правописание падежей

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала pravopisanie_padezhnyh_okonchaniy_imen_prilagatelnyh.docx

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных

Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки

Задачи:

 1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявлять особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен  прилагательных в предложении от имени существительного.

 3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

 4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, к     Родине.

Планируемые результаты

Предметные результаты:  уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты:  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.    Пусть наш урок пройдет под девизом. Слайд 2.

Садитесь. Запишите число.

2.Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.) Слайд 3

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

 ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

3.Актуализация знаний.  Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах.  Посмотрите на тесты,  которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

   Тест Слайды 4-12      Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

 

1.       Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет        с) признак предмета          в) действие предмета

 

2.       На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?  л) что делает? что сделает?    к) какой? какая? какие?

 

3.       Как определить род прилагательного?

м) по вопросу         л) по существительному с ним связанному.

 

4.       Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя        о) –ое, -ее      и) –ый, -ий, -ой.

 

5.       Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным          н) второстепенным

 

6.       Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и числам    е)по родам, числам, падежам   о)по падежам

 

7.       С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным          т) с глаголом           с) с наречием.

 

 

8.       Прилагательных больше всего в текстах -

а) повествованиях      и) описаниях    е) рассуждениях

 

9.       Прилагательное это:

о) часть слова           и) член предложения          е) часть речи.

 

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) Слайд 13

Давайте составим кластер «Имя прилагательное» (все, что мы о нем знаем) . Слайд 14

4. Этап формулировки темы и целей  урока.

Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 15

Используя опорную запись, поставьте цели урока. Слайд 16

Ø  Закрепить………

Ø  Упражняться……….

Ø  Задуматься ……..

Закрепить знания об  имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.

- Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? (говорим, пишем, слушаем, читаем). Слайд 17

- Значит в связи с этим какие у нас задачи урока? (грамотно говорить и писать, уметь слушать другого, хорошо читать.)

5. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе.

Словарная работа    Слайд 18

(Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат)

Взаимопроверка. Сравните свои работы и работу на доске. Слайд 19

На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )

-    Найдите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода). Докажите.

-   Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода)

-   Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род,  2в – женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски)  Проверка.

-    Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского,  среднего  и женского рода)

6. Минутка чистописания. Слайд 20

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:

м.р. -  ж.р. – ср.р.            (ой ый ий,  ая яя, ое ее)

- Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.

- Расскажите об окончаниях прилагательных. Слайд 21

 

7. Постановка проблемы и выход из нее.

Склонение имени прилагательного. Упр. 17 стр.11

8.Физминутка

Определение частей речи

- Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Присядьте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.

Столовая посуда – им.прил.               Школьная столовая – им.сущ.

Учительский журнал – им.прил.        Учительская закрыта – им.сущ.

Больной палец – им.прил.                   Пришел больной – им.сущ.

Дежурный по классу  – им.сущ.         Дежурный полицейский – им.прил. 

 

9. Работа с текстом.   Слайд 24-26

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

 

Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)

 Задание:  Вместо  сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить  род, число, падеж имен прилагательных.

Мы живем в нашей (любимой) стране России. Хороши наши  (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.

Проверка:     - Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)

- По какой теме мы работали?  Что нового сегодня узнали? Чему научились? Что на уроке для вас было интересно?

- А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

- Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

- А ты что делал целый день?

И тот ответил:

- Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

 

Спасибо за работу!

  10. Домашнее задание.

Написать заметку в классную газету, которую мы попробуем выпустить к 23 февраля о героях войны или о геройских поступках на войне или в наши дни

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

План урока    Задания

Успешность     + или-

  1.  

Тест

 

  1.  

Словарная работа

 

  1.  

Минутка чистописания

 

  1.  

Склонение словосочетания прил.+ сущ.

 

  1.  

Выборочное письмо

 

  1.  

Творческая работа

 

  1.  

Работа в парах

 

  1.  

Самооценка

                Оценка:

 

 

 

 

Приложение 2

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

 

Приложение 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание «Корректоры»

Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Вставьте окончания.

Было ясное летние утро. По синим небу плыла легкая туча. С ближнему поля поднялись крикливыми гуси.

 

 

Приложение №1

Лист достижений    __________________________________

( фамилия, имя)

Я  умею

Хорошо  умею

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- слушать и слышать, вступать в диалог

 

 

 

-- уважительно относиться к мнению собеседника

 

 

 

-- работать в паре и группе

 

 

 

-- работать с текстовой информацией

 

 

 

-- планировать,  контролировать и оценивать свою деятельность

 

 

 

 

Я  знаю

Хорошо знаю

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- падежные окончания имён прилагательных

 

 

 

-- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных

 

 

 

-- как выполнить разбор предложения по членам предложения и частям речи

 

 

 

-- как проверять безударные гласные в корне слова

 

 

 

 

Лист достижений    __________________________________

( фамилия, имя)

Я  умею

Хорошо  умею

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- слушать и слышать, вступать в диалог

 

 

 

-- уважительно относится к мнению собеседника

 

 

 

-- работать в паре и группе

 

 

 

-- работать с текстовой информацией

 

 

 

-- планировать , контролировать и оценивать свою деятельность

 

 

 

 

Я  знаю

Хорошо знаю

Иногда ошибаюсь

Буду этому учиться

-- падежные окончания имён прилагательных

 

 

 

-- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных

 

 

 

-- как выполнить разбор  предложения по членам предложения и частям речи

 

 

 

-- как проверять безударные гласные в корне слова

 

 

 

 

 

 

 

План урока    Задания

Успешность     + или-

  1.  

Тест

 

  1.  

Словарная работа

 

  1.  

Минутка чистописания

 

  1.  

Склонение словосочетания прил.+ сущ.

 

  1.  

Выборочное письмо

 

  1.  

Творческая работа

 

  1.  

Работа в парах

 

  1.  

Самооценка

                Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

 

Словарная работа

Акв.рельный,  к.л.грамм,   .теч.ство,  .л.ктрический,  инж.нер,  ненас.ный, б.лет,  трен.рский,  к.мандир,  в.ликий,   с.лдат.

 

План урока    Задания

Успешность     + или-

  1.  

Тест

 

  1.  

Словарная работа

 

  1.  

Минутка чистописания

 

  1.  

Склонение словосочетания прил.+ сущ.

 

  1.  

Выборочное письмо

 

  1.  

Творческая работа

 

  1.  

Работа в парах

 

  1.  

Самооценка

                Оценка:

 

План урока    Задания

Успешность     + или-

1

Тест

 

2

Словарная работа

 

3

Минутка чистописания

 

4

Склонение словосочетания прил.+ сущ.

 

5

Выборочное письмо

 

6

Творческая работа

 

7

Работа в парах

 

8

Самооценка

                Оценка:

 

План урока    Задания

Успешность     + или-

  1.  

Тест

 

  1.  

Словарная работа

 

  1.  

Минутка чистописания

 

  1.  

Склонение словосочетания прил.+ сущ.

 

  1.  

Выборочное письмо

 

  1.  

Творческая работа

 

  1.  

Работа в парах

 

  1.  

Самооценка

                Оценка:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

столовая посуда

 

школьная столовая

 

учительский журнал

учительская закрыта

 

 больной палец

 

пришел больной 

дежурный по классу

 

 дежурный   класс