Класс 6
Предмет русский язык
Тема Буквы и-ы после ц
Цели:
1. Предметные
- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
- развивать орфографическую зоркость
2. Метапредметные
- формировать умение находить информацию в тексте
- учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
- учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве,
слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и
аргументировать его, осуществлять самоконтроль.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Основная часть
1. Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой
· Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.
Собач.нка, доч.нька, свеч.й. туч.й, полотенц.м, храбрец.в, дом.ка, сыноч.к, каменщ.к, летч.к, в деревн.., из деревн., в лекци., (под) крыльц.м, (под) ворота, (под) воротня, ш.л, ч.рный, ш.в, крыж.вник, ш.колад, ш.мпол.
(Самопроверка)
Собачонка, доченька, свечой, тучей, полотенцем, храбрецов, домика, сыночек, каменщик, летчик, в деревне., из деревни, в лекции, под крыльцом, под ворота, подворотня, шел, черный, шов, крыжовник, шоколад, шомпол.
· Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.
2. Создание проблемной ситуации
Запись на доске
Ц..ркуль, ц..ганка, энц..клопедия, гостинц., Синиц..на, станц..я, ц..пленок.
· Вставьте пропущенные буквы
· Почему у всех получилось по-разному?
· Что влияет на правописание?
(Ответы учеников)
Ошибки исправляются мелом, но не комментируются.
Работа с учебником.
Циркуль, цыганка, энциклопедия, гостинцы, Синицына, станция, цыпленок.
· Что у них общего? А в чем различие?
· Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле?
· Что предстоит выяснить, узнать?
· Сравните свою формулировку с правилом.
Предполагаемый ответ: «В каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?»
· Сформулируйте тему урока.
3. Актуализация проблемы
· Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)
Материал для наблюдения:
· Прочитайте столбики слов
цирк птицын птицы
акация сестрицын белолицый
Исключения:
Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»
· Какой гласный звук слышится после Ц?
· Какими буквами обозначается на письме?
· Проанализируйте графическое обозначение условий выбора букв ы-и после Ц и сформулируй правило самостоятельно
· Назови опознавательный признак орфограммы - буквы гласного
Физкультминутка
– А теперь немного отдохнем. Встанем.
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже - руки за спину положим,
Голову поднимем выше и легко-легко подышим.
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
– Молодцы!
4. Поиск решения
Работа в парах
· Обдумайте и сформулируйте свое правило
· Сравним ваши выводы с материалом учебника, стр. 45
· Составьте схему применения правила
В результате совместной работы приходим к общему выводу
Буквы и-ы после ц
и ы
в корне существительных, в окончаниях и суффиксах
в словах на -ция существительных и
цифра прилагательных
цикл ножницы
трапеция страницы
краснолицый
сестрицын
Но! Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»
5. Применение нового
· Составьте словосочетания, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.
· Словарная работа.
Слова инициалы, аттракцион, полиция, полицейский, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник записать в тетрадь, обратить внимание на правописание и ударение. Проговаривание хором.
Найдите в Толковом словаре лексическое значение слов инициалы, аттракцион, палисадник.
· Составьте предложения на изученную орфограмму, графически объясните условия выбора орфограмм.
· Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.
Буквенная орфограмма
Орфограмма-буква гласного
Положение после ц
III. Домашнее задание
составить словосочетания со словами в рамке.
IV. Итоги урока.
Объявляются и комментируются оценки.
Рефлексия
ü Сегодня я узнал…
ü Было трудно…
ü Я понял, что…
ü У меня получилось…
ü
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.