РУСС.ЯЗ УРОК№58 КЛАСС:4-Б ДАТА: 16.12.20 СЕИТ-АБЛАЕВА М.О.
Тема: Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и Ц.
Цели: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц»; развивать умение проверять безударные падежные окончания имён существительных; развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Планируемые результаты
Предметные:
формировать умение писать окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц; развивать умение проверять безударные падежные окончания имён существительных распознавать имена существительные в творительном падеже.
Личностные результаты:
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; обосновывать свое мнение.
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу, определять трудности, видеть способы их преодоления; выполнять самопроверку, взаимопроверку и при выполнении учебного задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе; строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
Ход урока.
1. Организационный момент.
У великого русского поэта Валерия Яковлевича Брюсова есть такие слова: «Ум и сердце в работу вложи, каждой минутой своей дорожи.
Как вы понимаете выражение «сердце в работу вложи»? (Это значит работать с желанием, с настроением, с душой, любить своё дело.)
2. Чистописание.
Запишите число, классная работа.
На доске буквы Ж Ш Щ Ц Ч.
-Назовите их. Что вы можете сказать об этих буквах?
Какая буква лишняя? Почему?
На какие группы можно разделить оставшиеся буквы? (Парные – непарные согласные, только твердые – только мягкие согласные.)
Запишите эти буквы.
3. Актуализация знаний.
Что вы видите на доске?
Ч . рный, ц . кот, ш .лк, ж . лтый, ш . пот.
Что вы можете сказать об этих словах?
Какое задание вы можете предложить?
Выполним одно из предложенных вами заданий - запишем слова по группам «части речи», вставляя пропущенные буквы.
Какие буквы необходимо будет вставить? (Буквы о или ё).
Какая трудность в написании гласной после шипящих? (Слышим звук о).
Что будем делать, если затрудняемся в написании? (Обратимся к орфографическому словарю).
Выполнение работы, проверка – один ученик работает у доски, остальные с помощью сигнальных карточек проверяют.
4. Самоопределение, постановка темы и цели урока.
На доске словосочетания. (Слайд 4).
Шагать с песн . .
Сидит с газет . .
Занесло снег . .
Прятался под крылечк . .
Прочитайте словосочетания. Что их объединяет? (Глагол + сущ.в Т.п.)
Назовите признаки творительного падежа.
Как определить, какое окончание существительного необходимо написать? Назовите 2 способа. (1 способ: подставить слово-помощник того же склонения, но с ударным окончанием. 2 способ: по правилу о падежных окончаниях).
Продолжим работать с словосочетаниями (Слайд 5).
Приехал с багаж . .
Наблюдаю за еж . .
Умывался водиц . .
Заросло камыш . .
Почему возникло затруднение? (После шипящих и ц может писаться е, о)
Сформулируйте тему урока. . (Правописание окончаний существительных в Т.п. после шипящих).
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться писать окончания имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц).
5. Работа по теме урока.
А). Исследовательская деятельность.
Исследуйте предложенные вам слова по плану. (Работа в парах).
Дачей, моржом, плащом, пищей, улицей, огурцом.
План исследования.
1.Определите падеж имён существительных.
2. Выделите основу и окончание слов.
3. Определите, какой согласный стоит на конце основы, подчеркните его.
4. Поставьте ударение в словах.
5. Посмотрите, какая буква стоит в окончании на месте ударного звука.
6. Посмотрите, какая буква стоит в окончании на месте безударного звука.
7. Сделайте вывод.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка, формулирование вывода. (После шипящих и ц в окончаниях существительных в творительном падеже под ударением пишется о, без ударения – е.) (Слайд 7)
Проверим наш вывод – учебник с.119.
Можем ли теперь записать окончания существительных в нашем предложении?
Как необходимо действовать, чтобы правильно написать окончания существительных в творительном падеже после шипящих и Ц? (Слайд 8)
Читаю слово
Ставлю ударение
Окончание ударное Окончание безударное
Пишу -о Пишу -е
Физминутка.
Б). Включение в систему знаний.
Коллективное выполнение упр. 223 с.119.
6. Закрепление изученного материала.
Выберите себе задание, с которым справитесь (на карточках разного цвета задания различной сложности).
1 уровень.
Вставь пропущенные буквы в окончания существительных в творительном падеже. Определи склонение существительных, выдели окончания. Спиши.
Перед дач . й, с товарищ . м, с продавц . м, перед столиц . й, с борщ . м,
за гостинц . м, с синиц . й, над лестниц . й, под крыш . й.
2 уровень.
Составь и запиши словосочетания «глагол + сущ. в Т.п.». Определи склонение существительных, выдели окончания.
Разговаривать (врач), склониться (чертёж), задуматься (задачей), следить (птица), играть (малыш), любоваться (кольцо).
3 уровень.
Составь и запиши словосочетания из данных слов и имён существительных в творительном падеже. Определи склонение существительных, выдели окончания.
Дружить (с кем?) ……., любоваться (чем?) …….., приехать (с чем?) ……., рисовать (чем?) ……….., резать (чем?) …………, бежать (за чем?) …….
Проверка и самооценка. Проверьте свою работу – возьмите лист самопроверки и сверьте свои ответы с правильными. Сигналят карточками.
7. Итог урока, рефлексия.
8. Домашнее задание.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.