Правописание приставок
Оценка 4.8

Правописание приставок

Оценка 4.8
docx
05.05.2020
Правописание приставок
правопис прист 10 кл.docx

22.02.20г  русский язык   10 класс

Тема: Правописание приставок

Цели урока:

- познакомить учащихся с орфографическими правилами,     регулирующими правописание приставок;

- учить анализировать изучаемое орфографическое правило;

- совершенствовать орфографическую грамотность;

- подготовить к ЕГЭ;

- развивать связную речь учащихся, эмоционально-чувственное отношение к художественному тексту;

- воспитывать потребность овладения грамотным письмом.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Введение в тему. Постановка темы и целей урока.

1. Эмоциональная зарядка.

- Я хочу начать урок с чтения стихотворения Сергея Есенина «Нивы сжаты, рощи голы». Во время моего чтения постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

        Нивы сжаты, рощи голы,

        От воды туман и сырость.

        Колесом за сини горы

        Солнце тихое скатилось.

        Дремлет взрытая дорога.

        Ей сегодня примечталось,

        Что совсем-совсем недолго

        Ждать зимы седой осталось.

        Ах, и сам я в чаще звонкой

        Увидал вчера в тумане:

        Рыжий месяц жеребёнком

        Запрягался в наши сани. (слайд 2)

- Сергей Есенин воспевал красоту природы в стихотворениях, и его орудие – слово.

- Какие средства выразительности он использует в своём стихотворении? (олицетворения, эпитеты, сравнения)

      2.  Устный  выборочный диктант.

-   Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.

Сжаты, скатилось, взрытая, примечталось,  осталось, увидал, запрягал

- Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Сообщение темы и цели урока)

3.     Проверка домашнего задания.

1.     Укажите верные и неверные суждения:

1 ) Все приставки в русском языке неизменяемые. (-)

2 ) Правописание приставки С зависит от последующего согласного и произношения. (-)

3 ) В русском языке нет приставки З-. (+)

4 ) Если приставка имеет значение присоединения, то пишется ПРИ-. (+)

5 ) Если приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ-, то это приставка ПРЕ-. (+)

6 ) В русском языке нет приставок иноязычного происхождения. (-)

2.     О правописании приставок.

1)    Назовите приставки, которые не  изменяют гласного или согласного звука. Такие приставки называются неизменяемыми, написание их не зависит от произношения. Запишите их. Приведите примеры.

С гласной: О,  ДО,  ПО,  ПРО,  НА,  ЗА,  ОБО, ВО,  ПЕРЕ.

(Огласка, доплыть, побег, прочитал, напев, заплыть, обогрел, вошёл, переписать)

С согласной:  ОБ,  ОТ,  ПОД,  ПРЕД,  В,  НАД,  С

(Обход, отпор, подход, предзимье, вход, надпись, сбросил)

2) Особое место среди этих приставок занимает С- .Она неизменна, хотя в составе слова произносится по-разному. Её написание не зависит от последующей согласной и произношения. Например: сшил, свил,  сгноил, сбил, сделал, списал, сжёг.

Надо помнить, что приставки З- нет. Нельзя путать её с корневой гласной З в следующих словах: здесь, здание, здоровье, здешний.

3)    Следующая группа приставок, оканчивающихся на З и С. Это изменяемые приставки.

- От чего зависит выбор согласной в этих приставках?

(от последующего согласного звука)

БЕЗ- или   БЕС-,  ВОЗ- или  ВОС-, ВЗ- или ВС-, ИЗ- или ИС-, НИЗ- или НИС-, РАЗ- или РАС-, ЧРЕЗ- или  ЧРЕС-,ЧЕРЕЗ-. 

Примеры: безропотный, бессовестный, возражать, восстановить, взвился, вспорхнул, издать, испить, низвергнуть, ниспослать, разбить, раскрыть, чрезмерный, черезмерный, чересстрочный, чересседельный.

4) При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?

-Но здесь нужно помнить о том, что приставки при– пре- иногда зависят от лексического значения (например: прибывать (приезжать) – пребывать (находиться), приступить (начать) – преступить (закон) и др.), а также существует множество слов в русском языке с приставками, значение которых затемнено (причудливый, причина, преимущество и др.), их правописание нужно запоминать.

4.     Закрепление материала по теме.

1.     Распределительный диктант: в два столбика записать слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

Пр…цепить, пр…интересный, пр…бегать, пр…седать, пр…колоть, пр…ломить, пр…йти, пр…брежный, пр…ползти, пр…касаться, пр…клеить, пр…дорожный,  пр…лестный, пр…увеличить, пр…терпевать. 

 

Упражнение №190

Итог урока.   Рефлексия.

Домашнее задание.         

    Упр 192


 

Тема: Правописание приставок

Тема: Правописание приставок

Если приставка близка по значению к приставке

Если приставка близка по значению к приставке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020