Предмет: Русский язык 4 класс
Тема урока: Правописание суффиксов – ек и , - ик –
Учитель: Миниярова Оксана Александровна
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;
Проблемные ситуации
Этапы урока |
Анализ |
Учитель |
Обучающиеся |
Постановка проблемы |
Постановка проблемы через побуждающийся диалог.
Прием столкновений |
У доски два ученика.Запишите слова:горошек,ключик,карандашик,чулочек,веночек,кирпичик.
- Итак,вы поняли задание? Что же вас удивило?
Учитель открывает образец с правильным написанием. -Задание одно ,а выполнили вы его по разному.Сколько мнений получилось?
-Почему же так вышло? Чего мы не знаем?(побуждение к формулировке проблемы)
-Значит какая тема будет нашего урока? Учитель записывает тему на доске. |
Учащиеся записывают слова не показывая друг другу и классу. Затем открывают для обозрения. Учащиеся отвечают ,что выполнили это задание по разному.
Учащиеся отвечают .У нас два мнения :либо –ик,либо –ек. Мы не знаем, какой суффикс писать.(формул.проблемы).
Правописание суффиксов –ик и –ек.
|
Решение проблемы |
Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог. |
-Итак ,какие есть идеи?(побуждение к гипотезам).
-Так (принятие ошибочной гипотезы).Все с этим согласны?(побуждение к проверке гипотезы). -Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы). Учитель делает подсказку: -Измените данные слова,поставьте их во множественном числе . -Что вы заметили?
Задание :прочитайте правило в учебнике. |
-После звонких звуков пишется –ик-(это ошибочная гипотеза). -А в слове клубочек пишется –ек- (контраргумент). -ик пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза).
Ответы учащихся.В одних словах гласный остается,а в других исчезает. Учащиеся формулируют правило:если в слове остается гласный звук,то пишется суффикс –ик-,а если «убегает»,то суффикс «ек». |
Пример фрагмента урока наглядно показал,как при помощи диалога учащихся развивается логическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задал вопрос с указанием на знания ,ранее изученные,но дети самостоятельно повторили и приставку, и суффиксы ,и слова во множественном и единственном числе. Учащиеся провели исследование, выдвинули гипотезу и ее решение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.