

- Что значит «околдовывать речью своей»? (Речь должна быть богатой и разнообразной. Нужно уметь употреблять синонимы, антонимы, имена прилагательные.)

- Просклоняем слово «сказка».

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.):

                                 И.п. сказывалась (что?) сказка (ж.р., 1 скл.)

                                             Р.п. герои (чего?) сказки

           Д.п. добавили (к чему?) к сказке

 В.п. слушали (что?) сказку

               Т.п. интересовались (чем?) сказкой

            П.п. размышляли (о чем?) о сказке

4.            Новая  тема.

- Всего в русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название, вопрос и предлоги. Нас сегодня интересует один падеж – творительный. Мы вспомнили, на какие вопросы он отвечает (кем? чем?), знаете, с какими предлогами он употребляется (над, перед, за, под). Каким членом предложения является имя существительное в Т.п.? (дополнением, обстоя- тельством) Как вы думаете, что ещё необходимо и очень важно знать? (Какие окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонений пишутся в творительном падеже.)

- Верно, ребята! Это и есть тема нашего исследования.

- Вы сказали мне, что любите сказки. Сейчас я расскажу вам одну, а два ученика помогут её показать. (Когда учитель рассказывает сказку, два ученика показывают кукольный театр.)

- «Жил-был Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде № 4 появляются постепенно)), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей.

- Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)

Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что сейчас ты встретилась с ужом».

- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит.)

«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

-              Вот такая сказка. Прочитайте на экране имена существительные.

-              Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа.)

     - На какие группы мы можем разбить эти слова? (Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.)

     - Спишем эти существительные в три столбика по склонениям, выделяя окончания. (Работа выполняется с комментированием.)

          1 скл.                                2 скл.                               3 скл.

        зеброй                              слоном                              смелостью

        сливой                             медведем                           елью

       умницей                             ужом                               осенью 

(Показ слайда № 5)

-              Ребята, сделайте сами вывод о том, какие окончания пишутся у имен существительных в творительном падеже. (Дети называют окончания. После их ответов идет показ слайда № 6 )

-              Составьте предложение с одним из записанных слов. (Ответы детей)

-              Запишем предложение: Под старой елью спал серый заяц.

-              Какое это предложение? Выполним разбор предложения. (Один уч-ся вслух комментирует разбор предложения)

5.            Физкультминутка.  (Зарядка для глаз)

6.            Закрепление темы.

- Вспомните нашу сказку. Осенью Король, как и обещал, повел принцесс в цирк. Что они там увидели, вы узнаете, выполнив следующее задание.  (ПОКАЗ СЛАЙДА № 7)

- Прочитайте текст. (…)  Ещё раз повторим, что надо сделать, чтобы правильно написать окончания имен существительных.

- Вам необходимо списать текст, обозначить склонение и падеж им.сущ. с пропущенными окончаниями и ,пользуясь памяткой, правильно написать эти окончания.

__________________________________________________________________

В цирке.

      Манеж осветился лучик…м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк…й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак…й. Они ловко работали с мячик…м  и  скакалк…й. Циркач угостил их рыб…й  и сахар…м. Под купол…м цирка выступали акробаты. Зрители с радость… хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й.

 

(Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имен существительных.)

 _____________________________________________________________________________

 

(Взаимопроверка работ учащихся. Показ слайда № 8)

 

7. Домашнее задание.   ( стр       упр.    – по заданию)

 

8. Рефлексия.

     -   Что нового узнали сегодня на уроке?

-              Что на вас произвело наибольшее впечатление?

-              Какие задания показались наиболее интересными?

-              Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

 Молодцы, ребята! Все замечательно работали.

Спасибо за урок! (Слайд № 9)


 

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже»

Ход урока: 1.

Ход урока: 1.

И стоит он в середине; (левый средний) -

И стоит он в середине; (левый средний) -

Что значит «околдовывать речью своей»? (Речь должна быть богатой и разнообразной

Что значит «околдовывать речью своей»? (Речь должна быть богатой и разнообразной

Показ слайда № 5) -

Показ слайда № 5) -

Что на вас произвело наибольшее впечатление? -

Что на вас произвело наибольшее впечатление? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021