ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
1. Обратный порядок
«К первому спряжению относятся глаголы на –ать, на
–оть, на –еть… А на -ать уже было?»
Первое испытание, с которым сталкивается школьник, - запомнить, какие глаголы к какому спряжению относятся.
Первое спряжение более разнообразно. К нему относятся глаголы, в начальной форме оканчивающиеся на -ать, -оть, -еть,-уть, -ть, -ти, -чь. Принципиально ли точно помнить весь этот перечень в контексте определения спряжения? Совсем нет.
! Более того, этот ряд, прочно засев в памяти, может сыграть плохую шутку при изучении страдательных причастий прошедшего времени, для правописания которых существенно разграничение глаголов на –ать и -ять и всех остальных. Опыт показывает, что искушение добавить к этой группе еще что-нибудь «по старой памяти» у учащихся велико.
Большая удача, что внутреннее разнообразие первого спряжения прекрасно уравновешивает лаконичность спряжения второго (-ить).
Глаголы-исключения, ничего не поделаешь, учить придется. Но ту часть, которая касается многообразных «оканчивается на…» можно (и нужно!) свести к минимуму.
Логично при определении спряжения «считать наоборот» и отталкиваться от спряжения второго:
II спряжение |
I спряжение |
-ИТЬ
+ Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть |
все остальные
+ брить, стелить |
Таким образом, мы получаем всего две позиции – «на –ить» и «не на –ить».
Образец рассуждения:
Говорить. Глагол на –ить, исключением не является. Вывод: спряжение 2. Знать. Глагол не на –ить, исключением не является. Вывод: спряжение 1.
! Определяя спряжение, мы обращаемся к начальной форме глагола, предполагая, что ее написание
«по умолчанию» ясно и прозрачно. Важно помнить, что сложными для запоминания являются глаголы сеять, веять, реять, блеять, лаять, таять, чуять, затеять, кашлять, лелеять; строить, клеить.
2. Меньше да лучше
Итак, спряжение мы определили. Но что же дальше? А дальше – выбор личного окончания глагола. А этих личных окончаний, на минуточку, по шесть для каждого спряжения! Немало. При этом посмотри мы в таблицу личных окончаний, непременно увидим, что тех самых искомых гласных не такое уж великое разнообразие. Стало быть, заучивать окончания для каждой личной формы не только достаточно непросто, но и, по сути, бессмысленно.
Все глагольные окончания делятся на три группы: 1) I лицо ед.ч. Окончание –у / -ю, общее для I и II спряжения. Эту позицию смело снимаем с контроля. 2) I лицо мн.ч., II лицо, III лицо ед.ч., где окончания глаголов I и II спряжения различаются одной гласной буквой. В этих формах Е – для I спряжения, И – для II. Согласные же мы прекрасно слышим. Следовательно, на гласные и должен быть сделан акцент – смысловой и визуальный. ! При рассмотрении этой группы можно предложить детям самим понаблюдать, какая гласная повторяется во всех указанных формах. 3) I I I лицо мн.ч. В этой форме окончания глаголов I и II спряжения различны. У глаголов I спряжения -ут/-ют, у глаголов II спряжения -ат/-ят. На этой форме акцентируем внимание! |
|
I спряжение |
II спряжение |
||
I лицо ед.ч. |
- у (-ю) |
|||
I лицо мн.ч. |
Е |
м |
И |
м |
I I лицо ед.ч. |
шь |
шь |
||
I I лицо мн.ч. |
те |
те |
||
I I I лицо ед.ч. |
т |
т |
||
I I I лицо мн.ч. |
-УТ / -ЮТ |
-АТ / -ЯТ |
3. Откуда брать гласную?
Еще одна категория трудности – правописание гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени. Приклеил? Приклеял? Пролаял? Пролаел? Как выбрать?
Правило простое, звучит оно следующим образом: «Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется та же гласная, что и перед -ть в глаголах неопределённой формы».
Закрепить его в памяти хорошо помогает визуальная подача в виде формулы:
Тем более, что с решением задач методом подстановки пятиклассники уже знакомы.
Начинать изучение этого правила продуктивно с вопроса, давшего название этой части. Например, рассматриваем пары читать – читал, смотреть – смотрел, тянуть – тянул. И задаем детям вопрос: как вы думаете, а откуда (из какой формы) перед суффиксом –л- берется именно такая гласная?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.