Правописание суффиксов -ек и -ик.

  • docx
  • 02.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рус.яз (2).docx

Предмет:    Русский язык 4 класс

Тема урока:   Правописание суффиксов – ек  и , - ик –

Учитель: Миниярова Оксана Александровна

Цель урока:  формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;

                                       Проблемные ситуации

Этапы урока

Анализ

Учитель

Обучающиеся

Постановка проблемы

Постановка проблемы через побуждающийся диалог.

 

 

Прием столкновений

У доски два ученика.Запишите слова:горошек,ключик,карандашик,чулочек,веночек,кирпичик.

 

 

 

 

 

- Итак,вы поняли задание? Что же вас удивило?

 

 

 

 

Учитель открывает образец с правильным написанием.

-Задание одно ,а выполнили вы его по разному.Сколько мнений получилось?

 

-Почему же так вышло? Чего мы не знаем?(побуждение к формулировке проблемы)

 

-Значит какая тема будет нашего урока? Учитель записывает тему на доске.

Учащиеся записывают слова не показывая друг другу и классу.

Затем открывают для обозрения.

Учащиеся отвечают ,что выполнили это задание по разному.

 

Учащиеся отвечают .У нас два мнения :либо –ик,либо –ек.

Мы не знаем, какой суффикс писать.(формул.проблемы).

 

 

 

 

 

 

Правописание суффиксов –ик и –ек.

 

Решение проблемы

Побуждающий к формулировке  гипотез и проверке их диалог.

-Итак ,какие есть идеи?(побуждение к гипотезам).

 

 

 

 

 

-Так (принятие ошибочной гипотезы).Все с этим согласны?(побуждение к проверке гипотезы).

-Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы).

Учитель делает подсказку:

-Измените данные слова,поставьте их во множественном числе .

-Что вы заметили?

 

 

 

Задание :прочитайте правило в учебнике.

-После звонких звуков пишется –ик-(это ошибочная гипотеза).

-А в слове клубочек пишется –ек- (контраргумент).

-ик пишется в словах без приставки (ошибочная гипотеза).

 

Ответы учащихся.В одних словах гласный остается,а в других исчезает.

Учащиеся формулируют правило:если в слове остается гласный звук,то пишется суффикс –ик-,а если

«убегает»,то суффикс «ек».

 Пример фрагмента урока наглядно показал,как при помощи диалога учащихся развивается логическое мышление, творческие научные способности. Учитель ни разу не задал вопрос с указанием на знания ,ранее изученные,но дети самостоятельно повторили и приставку, и суффиксы ,и слова во множественном и единственном числе. Учащиеся провели исследование, выдвинули гипотезу и ее решение.