"Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"

  • docx
  • 24.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РУССКИЙ.docx

Конспект урока русского языка

Класс: 4 «Ж»

Тема: Правописание гласных и согласных в значимых частях слова» (повторение)

Цель: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове

Задачи:

1.     Вспомнить способы проверки корневых орфограмм

2.     Вспомнить значимые части слова

3.     Узнать новые слова с удвоенной согласной и их лексическое значение

Планируемые результаты:

Личностные: Проявляет интерес к изучаемому материалу

Метапредметные:

Регулятивные: Умеет организовать своё рабочее место с помощью учителя

Познавательные: Умеет искать ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Предметные: закрепить знания о орфограммах в корне слова

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык 4 кл, презентация, наглядность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Орг. момент

Встали, подровнялись.

Здравствуйте ребята!

Присаживайтесь!

 

Здравствуйте

 

 

Регулятивные:

Умеет организовать своё рабочее место с помощью учителя

Актуализация знаний

Ребята, какие значимые части слова вы знаете?

Верно.

Я предлагаю вам разобрать слова по составу, чтобы вспомнить все значимые части слова, как они выделяются на письме и как их определить. (Бессердечный, дубок, указка, поход)

Какие орфограммы в корне вы знаете?

 

 

 

 

 

Правильно, молодцы. А что нужно сделать, чтобы правильно обозначить букву в корне?

 

 

 

Верно!

Приставка, корень, суффикс, окончание

 

 

 

 

 

 

 

Разбирают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Безударный гласный звук, парный по глухости звонкости согласный звук, непроизносимый согласный звук

Изменить слово, подобрать однокоренное слово, узнать о написании слова в орфографическом словаре

Личностные: Проявляет интерес к изучаемому материалу

Познавательные:

Умеет искать ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Минутка чистописания

Отройте учебники на странице 60. Прочитайте слова, которые выделены курсивом.

 

Верно. Как мы можем проверить правописание данных слов?

Правильно. Вокзал, пассажир и пассажирский - это словарные слова, их написание можно проверить только по орфографическому словарю.

Откройте тетради, запишите число и классная работа. Сегодня 7 октября.

Запишите словарные слова в тетрадь, подчеркните непроверяемые гласные в корне. Они выделены зелёным цветом у вас в учебнике. Поставьте ударение во всех словах и подчеркните удвоенную «с» в словах пассажир и пассажирский.

 

Вокзал, пассажир, пассажирский

 

Никак, потому что это словарные слова

 

 

 

 

 

Записывают

 

Формулировка темы урока

Чтобы определить тему урока, нужно поставить слова в правильном порядке.
«гласных и согласных» «корне» «слова» «Правописание» «в»

 

Верно, молодцы!

 

 

Правописание гласных и согласных в корне слова

Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Постановка цели и задач Планирование

Вам уже знакома эта тема, верно? Вы знакомились с ней на прошлых уроках.
Значит какой будет цель урока? Если вы уже знаете тему, знаете правила, знаете орфограммы.

Что мы должны сделать?

 

Верно! (вывешиваю цель на доску)

А чтобы нам с вами достигнуть цели, нужно выполнить план. Кто прочитает пункты плана? (вывешиваю план)

Верно, мы к нему ещё вернёмся в конце урока.

 

 

 

 

 

Вспомнить и закрепить правописании гласных и согласных в словах

 

читают

Познавательные: Умеет искать ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Практическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Ребята, отгадайте загадку. Слушайте внимательно!

Обратите внимание на упр. 97. Прочитайте как пишется слово «перрон». Обратите внимание, что в слове удвоенная «р».

Ребята, что такое вокзал? Что это за место?

Верно.

Прочитайте задание под 3 точкой в номер 97. Давайте составим предложения с словами вокзал, пассажиры, пассажирский, перрон, экспресс

 

Перед тем как продолжить работу, я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаём из-за своих рабочих мест так, чтобы не мешать друг другу. Повторяем за мальчиком на видео
(видеофизминутка)

Молодцы, садитесь

 

Молодцы. При выполнении следующего задания мы узнаем новые слова с удвоенной согласной, познакомимся с лексическим значением этих слов, а также повторим алфавит. Упражнение 98

Что нужно сделать в этом номере? Кто прочитает под точкой что написано? Что такое лексическое значение? Обсуждаем каждое слово и записываем его в тетрадь.

В задании сказано, что нужно поставить слова в алфавитном порядке.

Какое слово запишем первым?

Что такое антенна?

Антенна – это устройство, предназначенное для излучения или приёма радиоволн. Их устанавливают на крышах домов, чтобы перехватывать сигнал, чтобы вы смогли смотреть телевизор или сидеть в интернете и т.п.

Следующее слово аппетит, что значит это слово?

Аппетит – это ощущение, связанное с потребностью в пище. Т.е. это желание кушать.

Что такое бассейн?

Бассейн – это искусственный водоём, место где плавают

Колледж – что значит это слово?

Колледж- это учебное заведение, такое же как школа. После того, как вы окончите школу – вы можете пойти в колледж, чтобы получить какую-нибудь профессию.

Как вы думаете, что такое коллектив?

Вас можно назвать коллективом?

Коллектив – это группа людей, которые объединяются для какого-то дела

Программа – что это?

Программа - это какая-то определённая последовательность действий - план.

Телеграмма – что это?

Телеграмма – это письмо.

Терраса – что это такое?

Терраса – это пристройка к дому — открытая или застеклённая площадка с крышей. Как большой балкон, люди выходят на террасу, чтобы любоваться видами.

И последнее слово которое у нас осталось территория – это? Это часть суши с определёнными границами 

Перрон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают

 

 

 

Читают

 

Место куда приезжают поезда

 

 

 

 

Составляют предложения

 

 

 

Встают

 

Выполняют

Садятся

 

 

Читает

Определение

 

Отвечают

Да

 

 

 

 

 

Антенна

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

Да

 

 

 

Отвечают

 

 

Отвечают

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

Отвечают

Личностные:

Проявляет интерес к изучаемому материалу

Познавательные: Умеет искать ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Осуществление контроля

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним какая была тема урока?

 

Верно! Вернёмся к нашему плану. Посмотрим выполнили мы его или нет.

Вспомнили правила правописания гласных и согласных в корне слова?

Назовите мне корневые орфограммы

Молодцы. Что такое лексическое значение?

Какие значимые части слова вы знаете?

Правильно. Мы с вами выполнили все пункты плана. А значит достигли цель! 

 

 

Правописание согласных и гласных в корне слова

 

 

Да

Отвечают

 

То, что обозначает слово

Суффикс, корень, приставка, окончание

Познавательные: Умеет искать ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные: Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Рефлексия

Ребята, что вы сегодня узнали?

Что повторили?

 

 

Где у вас возникли трудности? В каком упражнении? Почему?

Вам понравился урок? Почему?

Новые слова и их лекс.значение
Орфограммы в корне слова

Отвечают

 

Да/нет

Личностные: Проявляет интерес к изучаемому материалу

Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других