Тема: Правописание приставок, изменяющихся и неизменяющихся на письме.
Цель: Повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания.
Задачи:
- продолжать отрабатывать умение применять правила написания приставок;
- повторить морфемный состав слова, закрепить навыки разбора слова по составу.
- продолжать совершенствовать орфографическую грамотность.
Оборудование: доска, мел, орфографическая таблица, дидактический материал, орфографический и толковый словари русского языка.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы занятия.
Тема: Правописание приставок. Правописание приставок, изменяющихся и неизменяющихся на письме.
III. Работа по теме занятия.
Работа по каточкам.
Тема: «Буквы з - с на конце приставок» (5б) 1. Найдите лишнее слово: 1) низкий, низвергать, ниспадать; 2) расчет, растут, раздать; 3)сжать, здание, здравница; 4)воззвание, восстание, восток. 5) воззвание, восстание, восток. |
Тема: «Буквы з - с на конце приставок» (4б) Выпишите слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове они стоят. Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет, расстилается по земле, съезжает далеко, рассчитывать вовремя, испечь пирог, сделать хорошо, бесшумный мотор. |
Тема: «Буквы з - с на конце приставок» (3б) Вставьте буквы, графически объясните их написание.
Во..глас, ра..писание, бе..шумный, ра..жигать, ис..кусить, ра..пилить, и..лучать, в..дыхать, в..крикнул, ..бежать. |
«Магический квадрат» . Для этого квадрата годятся только слова с буквой С в приставке
Бе..порядочная стрельба, и..хоженные тропы, бе..граничное доверие, ..держанный человек, бе..жалостный поступок, бе..численные указания, бе..жизненное тело, ..дуть пылинки, бе..цельный разговор, бе..конечный путь, бе..вкусная еда, ра..сердиться не на шутку, бе..перспективное занятие, бе..вездное небо.
-с- |
-с- |
-с- |
-с- |
-с- |
-с- |
-с- |
-с- |
-с- |
Орфографическая работа. Исправить ошибки в приведенных словах, выполнить морфемный разбор.
Издалека, потслушать, бесвкусица, здать, норвать, обтянуть, нодстроить, паставить, аказаться.
Тест.
1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву З?
А) ра..дражение, чре..мерный, и..коверкать
Б) бе..денежный, ни..ложить, не..говорчивый
В) во..ложить, бе..церемонный, ра..жалобить
Г) и..зябнуть, ра..гадать, не..дешний
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву С?
А) Ра..краснеться, бе..молвие, ра..следовать
Б) бе..смысленный, ра..цвет, и..дательство
В) и..колесить, ни..провергать, бе..человечный
Г) и..бежать, бе..радостный, ра..крыть
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву З?
А) ра..добыть, бе..дарный, ни..вергнуть
Б) и..бавить, не..добровать, ра..дать
В) ра..бежаться, и..коренить, во..ложить
Г) в..глянуть, ..дать, ра..добыть
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву С?
А) ра..кладывать, бе..мерная, и..купить
Б) ра..цепить, ..добная, и..ступленно
В) бе..конечный, ра..мазать, ни..ходящий
Г) не..доровится, бе..хозяйственный, ра..четы
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву С?
А) Не..добровать, не..быточный, не..дешний
В) Ни..пошлет, ни..ший, ни..провергать
Г) (С,з)добный, (с,з)битень, (с,з)дание
Д) Не..гораемый, (с,з)борная, ни..падать
6. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:
Дедушка сердито хмурился, искоса поглядывая из-под седых бровей на хлопчика, сопевшего рядом. И в его старчески водянистых глазах светилось веселое изумление. (Катаев В.)
7. Выпишите из предложения слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:
Река здесь делала изгиб, и вода, обласкав желтеющие ракиты, долго серебрилась под заходящим солнцем, прежде чем скрыться за поворотом. (Арсенов Я.)
8. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:
Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. Было прохладно и легко, а потому и весело. (Троепольский Г.)
9. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:
Вот в это время, когда на батарее кончали завтракать, прислушиваясь к стихавшей стрельбе, западнее города в рассветном холодном тумане раздалась автоматная очередь. (Бакланов Г.)
10. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:
Терентий и мальчики зашагали в город. Однако это была совсем не та дорога, по которой пришли сюда. Терентий вел их какими-то пустырями, переулками, огородами. Этот путь оказался гораздо короче и безлюднее. (Катаев В.)
11. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:
Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырех месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. (Троепольский Г.)
12. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»:
Мальчик в отчаянии прислушивался к шуму погони. Он совершенно не понимал, зачем Терентий выбрал для бегства это направление. Надо быть сумасшедшим, чтобы взбираться наверх: там засада, и наверняка их там схватят. Лучше было бы проскользнуть вдоль берега. (Катаев В.)
13. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:
Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков. (Катаев В.)
14. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:
Арсеньевы никогда не держали сторожа. Затерянная в глуши между двумя селами хатка зимовала одна... Она стояла вдалеке от дороги, и только птицы, разгуливающие по саду, оставляли свои мелкие росчерки на запорошенных снегом дорожках да столетние дубы сбрасывали на крышу рыхлые комья снега, прикопившегося на их ветках. (Осеева В.)
15. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»:
Ходить по улицам было опасно, но все же Гаврик обязательно появлялся и, остановившись посредине двора, закладывал в рот два пальца. Раздавался великолепный свист. Петя торопливо кивал приятелю в окно и бежал черным ходом вниз. (Катаев В.)
Ответы: 1 г, 2 в, 3 а, 4 б, 5 г, 6 искоса, 7 изгиб, 8 бесшумно, 9 рассветном, 10 безлюднее, 11 исследовать, 12 взбираться, 13 расставив, 14 росчерк, 15 раздавался.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.