Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. (3класс,русский язык)
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
русский язык
3 кл
03.02.2018
Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных на конце слова; знакомить с особенностями написания существительных ж.р. с шипящим звуком на конце; формировать умение правильно употреблять на письме мягкий знак после шипящих букв у существительных ж.р.; строить небольшие сообщения в устной форме.Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
русский яз.docx
Тема урока: Правописание мягкого знака после
шипящих на конце имён существительных.
Цели урока:
Обучающие: Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя
женского рода имён существительных на конце слова; знакомить с
особенностями написания существительных ж.р. с шипящим звуком на конце;
формировать умение правильно употреблять на письме мягкий знак после
шипящих букв у существительных ж.р.; строить небольшие сообщения в
устной форме. Развивающие: Развивать умения выявлять и формулировать
проблему; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость,
память, внимание, мышление; самостоятельно пользоваться алгоритмом при
выполнении заданий.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к изучению русского языка;
уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать и слышать друг
друга; принимать установленные правила в планировании и контроле способа
решения.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый, Начинаем наш урок!
Любознательные дети Хотят знать про всё на свете.
А пока, проверь, дружок, Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке: Ручка, книжки и тетрадки.
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет
частицу мудрости» 2.Актуализация опорных знаний.
- Сколько букв в алфавите?
Тридцать три родных сестрицы писаных красавицы.
На одной живут странице и повсюду славятся.
– Какие буквы особенные? Ь знак и Ъ знак.
Молчаливый мягкий знак. Не произносится никак!
Но нужен многим он словам, его познать придется вам.
Хотите – не хотите, стоит он в алфавите.
Отгадайте загадки, напишите отгадки
1. Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капелью и пахнет весной.
Сосулька. 2.Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко —
красный галстук мой. Снегирь.
3.Рассыпала Лукерья серебряные перья. Закрутила, замела, стала улица бела.
Вьюга.
4.В голубых рубашках бегут по дну овражка. Ручьи.
5.Чьи трели раздаются в лесу? Соловьи.
6.Сама в земле, а коса на улице. Морковь.
7.Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит. Письмо.
8.Два ворона летят по льду, всех обгоняя на лету. Коньки. – Какую функцию
выполняет Ь знак? Д: показывает на мягкость согласной, делит согласную от
гласной.
Слова: сосулька,снегирь, вьюга, ручьи, соловьи, морковь, письмо, коньки.
– К какой части речи относятся записанные вами слова?
3.Постановка темы урока.
Прочитайте слова:
мяч, карандаш, плащ, сторож
дочь, мышь, вещь, молодёжь
Определи род имён существительных в каждой строке.
Посмотрите на 1-ую и вторую строчки. Что общего у слов в 1-ой и во 2-ой
строчке?
На какой звук они оканчиваются?
(Это существительные, оканчивающиеся на шипящие) Чем отличается
написание слов 2-ой строчки от написания слов 1-ой строчки? Какой вопрос у
вас возникает?
-почему в одних словах после шипящих пишется Ь, а в других нет? Значит
они отличаются друг от друга.
Учитель: Мягкий знак после шипящих Просит знаний настоящих.
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
ТЕМА УРОКА: МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Д: распознавать существительные м.р. И ж.р. С шипящей на конце; учиться
писать слова с Ь знаком после шипящих; учиться слушать и слышать друг
друга.
(Тишь, глушь, рожь, дочь, вещь) - Кто из вас догадался о том, когда пишем Ь знак после шипящих у
существительных?
Вывод: На конце имён существительных женского рода в ед. числе после
шипящих пишется Ь знак.
-Давайте посмотрим, как трактует автор учебника это правило , согласимся ли
мы с ним. Стр.31(Канакина В.П. 2часть) учебника читают дети.
Вывод: На конце имён существительных женского рода в ед.ч. После
шипящих пишется Ь знак. 4.Работа по теме урока.
Упр.51. Стр.31.
Устно. Учащиеся читают, объясняют
5.Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз согнулся, два согнулся
Руки в сторону развел
И пошел, пошел, пошел.
6.Продолжение работы по теме урока.
А). Дифференцированная работа: Уч: Упр .№53стр.32
Б). Работа в группах:
Карточки: Допиши, если необходимо,Ь знак. В каждой строчке по горизонтали
есть «лишнее» слово. Подчеркни его. Объясни свой выбор.
Ноч... чиж... гараж... морж... ключ... реч... рож... доч... гараж... чертёж...
помощ... москвич... полноч... камыш... вещ... тиш..
. Каждая команда защищает правильность своих ответов.
Придумай те свои словосочетания со словами на изучаемую орфограмму.
( малыш, сторож. печь, лещ, дочь, стриж, ночь, дичь). В качестве подсказки
можно использовать изображения предметов.
7.Закрепление.
Запись под диктовку с последующей взаимопроверкой.
На густую рожь упала чёрная ночь. Осенний пейзаж оживил солнечный луч.
Объяснить написание существительных с шипящими на конце, разобрать по
членам предложения. 8.Задание на дом: стр.32 упр. №54ние.
9.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что было самым интересным? -Что получилось, не получилось?
Рефлексия.
Разгадай кроссворд:
Загадки:
-Если хорошо заточен, всё легко он режет очень. (Нож)
-Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
-Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь)
-Под полом таится, кошки боится. (Мышь)
Если верно разгадали кроссворд, то в выделенных клеточках можно
прочитать ответ на загадку: -По небу лебедь чёрный рассыпал чудо- зёрна.
(Ночь. Звёзды.)
Один у доски записывает в кроссворде.
Учитель: чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал
нашу дорогу, давате воспользуемся звёздами, которые лежат на партах(они
разного цвета). Если было легко, интересно, то жёлтую звёздочку прикрепите.
Если были трудности, сомнения, не совсем что-то получилось, то синюю
звёздочку прикрепите
Запоминай-ка. Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если род
мужской у слова, Нету знака никакого. (Хором читают)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. (3класс,русский язык)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. (3класс,русский язык)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. (3класс,русский язык)
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. (3класс,русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.