Урок русского языка в 10 классе (2 часа)
Тема: Частицы Не и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание с разными частями речи.
Цели: закрепить основные правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи; формировать практические навыки; совершенствовать умение употреблять частицы в собственной речи учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, навыков работы с информационными ресурсами, в том числе и с электронными.
Задачи: продолжить развитие познавательного интереса к русскому языку, умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания; продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых примеров.
· Формы работы на уроке: беседа по вопросам, самостоятельная работа, работа в группах.
· Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно.
Б. Житков.
1.Орг.момент. Запись числа, темы урока.
-Ребята, запишите тему нашего урока. Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня должны поставить перед собой? Что мы должны узнать, повторить?
2.Работа с эпиграфом.
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
Учитель: Когда будет от учения “радостно и победно”?
- Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.
Вы правы. Вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения. А для начала давайте вспомним, чем же отличаются частицы Не и Ни и как они пишутся с различными частями речи.
Запись опорного конспекта.
Мы часто сталкиваемся с проблемой слитного раздельного написания частиц не и ни с другими словами. Самым легким для понимания и запоминания правилом здесь является то, что: 1. Частица не пишется слитно со всеми словами, которые без не не употребляются (небылица, нелюдим, невежественный, нелепый, невзлюбить, недоумевать, нельзя, неужто). В других случаях написание не подчиняется следующим правилам. 2. С глаголами и деепричастиями частица не всегда пишется раздельно, кроме: · случаев, указанных в первом правиле; · приставок недо- в глаголах, имеющих значение «недостаточности действия»(недоедать, недопечь, недозреть). Примечание. Не путать с глаголами с приставкой до- и частицей не, обозначающими «незаконченность действия» (не дочитать книгу, не досмотреть фильм).
3. С именами существительными частица не пишется слитно: · если к слову с не можно подобрать синоним без этой частицы (неправда – ложь, недруг – враг); · при образовании слова, обозначающего лиц, со значением противопоставления (профессионалы – непрофессионалы, русский – нерусский); раздельно: · когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом а (не друг, а враг, не счастье, а горе); · если слово с не обозначает не людей (слоны – не слоны, повесть – не повесть, холод – не холод). Примечание. Исключения составляют слова-термины, которые пишутся слитно: металлы – неметаллы. 4. С именами прилагательными частица не пишется слитно: · если прилагательное заканчивается на –мый (неоспоримый, неистребимый, недопустимый, неисправимый); · если можно заменить прилагательное с не синонимом без этой частицы (неженатый – холостой, недружелюбный – враждебный, невысокий – низкий); раздельно: · когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом а (не горькие, а сладкие, не ласковый, а грубый); · если прилагательное относительное (ваза не хрустальная, цепочка не серебряная) или качественное, обозначающее цвет (море не синее, полотенце не желтое); · при усилении отрицания с помощью пояснительных слов, таких как далеко не, вовсе не, ничуть не (совсем не близкий путь, далеко не бесполезный совет); · если частица не подчеркивается в вопросительном предложении (Не верное ли это утверждение? – Разве это утверждение неверное?); · если прилагательное пишется через дефис (не торгово-промышленные предприятия). Примечание 1. Краткие прилагательные пишутся с не, так же, как и полные, от которых они произведены (неизлечимая болезнь – болезнь неизлечима, человек не умный, а глупый – человек не умен, а глуп); Примечание 2. Если краткое прилагательное не имеет полной формы, то оно всегда будет писаться раздельно с частицей не (он не рад встрече).
5. С наречиями частица не пишется слитно: · если наречие заканчивается на –о, и его можно заменить близким по значению словом (невесело – грустно, невысоко – низко); · если наречие образовано от местоимения (негде, неоткуда, некогда, некуда); раздельно: · когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом а (не плохо, а хорошо, не слабо, а сильно); · при усилении отрицания с помощью пояснительных слов, таких как далеко не, вовсе не, ничуть не (совсем не трудно сделать, оказаться рядом далеко не случайно) · с наречиями в сравнительной степени (работать не хуже других, получать не больше остальных); · если наречие пишется через дефис (поступить не по-дружески, одеться не по-летнему). Примечание 1. Не со следующими наречиями пишется раздельно: не сегодня, не совсем, не так, не иначе, не вполне, не здесь, не очень. Примечание 2. Не пишется раздельно с наречными выражениями: не к добру, не по нутру, не в меру, не к спеху, не с руки, не по вкусу, не в пример.
6. С причастиями не пишется слитно: · если причастие полное и нет слов, от него зависимых (невысохшее белье, несданная книга, невымытый пол) Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно: (крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример) раздельно: · если причастие полное и имеет зависимые слова (Данные произведения остались не опубликованными при жизни писателя); · с краткими причастиями (долг не уплачен, костер не зажжен); · когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом а (не напечатанный, а рукописный текст, не выдуманная, а реальная история).
7. Частицы не и ни с отрицательными местоимениями пишутся слитно (некого спросить, нечему удивляться, никто не забыт) со всеми остальными раздельно (не мне, не каждый, ни я, ни ты).
8. Слитно частица ни также пишется с некоторыми наречиями (нимало, никак, нигде, нипочем). Со всеми остальными частями речи частица ни пишется раздельно. |
Не |
Ни |
при отрицании Пример: не прочитал книгу |
для усиления утверждения употребляется перед сказуемым в придаточном предложении Пример: Сколько он ни играл, а всё проигрывал |
в восклицательных предложениях, как правило, со словами ТОЛЬКО, УЖ Примеры: Где он только не был! Где уж он не служил! |
|
при двойном отрицании Примеры: не мог не заметить, нельзя не согласиться |
в сочетаниях слов типа ни рыба ни мясо, ни за что ни про что, где бы то ни было, во что бы то ни стало, куда ни шло, откуда ни возьмись, как ни в чём не бывало |
в простом вопросительном предложении Примеры: Ты не подождёшь меня ? Не правда ли? |
|
в сочетаниях слов типа ПОКА НЕ, ЧТОБЫ НЕ, ЕДВА ЛИ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИМАЛО НЕ Примеры: пока не стемнело, чтобы не разбудить |
|
Примечание НЕ один (= много), ни один ( =никто), не раз ( = много), ни разу ( = никогда) |
3. Игра «Продолжи пословицу»
Учитель читает первую половину, учащиеся продолжают пословицу и объясняют слитное/раздельное написание частиц.
Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком- торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь , а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки.
На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож, а дела ни на грош. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни матери , ни отца.
Учитель: - Ребята, в каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков?
(ответ ребят)
Сделаем вывод: в каких случаях используется частица НИ?
4. Словарная работа.
Сегодня я бы хотела провести тематический урок, так как, как всем вам известно, близится самый важный для нашей страны праздник. Какой? Правильно, День Победы! Именно о людях, помогавших в разные времена защищать свою страну, а также об их поступках, мы сегодня и поговорим, конечно же, используя частицы. Но для начала,давайте подумаем, какие же воинские звания вы знаете?
Солда́т (от лат. Soldus, Solidus — монета или от итал. Soldo — монета, жалование)
первичное, младшее, нижнее, воинское звание рядовой в армиях многих государств;
категория военнослужащих и военнообязанных в Вооружённых Силах ряда государств; Впервые название солдат появилось около 1250 года в Италии[3], где так называли воинов-наёмников, получавших жалование за военную службу.
Слово произошло от названия монеты солид, которой платилось жалованье римским воинам времён Септимия Севера. Воины эти назывались Solidarius; отсюда произошло фр. Soldat, нем. Söldner и польск. żołnierz — жолнёры.
Генера́л (от лат. generalis «общий, главный») — воинское звание (или чин) высшего офицерского состава в армии. Генералами также называют глав монашеских и рыцарских орденов.Впервые чин генерала появился во Франции в XVI веке
Адмира́л (нидерл. admiraal, от арабск. амир аль — повелитель (чего либо), сокращение от араб. أمير البحر амир аль бахр — повелитель моря) — воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах).
5.
Слово учителя.
Ребята, а
постарайтесь вспомнить известную русскую пословицу, в которой упоминается целых
два воинских звания из уже названных нами?
(Плох тот солдат, который не хочет быть генералом).
Кто сказал эти слова? Чьи они?
Эти слова принадлежат русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.
С детства любознательный, он со страстью предался чтению, преимущественно книг военного содержания. Вынеся из родительского дома уважение в науке и жажду знаний, он и на службе, чуть не до конца жизни, постоянно пополнял свое многостороннее образование. Идеи Суворова, как военного педагога, и поныне еще не применены во всей полноте. Результаты суворовского воспитания и образования войск сказались в ряде блестящих побед, какого не имеет ни один из русских полководцев. Сам он в течение своего долголетнего военного поприща ни разу побежден не был.
От подчинённых требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства».
( выписать эти слова на доске)
Современники говорили о Суворове: Ни разу не побежденный
-Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы ребят)
-Хотите ли вы, чтобы и о вас сказали точно так же?
-Давайте запишем некоторые изречения Суворова и постараемся понять, каким великий полководец хотел видеть русского солдата.
Учитель: - Обратите внимание, как
пишутся в этих пословицах и поговорках частицы НЕ и НИ?
7. Работа в группах.
Учитель: Ребята, давайте теперь разделимся на взводы, как в армии Суворова, и постараемся добиться таких же побед, как и Александр Васильевич. Начинаем подготовку к сражению.
1 задание: Работа с таблицей «Слитно - раздельно».
(не)красивый плащ |
|
(не)лепое поведение |
|
(не) веселый, а грустный напев |
|
Далеко (не)легкая задача |
|
(не)кого спросить |
|
(не)дорогой, но красивый подарок |
|
(не)взлюбил с первого взгляда |
|
(не)сказав ни слова |
|
( один представитель из каждого взвода читает ответ)
2 задание: Тематический диктант.
Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ-:
• 1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица)
• 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка)
• 3. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
• 4. Необразованный, малосведущий человек (невежда)
• 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение)
• 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
• 7. Раб, обычно из пленников (невольник)
• 8. Отсутствие свободы, рабство. (неволя)
• 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа)
• 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо(неумеха)
• 11. Военный противник, враг (неприятель)
3.Объявляется следующее сражение, на этот раз вашими противниками станут задания из тестирования ЕГЭ:
А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
2. Передо мной был (не)враг, а друг.
3. (Не)известности уже не было.
4. Мы остановились в (не)доумении.
5. С годами у него появилась (не)решительность.
А2 НЕ пишется слитно:
1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
2. (Не)правду я не потерплю.
3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.
А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:
1. Удивила (не)зависимость и резкость.
2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
3. С (не)ряхой мало кто общается.
4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
5. Человек – творец счастья и (не)счастья.
А4 Слово с НЕ пишется слитно
1. Вовремя письмо (не) отправили.
2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
4. Мне сегодня (не)здоровится.
5. (Не)нависть – плохой советчик.
А5. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
1. (ни)кто не обратил внимания, (ни)когда не жалел.
2. (ни)в чем не обвинял, (ни)как не возьму в толк.
3. (ни)ответа (ни)привета
8. Словарная работа
Майо́р (исп. mayor — больше, сильнее, значимее) — первое звание старших офицеров.
• Звание возникло в 18 веке. Майор нёс ответственность за караул и питание полка
Ветеран — (лат. veteranus — от vetus — старый), в Древнем Риме солдат, отслуживший срок в армии.
• В античном Риме ветеранами назывались солдаты, которые отслужили срок минимум в 20 лет и были уволены или оставались при войске
Участник- Тот, кто участвует, участвовал в чем-н. Например: участник войны. Государства -участники международного форума.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, какой юбилей будет праздновать наша страна в этом году? (70-летие Победы над фашистской Германией)
-Как вы понимаете слова: «Никто не забыт, ничто не забыто»?
-Можно ли сказать, что мы забыли подвиги Суворова? (нет)
-А можно ли сказать, что мы забыли подвиги солдат Великой Отечественной войны?(нет)
Учитель: Когда-то Суворов написал: "Потомство мое, прошу брать мой пример!.."(А.В.Суворов)
-Жизнь этого человека является примером для каждого из нас. Суворов ни разу не был побежден. Давайте и мы будем одерживать в учении пусть маленькие, но победы. А начнем их с получения хороших оценок по словарному диктанту!
9. Словарный диктант.
Н...былинки нет, н...мог н...сказать, н...отвечать н...слова, н...мог н...рассмеяться, н...перед кем н...высказывался, нет н...диной тучки, н...могли сказать н...слова, н...откуда н...доносилось н...малейшего ш...роха, н...одна почка набухла, н...одна машина н...проедет, н...разу н...взглянул, н...раз уводил, н...виднелось н...одной звёздочки; находится н...в лесу, а на берегу; нельзя н... сказать, н...мог н...знать, н...дать н...взять, ответа н...было, н...готов отвечать; н...друзей, н... врагов; н...мог н...убедиться в случившемся, н...облачка на небе, н...росинки во рту; н...бывать войне!; н...шагу назад!; ну чем н...красавица?; н...весело, н...грустно; н...один н...вернулся, н... разу н...приходил; нет такого города, в каком он н...побывал; кто н...проклинал станционных смотрителей!; куй железо, пока н...остыло; н...тпру н...ну, нет н... занавесей на окнах, н... картин; работать н...покладая рук; н... было н... души; н...кто н...ходит н...летом, н...зимой; н...где н...найти; н...жаль н...лесов, н...птиц; н...боюсь н...волков, н...медведей; н...сколько н...удивляюсь; н...знал отдыха н...днём, н...ночью; н...с кем н...чего н...случилось; н...рёв моря, н...ветер н...что н...было в состоянии заглушить его; открытие н...поразило его, н...удивило и н...мало н...возмутило; н...с кем н...здороваясь и н...о чём н...спрашивая; нельзя назвать н...чёрной, н... зелёной
Итоги урока: Итак, ребята, я надеюсь, что сегодняшний день освежил в вашей памяти знания о частицах не и ни и что словарный диктант все вы напишете на отлично. Сдаем тетради.
Выставление оценок.
Рефлексия: У кого сегодняшний урок вызвал затруднения? Что именно вам показалось сложным?
Домашнее задание: мини-сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.