Правописание окончаний глаголов во 2 – ом лице единственного числа
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
математика +1
5 кл—6 кл
15.02.2018
Дидактический материал предназначен для работы с учащимися при изучении темы «Правописание окончаний глаголов 2 –ого лица» в 5 классе национальной школы. Материал составлен в соответствии с программой. Дидактический материал представляет интерес как для учителя, так и для учащихся. Различные задания помогают учащимся лучше осваивать материал по данной теме, развивать логическое мышление, речь, вырабатывать навыки грамотного письма.
Дидактический материал подобран таким образом, что учитель имеет возможность при закреплении одной темы повторять ранее пройденный материал. Так, изучая данную тему, многие задания позволяют обратиться к закреплению безударных гласных, видов глагола, времен глагола, фразеологизмов, прилагательных, однородных членов предложения и других грамматических правил. Значительное место отведено упражнениям, которые служат одновременно целям укрепления пунктуационных навыков и развития у учащихся умения правильно строить предложенияПравописание окончаний глаголов
во 2 – ом лице единственного числа
1. Списать, вставить –е- или –и-, выделить окончания. Объяснить смысл первой и второй пословиц.
Весною час упустишь – годом не наверста…шь. За двумя зайцами погон…шься - ни одного не пойма…шь. Не тот стрелок, кто стреляя…т, а тот, кто попада…т. кто робе…т, того бьют. Солдатское братство рожда…тся в бою. Труд все побежда…т. на обмане далеко не уед…шь. Чего в других не люб…шь, того и сам не делай. Золотые руки на серебро не куп…шь.
2. Списать, вставить –е- или –и-, выделить окончания. Выделенные глаголы разбери по составу.
Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру - галки стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все красиво! (Е,Благина)
- подбери к глаголам встан…шь, выйд…шь, раздвин…шь антонимы.
3. Подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай стихотворение.
- Выучи стихотворение наизусть. Напиши по памяти.
- Найди глаголы с безударными личными окончаниями, запиши их в форме 2-го лица единственного и множественного числа.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок (Н.Некрасов «Перед дождем»)
4. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные окончания и безударные гласные в корнях слов.
Когда в солнечн.. утро пойд… в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы бл…стят и переел…ва…тся на солнце разными цветами: и ж…лтыми, и красными, и синими. Когда подойд… ближе и разгл…д…., что это такое, то увид…, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и бл…ст…т на солнце.
- выдели окончания у глаголов 2 лица единственного числа.
- выделенные глаголы разбери по составу.
-определите, какой тип речи представлен в данном отрывке
-подбери синонимы к прилагательным желтый, красный, синий
5. Определи время, лицо и число данных глаголов. Напиши данные глаголы во 2 -ом лице единственного числа настоящего и будущего времени. С любым глаголом составь письменно предложение.
Молчит, блестят, льют, летят, заблестят, помолчит, нальют, побежит, проживут, запоет, грозит, поет, бежит.
6. . Прочитай. От глаголов в скобках образуй 2 –ое лицо единственного числа.
1. (Поспешить) – людей (насмешить). 2. Без пословицы не (прожить). От умного (научиться), от глупого (разучиться). (Упустить) минуту – (потерять) час. Без труда не (вытащить) и рыбки из пруда. Дело словом не (заменить). Лёжа пищи не (добыть). С трудовыми руками нигде не (пропасть). Крепкую дружбу и топором не (разрубить). Дружбу за деньги не (купить). Дружба, как стекло: (разбить) - не (сложить). Лучше матери друга не (сыскать). (Обидеть) отца-мать - счастья не (найти). Родную мать никем не (заменить). Глубже (вспахать) - больше хлеба (взять). (Проголодаться) - так и хлеба достатъ (догадаться).
- спиши без скобок. Заменяй глаголы неопределенной формы глаголами во 2 –ом лице единственного числа.
- выдели окончания глаголов во 2 –ом лице единственного числа. Определи время этих глаголов.
- подготовься объяснять смысл любой пословицы.
7. Прочитай. Допиши пословицы.
- подчеркни НЕ перед глаголами.
- выпиши из предложений все глаголы и рядом напиши эти же глаголы, но в неопределенной форме.
- подготовься объяснять смысл любой пословицы.
Шила в мешке………..
Слово не воробей, вылетит – не……….
Одной рукой узла не…..
В решете воду не…..
Не разгрызешь ореха, так и ядра не ………..
Какую дружбу заведешь, такую и жизнь…
Ласковым словом и камень… съешь
удержишь
утаишь
завяжешь
поймаешь
поведешь
растопишь
8. Прочитай. Из данных слов составь предложения, заменяя 2 –ое лицо множественного числа глаголов 2 – ым лицом единственного числа. Произведите другие нужные изменения.
Образец: Ты встаешь в семь часов утра.
Вы, утра, в, встаете, семь, часов.
Быстро, с, вскакиваете, постели, и, умывальник, бежите, к.
Потом, зубы, вы, пастой, чистите, зубной.
Причесываете, расческа, волосы.
Платье, вы, наконец, надеваете, пьете, чай.
Вот, портфель, в, с, книги, вы, берете, на, выходите, улица, и.
9. Переведите на русский язык.
Фермара.
Эсе аннене пулашасшан. Килтен тухатан та ферманалла вестеретен.
Тарашма еслетен эсе фермара.Выльахсене шаваратан, апат пама пулашатан.
Эсе виссемеш класра веренетен. Есе ханахса пыратан. Сапах та самаях ешенетен.
• Выделите окончания у глаголов 2 лица единственного числа.
10. От данных существительных образуйте сначала глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени, а затем неопределенную форму и прошедшее время. Подчеркните суффиксы. Составьте устно предложения с этими глаголами.
Образец: приветствие — приветствуешь, приветствовать, приветствовал.
Чувство, война, зима, горе, тоска, заказ, зависть, доклад, расход, ночь, совет, привет, отсутствие, честь, затмение, затея, воспевание, увещевание.
11. Образуйте от приведенных ниже глаголов форму несовершенного вида 2-го лица единственного числа. Запишите, выделите личные окончания. Образец: усвоить — усваиваешь.
-с любым из данных глаголов составьте предложения с однородными членами.
Застроить, засеять, затеять, надеть, вышить, обстрелять, одолеть, воспеть, согреть, застрять, затмить, подытожить, вести, говорить, везти, стоять, молчать, брать, кричать, нести, жить, идти, спешить, лежать, сидеть, беречь, умываться, шевелиться, одеваться, радоваться.
12. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы в глаголы 2 лица единственного числа.Перескажите.
Как приготовить рыбный салат.
Салаты – вкусная и питательная пища. Вот как можно приготовить рыбный салат. Сначала свари… вкрутую четыре яйца. Охлади… их, очисти… и измельчи… ножом. Одно яйцо остави…для украшения салата. Затем мелко пореже…луковицу. На тарелку выложи…рыбные консервы в масле. Перемешае… с ними лук и яйца. Залье… салат майонезом. Под конец украси… его лилией из яйца. За обедом угости.. своим салатом близких.
13. Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них и выпишите глаголы 2-го лица единственного числа. Выделите личные окончания.
1. Петушок, петушок,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
2. Стоишь ты, берёзонька,
посреди долинушки.
Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
-подберите антоним к слову стоишь.
Найдите обращение, объясните знаки препинания.
14. Спишите текст. Подчеркните глаголы в форме 2-го лица единственного числа.
1 Знаешь ли ты одуванчик? 2 Первый весенний венок ты сплетёшь из него. 3 Если сорвёшь цветок и попробуешь на язык, почувствуешь горьковатый вкус. 4 Из весенних листьев одуванчиков ты можешь приготовить вкусный салат. 5 Горечь легко уменьшится, если ты ошпаришь листья кипятком или положишь на полчаса в солёную воду. 6 А если добавишь листья крапивы или щавеля, салат станет ещё вкусней. (По Б. Александрову)
- Произвести синтаксический разбор предложения: Из весенних листьев одуванчиков ты можешь приготовить вкусный салат.
- подчеркните в словах буквы, которые при письме нужно проверять.
- Сделайте синтаксический разбор предложения №4.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Сделайте фонетический разбор слова знаешь
15. Измените текст так, чтобы глаголы стояли во 2-м лице единственного числа.
По дороге в школу он встречает товарищей. Вместе с ними спешит в школу. Он приходит в класс до звонка занимает место за своим столом и ждёт начала урока. Он вынимает тетради открывает учебник и проверяет домашнюю работу.
-Выпишите предложения с однородными членами(знаки препинания не расставлены).Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложений.
16. Переведите текст с чувашского языка на русский.
Арбуз.
Суркунне эсе пахчана тухатан. Ешел курак хушшинче пер самрак хунава куратан. Эсе ана чавса каларатан та пер хутлехе кусарса лартатан. Кассерен аша шывпа шаваратан.
Хунав парка уссе ситенет.Самламас сулса айенче каван пек симессем выртассе. Эсе ана аттене катартатан.
Сак выранта эпир иртне сул арбузсем синечче. Ун вари сер айне таптанса юлна. Суркунне вал шатса тухна.
17. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2 лица единственного числа настоящего времени и форму 3 лица множественного числа. Запишите, выделите окончания.
Колоть, клеить, смотреть, слышать, таять, бороться, затеять, держаться, лаять, дремать, бриться, полоть, молоть, рыть, выть, лелеять, мыть, стелить, веять, реять.
Упражнение 18. Проверочное списывание. Цель работы – проверить умения списывать с книги, находить глаголы « 2 лица единственного числа, замечать «опасные» места в словах, проверить навыки правописания по темам: «Безударные окончания прилагательных», «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова».
У колодца.
Ты любишь ходить за водой. До колодца надо идти по скользкой тропке. Ты легко бежишь и напеваешь песенку. Ведра позванивают в такт твоих шагов. На бревнах колодца висят белые сосульки. Они напоминают длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкает вода. Ты набираешь полные ведра и идешь домой. На белой скатерти снега видны следы. Стайка птиц полетела к деревне.
-Выпишите предложения с однородными членами. Составьте схему предложений.
- Запиши слова, в которых все согласные твердые.
- Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.
Упражнение 19. Работа над предложением, текстом.
Цель работы – проверить умение составлять текст по опорным предложениям, словам и заголовку, излагать готовый текст в логической последовательности.
Изложение
Лучи солнца
Проснулось солнышко, потянулись ножки-лучи. Один луч подкрался к молодой березке. Очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками.
Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листиками. Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики.
Подкрался шалун-лучик к оврагу, заглянул. Испугался туман и пополз к речке. А лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.
А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчелки полетели к цветам. Проснулись муравьи и принялись за работу. Надо достроить муравейник.
- Составь план, запиши изложение по плану. Подчеркни «опасные» места.
Правописание окончаний глаголов
во 2 – ом лице единственного числа
1. Списать, вставить –е или –и, выделить окончания. Объяснить смысл
первой и второй пословиц.
Весною час упустишь – годом не наверста…шь. За двумя зайцами погон…
шься ни одного не пойма…шь. Не тот стрелок, кто стреляя…т, а тот, кто попада…т. кто
робе…т, того бьют. Солдатское братство рожда…тся в бою. Труд все побежда…т. на
обмане далеко не уед…шь. Чего в других не люб…шь, того и сам не делай. Золотые руки
на серебро не куп…шь.
2. Списать, вставить –е или –и, выделить окончания. Выделенные глаголы
разбери по составу.
Если встан…шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд…шь поутру галки
стынут на ветру. Разгуля…тся денек, в полдень сяд…шь на пенек. Смотр…шь – на
припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн…т горькая полынь. С поля тян…
т мятой и травой примятой. Притрон…шься, поглядишь – как нежны доверчивые
первенцы весны! Как раздвин…шь кусты да как глян…шь, даже оторопь сразу возьмет: все
красиво! (Е,Благина)
подбери к глаголам встан…шь, выйд…шь, раздвин…шь антонимы.
3. Подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай стихотворение.
Выучи стихотворение наизусть. Напиши по памяти.
Найди глаголы с безударными личными окончаниями, запиши их в форме 2го
лица единственного и множественного числа.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой,
Набегает холодок (Н.Некрасов «Перед дождем»)
4. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные окончания и безударные гласные
в корнях слов.
Когда в солнечн.. утро пойд… в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы
бл…стят и переел…ва…тся на солнце разными цветами: и ж…лтыми, и красными, и
синими. Когда подойд… ближе и разгл…д…., что это такое, то увид…, что это капли
росы собрались в треугольных листах травы и бл…ст…т на солнце.
выдели окончания у глаголов 2 лица единственного числа.
выделенные глаголы разбери по составу.
определите, какой тип речи представлен в данном отрывке
подбери синонимы к прилагательным желтый, красный, синий 5. Определи время, лицо и число данных глаголов. Напиши данные глаголы
во 2 ом лице единственного числа настоящего и будущего времени. С любым
глаголом составь письменно предложение.
Молчит, блестят, льют, летят, заблестят, помолчит, нальют, побежит, проживут,
запоет, грозит, поет, бежит.
6. . Прочитай. От глаголов в скобках образуй 2 –ое лицо единственного числа.
1. (Поспешить) – людей (насмешить). 2. Без пословицы не (прожить). От умного
(научиться), от глупого (разучиться). (Упустить) минуту – (потерять) час. Без труда не
(вытащить) и рыбки из пруда. Дело словом не (заменить). Лёжа пищи не (добыть). С
трудовыми руками нигде не (пропасть). Крепкую дружбу и топором не (разрубить).
Дружбу за деньги не (купить). Дружба, как стекло: (разбить) не (сложить). Лучше матери
друга не (сыскать). (Обидеть) отцамать счастья не (найти). Родную мать никем не
(заменить). Глубже (вспахать) больше хлеба (взять). (Проголодаться) так и хлеба
достатъ (догадаться).
спиши без скобок. Заменяй глаголы неопределенной формы глаголами во 2 –ом
лице единственного числа.
выдели окончания глаголов во 2 –ом лице единственного числа. Определи время
этих глаголов.
подготовься объяснять смысл любой пословицы.
7. Прочитай. Допиши пословицы.
подчеркни НЕ перед глаголами.
выпиши из предложений все глаголы и рядом напиши эти же глаголы, но в
неопределенной форме.
подготовься объяснять смысл любой пословицы.
съешь
удержишь
утаишь
завяжешь
поймаешь
поведешь
растопишь
Шила в мешке………..
Слово не воробей, вылетит – не……….
Одной рукой узла не…..
В решете воду не…..
Не разгрызешь ореха, так и ядра не ………..
Какую дружбу заведешь, такую и жизнь…
Ласковым словом и камень…
8.
Прочитай. Из данных слов составь предложения, заменяя 2 –ое лицо
множественного числа глаголов 2 – ым лицом единственного числа. Произведите
другие нужные изменения.
Образец: Ты встаешь в семь часов утра.
Вы, утра, в, встаете, семь, часов.
Быстро, с, вскакиваете, постели, и, умывальник, бежите, к.
Потом, зубы, вы, пастой, чистите, зубной.
Причесываете, расческа, волосы.
Платье, вы, наконец, надеваете, пьете, чай.
Вот, портфель, в, с, книги, вы, берете, на, выходите, улица, и.
9. Переведите на русский язык. Фермара.
Эсе аннене пулашасшан. Килтен тухатан та ферманалла вестеретен.
Тарашма еслетен эсе фермара.Выльахсене шаваратан, апат пама пулашатан.
Эсе виссемеш класра веренетен. Есе ханахса пыратан. Сапах та самаях
ешенетен.
Выделите окончания у глаголов 2 лица единственного числа.
10. От данных существительных образуйте сначала глаголы 2го лица
единственного числа настоящего времени, а затем неопределенную форму и
прошедшее время. Подчеркните суффиксы. Составьте устно предложения с этими
глаголами.
Образец: приветствие — приветствуешь, приветствовать, приветствовал.
Чувство, война, зима, горе, тоска, заказ, зависть, доклад, расход, ночь, совет,
привет, отсутствие, честь, затмение, затея, воспевание, увещевание.
11. Образуйте от приведенных ниже глаголов форму несовершенного вида 2го
лица единственного числа. Запишите, выделите личные окончания. Образец: усвоить
— усваиваешь.
с любым из данных глаголов составьте предложения с однородными членами.
Застроить, засеять, затеять, надеть, вышить, обстрелять, одолеть, воспеть,
согреть, застрять, затмить, подытожить, вести, говорить, везти, стоять, молчать, брать,
кричать, нести, жить, идти, спешить, лежать, сидеть, беречь, умываться, шевелиться,
одеваться, радоваться.
12. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы в глаголы 2 лица
единственного числа.Перескажите.
Как приготовить рыбный салат.
Салаты – вкусная и питательная пища. Вот как можно приготовить рыбный
салат. Сначала свари… вкрутую четыре яйца. Охлади… их, очисти… и измельчи… ножом.
Одно яйцо остави…для украшения салата. Затем мелко пореже…луковицу. На тарелку
выложи…рыбные консервы в масле. Перемешае… с ними лук и яйца. Залье… салат
майонезом. Под конец украси… его лилией из яйца. За обедом угости.. своим салатом
близких.
13. Прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите в них и выпишите
глаголы 2го лица единственного числа. Выделите личные окончания.
1. Петушок, петушок,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
2. Стоишь ты, берёзонька,
посреди долинушки.
Что ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь?
подберите антоним к слову стоишь.
Найдите обращение, объясните знаки препинания. 14. Спишите текст. Подчеркните глаголы в форме 2го лица единственного
числа.
1 Знаешь ли ты одуванчик? 2 Первый весенний венок ты сплетёшь из него. 3 Если
сорвёшь цветок и попробуешь на язык, почувствуешь горьковатый вкус. 4 Из весенних
листьев одуванчиков ты можешь приготовить вкусный салат. 5 Горечь легко уменьшится,
если ты ошпаришь листья кипятком или положишь на полчаса в солёную воду. 6 А если
добавишь листья крапивы или щавеля, салат станет ещё вкусней. (По Б. Александрову)
Произвести синтаксический разбор предложения: Из весенних листьев
одуванчиков ты можешь приготовить вкусный салат.
подчеркните в словах буквы, которые при письме нужно проверять.
Сделайте синтаксический разбор предложения №4.Над каждым словом
напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей
речи отсутствуют в предложении.
Сделайте фонетический разбор слова знаешь
15. Измените текст так, чтобы глаголы стояли во 2м лице единственного
числа.
По дороге в школу он встречает товарищей. Вместе с ними спешит в школу. Он
приходит в класс до звонка занимает место за своим столом и ждёт начала урока. Он
вынимает тетради открывает учебник и проверяет домашнюю работу.
Выпишите предложения с однородными членами(знаки препинания не
расставлены).Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему
предложений.
16. Переведите текст с чувашского языка на русский.
Суркунне эсе пахчана тухатан. Ешел курак хушшинче пер самрак хунава куратан.
Эсе ана чавса каларатан та пер хутлехе кусарса лартатан. Кассерен аша шывпа шаваратан.
Хунав парка уссе ситенет.Самламас сулса айенче каван пек симессем выртассе. Эсе
Арбуз.
ана аттене катартатан.
Сак выранта эпир иртне сул арбузсем синечче. Ун вари сер айне таптанса юлна.
Суркунне вал шатса тухна.
17. Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2 лица единственного
числа настоящего времени и форму 3 лица множественного числа. Запишите,
выделите окончания.
Колоть, клеить, смотреть, слышать, таять, бороться, затеять, держаться, лаять,
дремать, бриться, полоть, молоть, рыть, выть, лелеять, мыть, стелить, веять, реять.
Упражнение 18. Проверочное списывание. Цель работы – проверить умения
списывать с книги, находить глаголы « 2 лица единственного числа, замечать
«опасные» места в словах, проверить навыки правописания по темам: «Безударные
окончания прилагательных», «Правописание звонких и глухих согласных в корне
слова», «Правописание безударных гласных в корне слова».
У колодца. Ты любишь ходить за водой. До колодца надо идти по скользкой тропке. Ты легко
бежишь и напеваешь песенку. Ведра позванивают в такт твоих шагов. На бревнах колодца
висят белые сосульки. Они напоминают длинную бороду Деда Мороза. Инеем были
покрыты кусты и деревья. В колодце сверкает вода. Ты набираешь полные ведра и идешь
домой. На белой скатерти снега видны следы. Стайка птиц полетела к деревне.
Выпишите предложения с однородными членами. Составьте схему
предложений.
Запиши слова, в которых все согласные твердые.
Запиши слова, в которых есть мягкие согласные.
Упражнение 19. Работа над предложением, текстом.
Цель работы – проверить умение составлять текст по опорным предложениям,
словам и заголовку, излагать готовый текст в логической последовательности.
Изложение
Лучи солнца
Проснулось солнышко, потянулись ножкилучи. Один луч подкрался к молодой
березке. Очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками.
Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листиками.
Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы.
Зазвенели колокольчики.
Подкрался шалунлучик к оврагу, заглянул. Испугался туман и пополз к речке. А
лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.
А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчелки
полетели к цветам. Проснулись муравьи и принялись за работу. Надо достроить
муравейник.
Составь план, запиши изложение по плану. Подчеркни «опасные» места.
Правописание окончаний глаголов во 2 – ом лице единственного числа
Правописание окончаний глаголов во 2 – ом лице единственного числа
Правописание окончаний глаголов во 2 – ом лице единственного числа
Правописание окончаний глаголов во 2 – ом лице единственного числа
Правописание окончаний глаголов во 2 – ом лице единственного числа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.