Конспект урока по русскому языку во 2-А классе
Дата проведения:19.12.2019
Тема урока: Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.
Планируемые результаты согласно ФГОСС:
Предметные: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком, переносить слова с мягким знаком.
Метапредметные: Развивать логическое мышление, обогащать словарный запас обучающихся.
Личностные: воспитывать интерес и любовь к родному языку, умение слушать других, оценивать свои достижения при выполнении заданий, анализировать, делать выводы.
Оборудование:учебник «Русский язык»2 класс, 1 ч., рабочая тетрадь, презентация,
Ход урока
I.Организационный момент
Эмоциональный настрой.
- Улыбнитесь друг другу.Подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится
II.Актуализация знаний.
-Сколько букв в русском алфавите?
-Все ли буквы дают звуки?
-На какие виды делятся звуки?
-Назовите
звуки , которые всегда будут согласными твердыми/мягкими?
1. Чистописание.
- Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными,
любознательными, трудолюбивыми и старательными.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать.
-Какую букву будем писать?
-Определите порядок написания букв в данной цепочке ььь/ьь/ь
Нарисуем
мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
Найдите на строке самые красивые буквы и
подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше. Напишите буквосочетания
ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть
рысь письмо тюлень пальто
-
Оцените свою работу.
- Молодцы, ребята, справились с заданием .
Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы.
-слова с Ь на конце/над словом поставить 1/
-слова с Ь в середине слова/над словом поставить 2/
-Работа в парах-взаимопроверка
III.Cобщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.
-Кто готов назвать тему нашего урока (ответы детей)
Тема нашего урока: «Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.»
-Какую
цель поставим на уроке?
-познакомиться
с (орфограммой ь…);
- учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и в
середине слова перед согласным.
- учиться правильно ( писать слова с ь)
- учиться
переносить слова с Ь в середине слова.
-для чего служит мягкий знак ?
(обозначает мягкость согласного звука)
1.Словарная работа
-Ребята, послушайте загадки и дайте на них отгадки
И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.
Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)
Говорил
Артемка Зине:
-Стал наш дом великолепен,
Потому что в магазине,
Мы купили новую…(мебель)
-Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами , которые являются отгадками на наши загадки.
-Отгадкой на первую загадку было слово КОНЬКИ,
Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву. Разделите их черточкой для переноса.
-Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные?
- А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.
(СЛАЙД )
- А какие же тогда слова будут однокоренными?
(Коньки, конёк, конькобежец – спортсмен, который бегает на коньках)
Следующее слово над которым мы поработаем –это слово МЕБЕЛЬ.
-Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву и орфограмму в слове . Разделите слово черточкой для переноса. А теперь вам трудное задание – подберите однокоренные слова. Докажите свою точку зрения. мебель- мебельный/салон/
Объясните его лексическое значение.
-А какая мебель стоит у вас в комнате?
(столы, стулья, диваны и т.п))
-Ребята, написания этих слов мебель и коньки вы должны запомнить.
Физкультминутка Игра "Поймай слово".
- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. А может ли мягкий знак стоять в начале?
- Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы хлопаете в ладоши, а если посередине , то приседаете.
Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь,декабрь
IV. Первичное закрепление материала.
- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и найдите слова с мягким знаком:
МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК
НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.
ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,
НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.
ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ
ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?
БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?
(Это сделал мягкий знак!)
-Поднимите, руки, кто запомнил слова с мягким знаком, которые встретились в этом стихотворении?
- Какие? (уголь, сказать)
У доски работает один ученик-записывает слова и выполняет звуко-буквенный анализ, а остальные самостоятельно работают в тетради .
V.Закрепление
знаний и способов действий.
Работа с учебником
Откройте учебники на странице 126 упражнение 206
– Что общего у слов? Слова пишутся с мягким знаком
– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)
-Какую роль выполняет ь в этих словах?
Вывод: Обозначает мягкость согласного звука.)
- Ребята, а ь может стоять в начале слова?
Так чем же особенная буква ь?
- у нее нет собственного звука;
- обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним;
- не может стоять в начале слова;
- не имеет заглавной буквы
Игра «Слови снежок»
Говорю слово с ь в конце слова, а дети прячут его в середину.
- пень- пеньки конь - коньки дочь-
- день – деньки огонь - огоньки печь
- уголь -угольки окунь- окуньки
- -Почему не пишем ь? (правило)
- Буквосочитания чн, нч, чк, нт мягкий знак не пишется.
-
VI. Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки.
Рефлексия
(Метод
«Пять пальцев»)
М (мизинец) – мыслительный процесс.
- Что узнали сегодня на уроке?
(Узнали про слова с мягким знаком )
Б (Безымянный) – близость цели.
- Чему научились?
(Научились писать слова с мягким знаком в середине и в конце слова после
согласных и правильно переносить слова с Ь знаком согласными с одной строки
на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
- Кому понравился урок?
У (Указательный) – услуга, помощь.
- Чем порадовали друзей?
Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
- Что я сделал для своего здоровья?
Оценки за урок получают…….
VII. Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.