Правописание Не с деепричастиями.

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 46.Правописание Не с деепричастиями..docx

Урок русского языка в 7 классе №46

Тема: Правописание Не с деепричастиями.

Цель урока: повторить правописание с НЕ различных частей речи; показать синтаксическую и интонационную необходимость выделения деепричастных конструкций; изучить правило правописания НЕ с деепричастиями; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Ход урока

I.Оргмомент

Давайте вспомним, что вы изучали на предыдущих уроках. ( Деепричастие как особая форма глагола). Тема сегодняшнего нашего урока «Правописание НЕ с деепричастиями". На уроке мы повторим, систематизируем те знания, которые вы получили на предыдущих уроках, научимся правильному написание НЕ с деепричастиями и вспомним написание НЕ с другими частями речи.

II.Проверка домашнего задания

Связный рассказ о деепричастиях и знаках препинания при деепричастных конструкциях.

III.Лингвистическая разминка.

Объяснительный диктант (повторение правописания НЕ с различными частями речи).

Не хочу объясняться; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые просторы тайги; нерешенная проблема; неделикатный поступок.

IV.Работа с текстом

 - Прочитаем стихотворение «Лодорский водопад». Оно написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Шмульяна).

Лодорский водопад

Кипя,

Шипя,

Журча

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

 - В чем необычность стихотворения?

(Состоит из 48 одиночных деепричастий и одного деепричастного оборота. )

 - Какой художественный эффект достигается использованием такого количества деепричастий?

(Картина водопада становится зримой, образной, озвученной. Образ водопада изменчив: покорный и бунтующий, спокойный и резвый. Деепричастия характеризуются с разных сторон: по цвету, звуку, движению. )

V.Объяснение нового материала (на доске проецируются слова, записанные в два столбика

НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь                                                                ненавидя
не_думая                                                                            негодуя
не_прочитав                                                                      недоумевая
не_двигаясь                                                                       невзлюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Вывод проецируется на доске. 

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами)

VI.Закрепление нового материала

1.Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями

Задание: Вставить буквы на месте пропусков, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания. Обозначить графически причастные и деепричастные обороты.

  1. (Не) торопясь мы вышли на заснеже … ую улицу сверкающ… от ярких лучей солнца.
  2. Мой спутник одетый в тулуп медле … о (не) ускоряя шаг добрался до саней запряже … ых парой лошадей и сел в них.
  3. Он окинул прощальным взглядом улицу (не) упустив ни малейшей подробности прекрасного зимнего утра.

2.Работа по карточкам

Карточка № 1

Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Не)вын..ся музыки; (не)разб..рая дороги; (не)годуя на людей; (не)веря своим ушам; (не)понимая сказанного; (не)до..жая до станц..и; (не)доумевая;

Карточкка №2

(не)сб..ваясь с пути; (не)подумав о других; (не)найдя ничего; (не)меняя напр..вления; (не)добравшись до дому; (не)задев его; (не)зд..р..ваясь ни с кем; (не)говоря ни слова; (не)вежество; (не)изведанный; (не)взгоды; (не)сделав; (не)точность.

Карточка № 3

Спишите, раскройте скобки.

(Не)осознавая своих действий; (не)истовствуя; (не)чувствуя опасности; (не)доумевая; (не)говоря лишнего; (не)решаясь подойти ближе; (не)вытирая пол; (не)продумав маршрут; (не)заметив людей;

Карточка №4

(не)веря своим ушам; (не)отрывая взгляда; (не)страшась неудач; (не)закрывая двери; (не)добравшись до леса; (не)разобрав дороги; (не)меняя лошадей;(не)сбиваясь; (не)устрашимый; (не)настье; ещё (не)обжитый; (не)достаток;

Карточка № 5

Спишите, раскройте скобки

(Не)выезжая; (не)незамеченная; (не)устрашимый; (не)торопясь; (не)правда; (не)отправленное; (не)успев; (не)исчислимый; (не)забываемый; (не)поладки; (не)веря; (не)забудка; (не)осознавая; никем (не)нарушаемая; (не)нависть; (не)внимание;

3.Работа с учебником. Выполнение упражнения 167.

Рефлексия

- Что нового узнал каждый из вас на уроке?

- Что показалось трудным, вызвало затруднения?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: Пар. 24, упр. 170