Правописание буквы и - ы после ц
Оценка 4.8

Правописание буквы и - ы после ц

Оценка 4.8
docx
07.06.2021
Правописание буквы и - ы после ц
урок по ФГОСам в 6 классе.docx

 

Класс  6

Предмет  русский язык

Тема  Буквы и-ы после ц

Цели:

1.     Предметные

- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»

- формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы

- развивать орфографическую зоркость

   2.  Метапредметные

           -  формировать умение  находить информацию в тексте

           -  учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов

          -  учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде

  3.   Личностные

    -   стремиться к координации различных действий в сотрудничестве,

слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и

аргументировать его, осуществлять самоконтроль.

 

 

                                                    Ход урока

I.                   Организационный момент

II.                Основная часть

1.     Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Орфографическая пятиминутка с последующей  самопроверкой

·        Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Собач.нка, доч.нька, свеч.й. туч.й, полотенц.м, храбрец.в, дом.ка, сыноч.к, каменщ.к, летч.к, в деревн.., из деревн., в лекци.,  (под) крыльц.м, (под) ворота, (под) воротня, ш.л, ч.рный, ш.в, крыж.вник, ш.колад, ш.мпол.

 (Самопроверка)

Собачонка, доченька, свечой,  тучей, полотенцем, храбрецов, домика, сыночек, каменщик, летчик, в деревне., из деревни, в лекции,  под крыльцом, под ворота, подворотня, шел, черный, шов, крыжовник, шоколад, шомпол.

·        Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.

2.     Создание проблемной ситуации

Запись на доске

Ц..ркуль, ц..ганка, энц..клопедия, гостинц., Синиц..на, станц..я, ц..пленок.

·        Вставьте пропущенные буквы

·        Почему у всех получилось по-разному?

·        Что влияет на правописание?

                               (Ответы учеников)

        Ошибки исправляются  мелом, но не комментируются.

Работа с учебником.

Циркуль, цыганка, энциклопедия, гостинцы, Синицына, станция, цыпленок.

·        Что у них общего? А в чем различие?

·        Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле?

·        Что предстоит выяснить, узнать?

·          Сравните свою формулировку с правилом.

Предполагаемый ответ: «В каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?»

·        Сформулируйте тему урока.

 

3.     Актуализация проблемы

·        Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)

Материал для наблюдения:

·        Прочитайте столбики слов

цирк                         птицын                                 птицы

акация                        сестрицын                            белолицый

 

 


Исключения:

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

·        Какой гласный звук слышится после Ц?

·        Какими буквами обозначается на письме?

·        Проанализируйте графическое обозначение условий выбора  букв ы-и после Ц и сформулируй правило самостоятельно

·        Назови опознавательный признак орфограммы - буквы гласного

 

Физкультминутка

 

– А теперь немного отдохнем. Встанем.

 Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже - руки за спину положим,

Голову поднимем выше и легко-легко подышим.

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

– Молодцы!

4.     Поиск решения

Работа в парах

·        Обдумайте и сформулируйте свое правило

·        Сравним  ваши выводы с материалом учебника, стр. 45

·        Составьте схему применения правила

В результате совместной работы приходим к общему выводу

                                          Буквы и-ы после ц

и                                                                                                     ы

в корне существительных,                             в окончаниях  и суффиксах

в словах на  -ция                                            существительных и

цифра                                                            прилагательных

цикл                                                                     ножницы

трапеция                                                            страницы

                                                                             краснолицый

                                                                             сестрицын

 

Но! Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

 

5.     Применение нового

·        Составьте словосочетания, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы.

·        Словарная работа.

Слова инициалы, аттракцион, полиция, полицейский, милиция, милиционер, нарцисс, палисадник  записать в тетрадь, обратить внимание на правописание и ударение.  Проговаривание  хором.

Найдите в Толковом словаре  лексическое значение слов инициалы, аттракцион, палисадник.

·        Составьте предложения на изученную орфограмму, графически объясните условия выбора орфограмм.

·        Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

                                  Буквенная орфограмма

                             Орфограмма-буква гласного

                              Положение после ц

 

III.            Домашнее задание

 составить словосочетания со словами в рамке.

IV.            Итоги урока.

Объявляются и комментируются оценки.

Рефлексия

ü Сегодня я узнал…

ü Было трудно…

ü Я понял, что…

ü У меня получилось…


 

ü

Класс 6 Предмет русский язык

Класс 6 Предмет русский язык

Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм

Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм

Проанализируйте графическое обозначение условий выбора букв ы-и после

Проанализируйте графическое обозначение условий выбора букв ы-и после

Составьте словосочетания, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы

Составьте словосочетания, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2021