Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)
Оценка 5

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
1 кл—6 кл
26.06.2017
Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)
Интерактивная игра «Православные обрядовые праздники» предназначена для учащихся 1-6 классов, изучающих ОРКСЭ модуль «Православная культура» на уроках или внеурочных занятиях, может быть использована как один из возможных вариантов интерактивной музейной экскурсии. Цель: развитие интереса к истокам обрядовой культуры народов, привлечение детей, подростков, молодежи к участию в православных праздниках: Рождество, Пасха, Троица, Покров.Особенность данной разработки заключается в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Задачи: - расширить круг знаний о православных праздниках; -научить учащихся собирать, понимать, знакомить других с материалом (в частности, о православных праздниках); -создать условия для художественно - эстетического и творческого развития личности ученика через знакомство с православными праздниками. -помочь осознать ответственность за сохранение православных традиций, через которые передаются нравственные и духовные ценности и обычаи, созданные предками; -воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа. Ценности. Мероприятие направленно на формирование: -пред¬ставлений о вере, духовной культуре и светской этике; -свободы совести и вероисповедания; -ценностного отношения к красоте, гармонии, духовному миру человека. эстетического развития, самовыражения в творчестве; -представления о культурных ценностях, знакомство с народными традициями, воспитания уважения к народным традициям. Аннотация. Внеурочное занятие «Православные обрядовые праздники» проводится в школьном музее, можно задействовать и другие школьные кабинеты, в весенне-осенний период некоторые этапы игры проводятся на улице. Форма занятия - интерактивная игра по станциям.
Приложение.docx
Муниципальное образовательное учреждение Ченцевская средняя школа Тутаевского муниципального района Ярославской области   Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия) Автор:    Соколова Валентина Алексеевна­ учитель биологии. 2017год Люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, сами деревья и травы».  А.П. Чехов Россия   богата   на   традиции   и   праздники.   Веками   русский   народ   свято   чтил   и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Народные  праздники   на Руси  составляли  важную  культурную  сторону жизни народа. Именно в них отражались национальные и религиозные особенности бытового уклада. Сливаясь в единое целое на протяжении нескольких столетий, народные   и церковные  праздники  образовали   неповторимую   систему  верований русского человека. Интерактивная   игра     «Православные   обрядовые   праздники»   предназначена   для учащихся 1­6 классов,  изучающих ОРКСЭ модуль «Православная культура» на уроках или внеурочных занятиях, может быть использована как один из возможных вариантов интерактивной музейной экскурсии.  Актуальность. Детство   –   это   удивительная   страна.   Её   впечатления   остаются   на   всю   жизнь. Человек   как   храм   закладывается   в   детстве.   В   сегодняшней   жестокой действительности   ребёнку   необходимо   введение   в   традиционную   духовную культуру.   Ведь   культура   –   это   организованная   человеком   среда   обитания,   это совокупность   связей   и   отношений   человека   и   природы,   искусства   и   человека, человека и общества. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно­нравственные компоненты в содержании образования [1,2]. Особенность   данной   разработки   заключается   в   том,   что   она   содействует сохранению   духовного   здоровья   детей,   знакомит   их   с   основами   православной культуры. Цель: развитие интереса к истокам обрядовой культуры народов, привлечение  детей, подростков, молодежи к участию в  православных   праздниках: Рождество,  Пасха, Троица, Покров.  Задачи: ­ расширить круг знаний о православных праздниках;    ­научить учащихся собирать, понимать, знакомить других с материалом  (в частности, о православных праздниках);  ­создать   условия   для   художественно   ­   эстетического   и   творческого   развития личности ученика через знакомство с православными праздниками.  ­помочь   осознать   ответственность   за   сохранение   православных   традиций,   через которые   передаются   нравственные   и   духовные   ценности   и   обычаи,   созданные предками;  ­воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа. Ценности. Мероприятие направленно на формирование:  ­представлений о вере, духовной культуре и светской этике;   ­свободы совести и вероисповедания;   ­ценностного отношения к  красоте,  гармонии,  духовному миру человека.    эстетического развития, самовыражения в творчестве;   ­представления о культурных ценностях, знакомство с народными традициями, воспитания  уважения к народным традициям. Аннотация.             Внеурочное   занятие  «Православные   обрядовые   праздники»  проводится   в школьном музее,   можно задействовать и другие школьные кабинеты, в весенне­ осенний период некоторые этапы игры проводятся на улице. Форма занятия ­ интерактивная игра по станциям. Учащиеся    вспоминают истории возникновения праздников,  традиции, обряды. Просмотр   видеоролика   «Театрализация   легенды   о   Ёлочке»,   созданного активистами   школьного   музея,         вводит   учащихся   в   таинство   православных традиций, благотворно влияет на этическое и эстетическое развитие ребёнка. При   проведении   экскурсии   используется   интерактивный   вид   деятельности: изготовление   бумажного   ангела,   веточки   вербы;   роспись   рождественской тарелочки, пасхальных яиц.  Игровому   мероприятию   предшествовали   занятия,   в   ходе   которых   дети знакомились с историей праздника,   с основными отличительными традициями, обрядами  празднования его  у христиан (православные, католики, иудеи). К проведению занятия (экскурсии) привлекаются старшеклассники (ученический актив школьного музея). В   игре   участвуют   две­4   команды,   которые   проходят   по   станциям,   имея индивидуальные   маршруты.   Каждая   станция   встречает   и   провожает   детей колокольным звоном (запись), соответствующим празднику. Примерные   задания:   викторина,   приметы,   интерактивное   обрядовое   действо, мастер­класс по изготовлению поделки, открытки.     За   правильные   ответы   и   активное   участие   дети   получают   жетончики (Приложение1). Заканчивается занятие рефлексией и чаепитием всех участников.  Оборудование:  мультимедийная аппаратура, театральные костюмы,  стол с народной утварью: ваза с вербой и веточками берёзы, расписанные деревянные яйца в лукошке, пасхальный стол (кулич, пасха, самовар), поделки из дерева и рисунки костюмов, узоров в народном стиле. Ход занятия (экскурсии) Учитель (Ведущий): Дорогие ребята (гости), вы познакомились с великим духовным наследием, которое на протяжении многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу. « Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, ­ не отдавай этого за понюх табаку…Мы умели жить. Помни это. Будь человеком!» ­ такое завещание оставил нам выдающийся писатель, актер и режиссер Василий Шукшин. ?Как называется государство, в котором мы живем! Вспомним первые строки нашего гимна: «Россия священная наша держава, Хранимая Богом родная земля! Вопросы всем присутствующим:  ?Почему Священная…? Кем хранимая…? И сегодня мы совершим увлекательное путешествие к «К истокам православия по главным Православным праздникам»,  сформировав для этого дружные команды.   Команды формируются по цветовым стикерам, которые участники получили при входе. В первом (общем) туре участники выполняют следующие задания: 1.«Знакомство» ­ формирование команд. Для   сплочения   команд   и   определения   порядкового   номера   команды   учащиеся собирают пазлы картинки с изображением древнерусских храмов. 2.«Разминка» ­ общие задания на знания основных понятий, фактов и событий истории и культуры православия в России. За правильный ответ – один балл: Презентация с заданиями: 1.Как называется учение Иисуса Христа? (Христианство) 2.Как называется Священная книга христиан? (Библия) 3.Сколько книг входит в состав Библии? (77 книг) 4.Как называется договор человека с Богом? (Завет) 5.Кем написано Священное Писание Ветхого Завета? (Пророки) 6.Кем написано Священное Писание Нового Завета? (Апостолы) 7.Как   называются   Библейские   книги,   в   которых   описаны   жизнь,   слова   и   дела Иисуса Христа? (Евангелие) 8.Как называется нравственное и религиозное наставление, произносимое во время богослужения священником? (Проповедь) 9.Назовите   мучительную   казнь   на   деревянном   кресте,   которой   предавали   в Римской империи самых опасных преступников? (Распятие) 10. Как называется обращение человека к Богу? (Молитва) 11. Как называется небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распинали преступников? (Голгофа) 12. Как называется картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории? (Икона) А дальше команды идут по своим маршрутам.  Православные праздники связаны с временами   года,   поэтому     станции   украшены     соответствующими   атрибутами (веточка вербы, веточки берёзы..) Станция «К нам приходит Рождество» Учитель (Ведущий) РОЖДЕСТВО Светлый праздник Рождества! Нет счастливей торжества! В ночь рождения Христова Над землёй зажглась Звезда. С той поры через столетья Нам она, как солнце светит. Согревает верой души, Чтобы мир стал краше, лучше. Дарит искры волшебства Светлый праздник Рождества! Мир приходит в каждый дом… Поздравляем с Рождеством! Татьяна Бокова Старинное слово «Рождество» означает Рождение. Кто же родился в этот день? Имя новорожденного было Иисус. А потом его стали называть Христосом. Для людей его Рождество так важно, что почти все народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события[].  1 этап.  Рождественская мозаика (можно вопросы отдельно для 1­4 классов и для 5­6 классов)  (Приложение 2)  Учитель (Ведущий)  :  Когда наступает праздник Рождества, на всей земле, в домах   и   церквах   зажигают   свечи,   поют   песни   о   родившемся   в   мир   Младенце   и   Его Матери. «Христос» ­ значит «царь». Его называют так, потому что Иисус Христос открыл нам великие тайны о жизни, о добре и правде. Через Него с нами говорит таинственный Создатель Вселенной. Празднование Рождества в России по старому стилю   приходилось   на   25   декабря.   В   настоящее   время   Рождество   Христово отмечается   в   нашей   стране   по   новому   календарю   7   января   (у   православных христиан).   Дни   от   Рождения   Христа   (7   января)   до   Его   Крещения   (19   января) называют в России святками, т.е. святочными днями. В эти дни люди стараются быть   добрее   и   милостивее,   пытаются   помочь   другим   людям,   нуждающимся   в защите и помощи, — больным, людям, свернувшим с праведной дороги, старикам. Первые елки в России зажигались именно в честь Рождества. 2 этап. Легенда о ёлке (просмотр видеофильма, созданного активистами  школьного музея­театрализованное представление) Действующие лица: ель, олива, пальма, младенец, звезда, ангел. (под музыку один учащийся читает легенду, а  другие показывают действие)  Близ пещеры, в которой родился Спаситель мира, росли три дерева: ель, олива и пальма. В этот святой вечер, когда родился Иисус, ликовала вся природа и несла дары к ногам Христа­младенца. Пальма положила к ногам младенца роскошный лист,   как   защиту   от   зноя   и   непогоды.   Олива   наполнила   душистым   ароматом пещеру. Одной ёлке нечего было дать. От смущения склонила она свои ветви низко к земле, и от стыда обильно закапали у неё слёзы  прозрачной смолой.   «Эти   слёзы   увидала   с   неба   звёздочка   одна,   тихим   шёпотом   подругам   что­то молвила она». И тут свершилось чудо: звёзды посыпались с неба огненным дождём и усеяли ёлку сверху донизу. Она   стала такой нарядной и красивой, что, когда Младенец проснулся, его глаза остановились только на прекрасной сияющей елке. Он улыбнулся и протянул к ней свои ручки. Ангел спустился с небес и сказал ёлке: «Пусть   будет   тебе   это   наградой   за   твоё   смирение.   Ты   будешь   всегда   в вечнозелёном одеянии и каждый год будешь прославлять Рождество блестящими звёздочками, которые будут украшать твои ветви». С тех пор «Каждый год она сияет в день великий торжества, и огнями возвещает светлый праздник Рождества» [Интернет­ресурсы3].  3 этап.  Обрядовый Учитель   (Ведущий):  В   Рождество   у   христиан   было   принято   колядовать   – совершать старинный рождественский обряд прославления Христа.  Посмотрите фрагмент этого обряда в исполнении ваших старшеклассников.  4 этап. Трапеза Учитель (Ведущий): 1. Перед Рождеством русские люди 40 дней соблюдали пост – ели   только   постную   еду.   Что   считалось   сигналом   для   завершения   поста? (Постились до первой звезды на вечернем небе) 2.А что означало появление звезды? (При рождении Христа на небе зажглась звезда, и её увидели волхвы) 3. Заполнение таблицы Традиционное блюдо Обряды Учитель (Ведущий):   В эти дни все наполнено сказкой, ожиданием счастья и чудес. И душа, как в детстве, ждет чего­то удивительного и таинственного. Может быть, Ангела? Давайте поможем ангелу войти в наш дом и наполнить его светом и теплом рождественского чуда. Ведь ангел не случайно стал одним из символов Рождества – именно он возвестил людям о Рождении Спасителя. 5 этап. Рождественская мастерская (мастер­класс) Варианты.  Изготовление бумажного ангела, роспись Рождественской тарелочки (Приложение 3)[4]     Учитель (Ведущий):   В этот светлый праздник – праздник Рождества  Мы друг другу скажем теплые слова.  Тихо снег ложится:  за окном зима,  Чудо здесь свершится  и зажжет сердца. Пусть улыбки ваши  в этот дивный день  Будут счастьем нашим  и подарком всем. Льются звуки жизни, счастья и добра,  Озаряя мысли Светом Рождества. Хомяков А.С СТАНЦИЯ.  Пасха – светлое Христово Воскресение    (Звучит песня «Господь ты мой свет» в исполнении детей) ­видеозапись. Учитель   (Ведущий): Первую   пасху   праздновали   древние   иудеи   за   1500   лет   до Рождества   Христова.   Ветхозаветная   Пасха   знаменовала   избавление   еврейского народа   от   египетского   рабства.   Новозаветная,   христианская   Пасха   была установлена   апостолами   вскоре   после   кресной   смерти   и   Воскресения   Иисуса Христа и наполнилась новым смыслом – это праздник исхода из жизни греховной и обретение жизни вечной. Праздник   Пасхи   богат   обрядами   и   обычаями.   Один   из   них,   когда   мы   все христосуемся   на   Пасху,   обмениваемся   крашеными   яйцами,   целуемся   друг   с другом и говорим: « Христос – Воскрес! Воистину,  Воскрес!» ?Ребята, а какие ещё пасхальные обычаи и обряды вам известны? Варианты ответов. (В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями,  чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. ­ Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. ­ Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет “играть” и “веселиться” красное солнышко. ­Бытовало поверье, что снесенные в Страстной Четверг яйца, съеденные на  Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище,  надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. ­ Состоятельные люди не скупились делать добро. Они посещали больницы,  тюрьмы, богадельни и одаривали  сирот, нищих и увечных пищей, одеждой,  деньгами.) ? Как на любой народный праздник, так и на Пасху существуют свои народные приметы. А какие? Варианты ответов  (На Пасху небо ясное, солнце играет – к хорошему урожаю и лету. На святой неделе дожди – добрая рожь. На Святой недели гром – к хорошему урожаю. Если на 2­й день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливое, если пасмурное сухое.  Если на Пасху погода теплая, то лето также будет теплым Пастухи   верили,   что   пасхальное   яйцо   помогает   отыскать   заблудившуюся скотину На Пасху деды расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове  Считалось, что, ежели девица встанет на топор на Пасху, будет она крепкой и ладной»[3,6]. Учитель (Ведущий): Как красиво звучат блоковские строчки, не правда ли?  «Завтра встану первая для святого дня». Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения. Традиционное блюдо Обряды 3 этап. Значение слов  Объясните значения слов: Пасха, апостол, Голгофа, претория, багряница, артос, Плащаница?  Варианты ответов. (­ Пасха (евр.   Прохождение,   переход)­   праздник   у   иудеев   и   христиан.   Иудеи празднуют избавление от египетского рабства и спасение первородных детей от руки ангела­губителя. Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу через воскресение Иисуса Христа из мертвых. ­апостол (от греч. «посланный»)­ ученик Христа (один из 12 или 70 ближайших учеников) ­Голгофа – место распятия Христа, холм, расположенный к северо­востоку от   Иерусалима   за   городской   стеной   в   районе   пригородных   садов   и   могил. Христианское предание утверждает, что в Голгофском холме был погребен Адам,   кровь   Христа   стекала   на   череп   Адама   и   в   его   лице   омывала   все человечество   от   скверны   греха,   отсюда   изображение   черепа   в   подножии креста. ­претория – в Римской империи дворец, в котором жил правитель провинции и где он производил суд. ­багряница – одежда багряного (ярко красного) цвета, в древности являлась знаком царского достоинства. ­артос (греч. – квасной хлеб)­ большая просфора, освящаемая в первый день Пасхи и раздаваемая верующим в субботу светлой седмицы. ­плащаница –   льняное   полотно,   которым   обернули   тело   Иисуса   перед положением   в   гробницу   в   скале.   Сейчас   в   христианской   церкви   это   плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы).  4 этап. Вербный хоровод.    Учитель (Ведущий): Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы покличем весну и встанем в хоровод. ( Дети встают в хоровод и читают закличку)  Солнышко – красно, Гори – гори ясно, В небо пташкой залети, Нашу землю освети, В небе рыбкой поплыви, Нашу землю оживи! Всех на свете ребятишек Обогрей, оздорови. Верба, не давшая еще листьев, цветет и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и все живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным,   наделенным   особой   силой   деревом,   поэтому   существовал   обычай   – вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной.   А   маленьких   детей   шутливо   стегали   веточками   вербы,   приговаривая:   «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей до слез. Бьем, чтобы были здоровыми». ( исполняется хоровод с вербочками ) Учитель (Ведущий):   На Пасху принято было христосоваться – поздравлять друг друга с праздником. Все обменивались крашеными яйцами и трижды целовали друг друга.  Ещё   задолго   до   появления   Христа   древние   народы   считали   яйцо   прообразом Вселенной – из него родился мир, окружающий человека. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Это символ Солнца и Жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца. 5 этап. Мастер­класс  Роспись  яиц, украшение вербных веточек или изготовление пасхальных открыток ( в зависимости от возраста). (Приложение 4) Христос воскрес! Святая Пасха! Ликуй душа и веселись, Из плена этой грешной жизни Вслед за Спасителем стремись. Христос воскрес! Святая Пасха! Играет солнце в Небесах. Для нас воскрес Он снова, люди, Чтоб Его славить в чудесах. Христос воскрес! Святая Пасха! Звон колокольный все сильней, Летит душа к Тебе, Спаситель, Со стаей белых голубей. Звучит колокольный звон. СТАНЦИЯ  «Здравствуй, Троица святая» Учитель (Ведущая): Троица Гудящий благовест к молитве призывает, На солнечных лучах над нивами звенит; Даль заливных лугов в лазури утопает, И речка на лугах сверкает и горит. А на селе с утра идет обедня в храме; Зеленою травой усыпан весь амвон, Алтарь, сияющий и убранный цветами, Янтарным блеском свеч и солнца озарен. И звонко хор поет, веселый и нестройный, А в окна ветерок приносит аромат… Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат, Весенний праздник твой, и светлый и спокойный! Ты нынче с трудовых засеянных полей Принес сюда в дары простые приношенья: Гирлянды молодых березовых ветвей, Печали тихий вздох, молитву и смиренье.    Иван Бунин Среди торжеств летнего обрядового цикла важнейшим является Троица. В этот день принято украшать дома и храмы зеленью, с ним связано множество поверий и народных   обычаев,   уходящих   корнями   в   незапамятные   времена.   Связь использования трав и ветвей с празднованием Троицы кроется в совпадении по времени   христианского   праздника   с   более   древним   славянским   обычаем   – празднованием Семика, днем почитания буйно растущей летней зелени. Народные обычаи, связанные с Троицыным днем, имеют дохристианское происхождение.  1 этап. Берёзку завиваем, лентой украшаем. Хозяйка – Марьюшка (Ведущая): В воскресенье на праздник Троицы главную роль отводилась берёзке ­ символу расцвета природы. С берёзой связано много поверий. Считалось   что   она:   оберегает   дом   от   молний   и   грома,   капустные   грядки   от гусениц.   Дома   и   улицы   украшаются   срезанными   веточками березы,   цветами.   Девушки   украшали   березку   в   девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь   устраивала   праздничную   трапезу.   Каждая участница   приносила   угощение,   береза   как   бы   принимала участие   в   этом.   Затем   процессия,   возглавляемая   самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле   ту   растительную   силу,   которую   они   вкусили   от   обрядовой   пищи.  После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле. 2 скоморох (Ведущий): Ой, вы, девицы­раскрасавицы! Все румяные да нарядные,  все пригожие да улыбчивые! А березка ваша плакучая не наряжена, не украшена. Выходят девочки  и начинают водить хоровод вокруг березки, поют: Вокруг березки хожу­похаживаю, Вокруг подружки хожу­разхаживаю. Наряжаю я ее, приговариваю: ­ вот тебе, березонька, ленточки, Вот тебе, подруженька, красные, Вот тебе цветики белые, Вот тебе цветики разные. Колокольцы тебе, колокольцы В праздник – день Святой Троицы. Все вместе с Марьюшкой (обращаясь к березкам): Березка, березка, Завивайся кудрявая! Березку завиваем, Лентой украшаем. Девочки украшают берёзки лентами, цветами, колокольцами,     загадывают свои желания. Хозяйка ­ Марьюшка: Вот какие нарядные стали наши берёзки! А вы знаете, что под березкой отдыхал Господь, поэтому в этот день он может войти в любой дом отдохнуть и благословить под березою. Давайте для берёзок песню споём [].  Ребята     встают в 2 больших круга вокруг берёзок и, водя хороводы, поют песню «Во поле берёза стояла». 2 этап. Викторина «Русская берёзка» 1.Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку) 2.Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать) 3.Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик) 4.У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под   тесовую   кровлю,   делают   лыко   для   плетения   корзин.   Как   она   называется? (Береста) 5.Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица ­ берестовка, живет у гнилых пней) 6.Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания) Хозяйка­   Марьюшка:  Заканчивался   праздник   ритуальной   трапезой:   девушки садились   под   березкой   и   угощались   наваристой   ухой,   блинами,   да   пирогами русскими.   На   Троицу   также   положено   было   делать   яичницу,   варить   квас.   Все говорили друг другу добрые слова. Веселились целый день и с веселым хороводом возвращались домой. Вот   и   наш   праздник   заканчивается.   Приглашаем   всех     украсить   (сервировать) Троицкий пирог. 3 этап. Троицкий пирог Традиционное блюдо Обряды 4 этап. Кроссворд (Приложение 6) Утро на Троицу Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое, Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в поднебесье. Славят Троицу нивы привольные, Славят птицы звонкою песнею. И любое Божье творение, Повторяя молитву вслух, Славит Вечное единение– Бог – Отец, Бог – Сын и Бог –Дух! Татьяна Шорыгина Станция   «Покров Батюшка» Учитель (Ведущая):  Осенний цикл праздников замыкает годовой календарно­обрядовый круг. Он не представляет целостной системы, а впитал отдельные обычаи и обряды, характер которых   определялся   состоянием   засыпания   природы   и   приготовлениями   к зимним   праздникам.   В   современной   интерпретации   рамки   осеннего   цикла охватывают   период   от   первых   августовских   дней   (день   пророка   Ильи)   до   дня святого Филиппа (27 ноября), после которого наступает зимний пост Филиппов, продолжающийся   до   Рождества.   Он   включает   следующие   праздники   и   обряды: Спаса,   Семена,   Успения   и   Рождества   Пресвятой   Богородицы,   Покрова,   св. Дмитрия, Кузьмы и Демьяна, Михаила Архистратига. ? О каком празднике идёт речь? 1.     Этот праздник посвящали Пресвятой Богородице и отмечали 14 октября. 2.     Когда девушки спешили рано утром в церковь поставить свечу и попросить «Покрой землю снежком, а, меня, молоду, платком»? 3.     С какого  осеннего дня заканчивали хороводы, начинали посиделки? 4.     О каком дне говорили «До обеда осень, после обеда зима»? 5.     С какого дня раньше начинали играть осенние свадьбы? 6.     С какого  осеннего дня было принято начинать утеплять избы? Варианты ответов: Покров Учитель (Ведущая):  Покров   Пресвятой   Богородицы   –   один   из   великих   праздников   Русской Православной Церкви. Что вы помните об этом дне и о его значении в культуре? 1 этап Викторина «Покров Пресвятой Богородицы» (Приложение 7) Учитель (Ведущая):  Обряды осеннего цикла также были направлены на семейную жизнь: с Покрова начинались   свадьбы,   а  на   праздники   Введение,   Екатерины   и   Андрея   гадали   на избранников. Обрядовые действия преимущественно переносились в помещение, приобретая   форму   вечеринок.   Праздничный   стол   на   Покров   был   богатый, традиционно   готовили   угощенья   из   плодов   нового   урожая,   варили   мед,   брагу, холодец.   Покров   справляли   щедро,   раздольно   –   покровское   гулянье   считалось последним   игрищем   в   году   у   селян:   «Покров   –   конец   хороводам,   начало посиделкам». На Покров закармливали скотину пожинальным (последним) снопом и   с   этого   дня   держали   в   хлеву.   С   Покрова   в   селе   начинались   свадьбы,   так называемые   свадебные   недели.   Покров   Пресвятой   Богородицы   напоминал свадебное покрывало, этот праздник считался покровителем брака, если в этот день выпадал снег, для обрученных это было счастливым предзнаменованьем. С Покровом связано много ритуальных действий и примет. Он богат обычаями и обрядами. Сейчас вы услышите некоторые из них. 2этап. Приметы Покрова  Варианты ответов  (1.По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует  ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы «Какова погода на Покров – такова и зима».  2.С Покрова крестьяне начинали готовить свои дома к зиме: затыкали пазы в  стенах изб мхом, говоря при этом: «Батюшка Покров, покрой нашу избу  теплом, а хозяина добром».  3.В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. До Покрова  сельчане берегли засохшие ветви яблони, потому что считалось, что если  сжечь их именно 14 октября, то всю зиму в доме будет тепло.  4.С Покрова уже не выгоняли скотину на пастбища, даже если еще не было  снега. Скот держали в хлевах и переводили с этого дня на зимний корм.  5.Молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели,  таким образом они старались уберечь себя от "призора недоброго глаза".  6.Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге  дома водою сквозь решето.  7.Старухи сжигали изношенные за лето лапти, считая, что, исполнив это, они  "прибавят себе ходу на зиму".  8.Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою,  головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Пресвятой Богородицы считался «покровителем свадеб».  9.К этому времени завершались основные полевые работы, и часть мужской  молодежи получала возможность уйти на заработки ­ с Покрова  возобновлялись осенние торги и ярмарки.  10.Покров окончательно ставил точку в летней жизни, переводя всю  домашнюю деятельность в избу: «Зазимье пришло ­ засидки привело». В  октябре работы в полях заканчивались, и с Покрова для наших предков начиналась веселая пора посиделок, продолжавшаяся всю зиму до самой  масленицы) 3 этап. Интерактивная игра  Учитель (Ведущая):  14 октября Домовой спать укладывается. Мы сейчас проведем "Запекания углов". Разделим   первый   блин   на   4   части,   разнесем   эти   части   по   углам   избы,   как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен. ­ А теперь дружно скажем: "Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нем ­ добром!" Традиционное блюдо Обряды 4  этап Мастер­класс « Застолье» Учитель (Ведущая):    К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно   больше   угощений   из   плодов   нового   урожая. Застолье   (столование)­ это совместное принятие пищи всеми участниками праздника. Начиналось оно, как правило, после  службы в церкви,  т.е. в час­два  по  полудню и заканчивались  с закатом   солнца.  Подачей   пищи   во   время   застолий   занималась   хозяйка   дома   с дочерьми   или   снохами,   в   богатых   домах   нанимались   «подавальщицы»  (учитель подходит к столу, рассказывает о правилах оформления стола).  Столы обязательно   накрывались   скатертями   –   принимать   пищу   за   «голым»   столом считалось   грехом.   Сначала   на   стол   ставилась   солонка   и кара (блюдо   для несъедобных остатков пищи). На лавки выкладывались полотенца, которыми гости должны были покрыть колени и вытирать ими руки. Бросать кости и объедки на стол,   вытирать   руки   о   скатерть   не   полагалось.   Это   считалось   как   проявление неуважения к Богу и оскорбление хозяев. Застолье всегда начиналось с раздачи гостям хлеба. Хозяин торжественно одаривал гостей ломтем хлеба, а те должны были   принять   его   с   почтением.   Ритуал   передачи   хлеба   символизировал гостеприимство хозяина дома, а со стороны гостей уважение к хозяевам и его семье. Застолье, как правило, состояло в два этапа: «Обед» и «пирожное». Обед обычно   состоял   из   7­12   блюд,   называвшимися   «перемена»,   «семиблюдка», «поставы», которые подавались один за другим, перемежались подачей хмельных напитков, квасов, морсов. Учитель (Ведущая):   Мирская часть престольных праздников на Руси проводились весело, оживленно. Она сопровождалась застольными песнями, здравницами, частушками, плясками, хороводами, играми, розыгрышами. 5 этап. Частушки Особое   место   в   жизни   людей   занимали   частушки.   В   частушках   отражались элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и обычаи народа. Ребята по очереди или вместе поют частушки (количество­на выбор).  Оценка: качество исполнения, слаженность. (звучат частушки в исполнении учащихся) 1.Настал батюшка ­ Покров Настала нам гуляночка. Скоро ­ скоро нам сыграет Звонкая тальяночка.  2.Разрешите поплясать, разрешите топнуть, Неужели в этом доме Половицы лопнут? 3.Девочки, вы девочки, Где берете денежки? Летом ягодки сдаем, А зимою все прядем. 4.Полотенце вышивала Петухами – утками. Я гостечков поджидала Часами и минутками. 5.Гармонисту ­ за игру, Ну, а мне ­ за пляску, Гармонисту ­ калачей, Мне ­ баранок связку! 6.Говорят, что я румянюсь, Говорят, что я белюсь, Я при всех в реке умоюсь ­ А лицом не изменюсь. 7.Вы судите, не судите, А осуды не боюсь, Что хотите говорите, На сударушке женюсь. 8.Как по осени ломала Красную калинушку, Во полях снопы вязала Надломила спинушку. 9.На осеннем на лугу Укусил комар блоху Сидит заяц на березе, Помирает со смеху. 10.Подавай мне чашку чаю, Ведь тебе не жалко чаю, В чае я души не чаю, В пляске то ж не подкачаю. 11.В пляске не жалей ботинок, Подавай­ка чай друзьям, Если в чашке есть чаинки, Значит, письма пишут нам. 12.Самовар, блестит, кипя, Чай в нем пенится, Погляди­ка на себя­ Ну и отраженьице. 13.Я чай пила, самоварничала, Всю посуду перебила – накухарничала. 14.Мы частушки вам пропели, А теперь торопят нас, До свидания, мы с частушкой К вам придем еще не раз. Слава Богу за все За ослепительное счастье, Надежды алую зарю, За помощь в бурю и ненастье – За все тебя благодарю. За этот день, трудами полон, За образ Твой, что я храню, За ночь бессонную и сон – За все тебя благодарю! За сердце пламенное друга, За поучительность врага, За то, что жизнь сковала вьюга, А жизнь как прежде дорога;  За боль и горечь испытанья, За то, что я тебя люблю, И за любовь Твою и Тайну – За все Тебя благодарю! За «иго… благо», легко бремя Тебя, Спасителя, любить… И что дано еще мне время  За все Тебя благодарить.   /Звучит песнопение «Слава Богу за все»/ Рефлексия На доске заполняется сводная таблица   праздники обряды застолье (действия)  Православие Подводится итог Заканчивается праздник чаепитием с "Троицким" пирогом. Русские народные праздники в прошлые времена были необыкновенно богаты и Заключение разнообразны.   музыкальное, хореографическое,   декоративно­прикладное   творчество   и   другие   его   виды.   Они   раскрывали   устно­поэтическое, Помимо развлекательной, они выполняли и воспитательную функцию, приобщая подрастающее   поколение   к   установившемуся   укладу   жизни,   эстетическим взглядам народа, морально­этическим нормам поведения.  К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. В современных условиях обрядовая культура приобретает все более урбанизированный характер, который и обусловливает   потребность   в   сознательном   выборе   обрядового   фольклора, который   передается   подрастающему   поколению   через   изучение   и   проведение обрядовых   праздников,   декоративного­прикладного   игровых   программ, творчества,   вокального   и   хореографического   исполнительства,   основанных   на научных принципах обобщения исторического опыта развития обрядовой культуры нашего народа.  Духовно­нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет   на   этическое   и   эстетическое   развитие   ребёнка,   мировоззрение   и формирование   гражданской   позиции,   патриотическую   и   семейную   ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее развитие. Становление   духовного   человека   невозможно   без   правильного   воспитания. «Воспитать» ­ значит способствовать формированию духовно­зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  1. Головлева Е.Л. Обрядовая культура как источник формирования странового имиджа [Электронный ресурс] / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – Режим доступа: http://www.zpu­journal.ru/ezpu/2009/4. 2.   Демина   Л.В.   Празднично­обрядовая   культура   как   целостное   явление   тра­ диционной культуры / Л.В. Демина // Вестн. МГУКИ. – 2009. – №4. – С. 40–44. 3.   Календарные   и   обрядовые   праздники   русских   [Электронный   ресурс]   / Виртуальный музей «Каждый народ – Золотой фонд России». – Режим доступа: http://www.goldmuseum.ru/tradicii­rus_1_1/. 4.  Народный   дневник.   Народные   праздники   и   обычаи:   Из   “Сказаний   русского народа”, собранных И. П. Сахаровым. – М.: “Дружба народов”, 1991.                       5. Панкеев И. А. Русские праздники и игры. – М.: ООО Изд­во “Яуза”, ЗАО Изд­ во “ЭКСМО – Пресс”, 1999 6. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. – С­Пб: “Брайт Лайт”, 1994 7.Тематически е сценарии детских праздников (И. Агапова). «Здравствуй, Троица» Фольклорный праздник. 8.Терещенко А.В. «Быт русского народа». Ч. I / Вступ. Ст. А.Ф. Чистякова. – М.: Русская книга, 1997. Интернет­ресурсы 1.  http://kopilochka.net.ru/bible­vopros/181­rozdestvo.html 2. Иллюстрации для презентации: http://dp.ric.ua/uploads/posts/2009­08/1250506676_jazl­kolokol.jpg http://im2­tub.yandex.net/i?id=67106721­02 http://im8­tub.yandex.net/i?id=133991002­04 http://im0­tub.yandex.net/i?id=51606712­02 http://www.obitel­minsk.by/UserFiles/shop/21659_full.jpg http://im5­tub.yandex.net/i?id=98014505­08 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/772/47772121_tisso72.JPG http://im5­tub.yandex.net/i?id=65079016­01  3.    http://blogs.mail.ru/mail/kristjon123/12F08413FF4FECC9.html    ангел http://improvisus.com/newyear/5.htm     легенда http://rojdestvo.paskha.ru/children/viktorina/krossvordy/  http://paradijs.ucoz.ru/forum/63­2691­1 4. http://modelmen.ru/p2221 http://www.rodim.ru/conference/lofiversion/index.php/t76049.html  http://www.liveinternet.ru/users/3432817/post140459404  http://www.clubochek.ru/lib.php?rat=16&dog=880 5. http: //www.ethnomusem.ru Престольные праздники.  http: //festival.1september.ru Традиционные праздники и обряды. Покров день  http: //www.clubochek.ru Хороводные песни, обряды, традиции.  (дата обращения 22­29.03.2017г.) Приложение1. Варианты жетончиков Праздник Рождество Праздник Троица  Праздник  Пасха Праздник    Покров Приложение2. Рождественская мозаика Каково название города, в котором родился Христос? (Вифлеем) В какой сказке в середине зимы распустились подснежники? («12 месяцев») Как называются святочные песни? (Колядки) 1. В каких Евангелиях описывается Рождество Иисуса Христа? Ответ: В Евангелиях от Матфея и Луки. 2. Почему Иосиф и Мария дали своему сыну имя Иисус? Ответ: Ангел сказал им сделать это. (Мф. 1:20­21, Лук. 2:21) 3. Что пели ангелы в Рождество? — радуйся, мир… — тихая ночь, дивная ночь… — слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение Ответ: В Библии не написно, что ангелы пели. Они «взывали и славили Бога» (Лук. 2:13­14) 4. Где были Иосиф с Марией и Младенцем, когда пришли волхвы? — в поле — в доме — в хлеву Ответ: В доме (Мф. 2:11). 5. Сколько было волхвов, пришедших поклониться Иисусу? Ответ: В Библии не написано об этом. 6. Что волхвы принесли в дар Иисусу? Ответ: Золото, ладан и смирну (Мф. 2:11) 7. Зачем Иосиф с Марией пошли в Вифлеем? Ответ: Они пошли записываться, так как объявили перепись населения (Луки 2:4). 8. Название какого детского учреждения напоминает нам о Рождестве? Ответ: Ясли. Младенца Иисуса спеленали и положили в ясли (кормушку для  скота). 9. Что означает слово «Вифлеем»? Ответ: дом хлеба. 10. Каким образом деньги напоминают нам о Рождестве Иисуса Христа? Ответ: На всех монетах и бумажных купюрах указан год выпуска, а наше  летоисчисление берет начало от Рождества Христова [Интернет­ресурсы1] Вопросы:      1. Когда мы отмечаем Рождество?                                               (7 января) 2. Что означает слово «Рождество»                                          (Рождение) 3. Кто такие волхвы?                                                                    (Мудрецы) 4. Что обычно люди кладут под елку?                                        (Подарки) 5. Сколько букв в слове «РОЖДЕСТВО»?                                    (Девять) 6. Как звали Младенца, день рождения которого мы отмечаем на Рождество?       (Иисус) 7. Почему на рождественских открытках часто изображены животные?                                            (Потому что Иисус Христос родился в хлев.) 8. Как звали Маму Иисуса Христа?                                                 (Мария) 9. Кому сказали Ангелы, что родился Спаситель?                   (Пастухам) 10.Как мудрецы узнали, что родился новый Царь?                                                               (Они увидели новую звезду на небе) 11.Как называется город, в котором родился Иисус?                  (Вифлеем)  12.На чем путешествовали мудрецы?                                   (На верблюдах) 13.Сколько лет назад родился Христос?                                              (2010) 14.Как называются дни от рождения Иисуса  до его крещения?  (Святки) Рождественская мозаика Для учащихся 4­6 классов (Презентация [2]) Вопросы: Найдите   в   строчках   лишнюю   букву   и   узнаете,   что   означает   слово 1. «Рождество»                                                                                  (Рождение) Используя   сетку,   выполните   задание   и   вы   узнаете,   кто   такие   «Волхвы»   2.                                                                                                          (Мудрецы) Поставьте буквы в порядке указанном часами, и узнаешь, как называются 3. дни от рождения Иисуса, до его крещения.                 (Святки) 4. Отгадай загадку: Спиной  к  стене, а  лицом  к  избе.               (Икона) Используя подсказку ответьте: Как называется город, в котором родился 5. Иисус?                                                                                (Вифлием) Разгадай ребус и отгадай загадку:  Не Бог, не человек, не был на небе и не 6. будет, а на себе Христа­света носил.                                                 (Осёл) Разгадай ребус и отгадай загадку:  Нет головы, а есть уши; Нет рта, а есть 7. язык.                                                                                           (Колокол) 8. Замени по одной букве в словах «орехи» и «дума»   и получишь ответ на загадки: Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грехи) Взвесить нельзя, мерить нельзя и жить без того нельзя.                                                               (Душа) Отгадайте   загадку:   Синее   море,   хрустальные   берега,   а   посередине   утка. 9.                                                                                                           (Лампада.)   Выберите буквы, отличающиеся по шрифту, и вы узнаете, как называется 10. транспорт, на котором путешествовали волхвы.       (Верблюды) 11.   Найди   верный   вход   в   лабиринт   и   помоги   волхвам   добраться   до Вифлеемской   звезды.   По   дороге   ты   узнаешь,   что   они   сказали   царю   Ироду   о Мессии.         (Мы видели звезду его на востоке, и пришли поклониться ему.) Изготовление бумажного ангела  Приложение 3.   Замечательный русский художник Владимир Андреевич Фаворский придумал в начале   XX   века   удивительно   легкий   изящный   способ   изготовления   объемного ангела из обычной писчей бумаги. Из сложенного пополам листка вырезают контур по схеме (рис. 1 а). Дети подготовительной к школе группы могут изобразить этот контур не единой линией, а подетально: сначала простым карандашом нарисовать половинку головы, затем окружить ее ним­ бом, изобразить половинку платья и лишь   потом   дорисовать   крыло.   Лишнюю   линию   (на   границе   платья   и   крыла) желательно   стереть   ластиком;   после   этого   вырезать фигурку из бумаги. Украсить платье ангела можно с помощью   ажурного   оформления подола   платья   и   симметрично вырезанных   мелких   изображений сгибе   фигурки   16). Разнообразная   форма   крыльев, ажурный   рисунок   костюма сделают   каждого   ангела оригинальным и неповторимым (рис. 2).   (рис. на Следующий этап работы самый увлекательный. Раскройте готовую фигурку, верхнюю часть нимба вытяните вперед – у вашего ангела появятся руки, сложенные в молитве (рис.   За,   б).  Зафиксируйте   складочки   на   «плечах»   и сложенных   «ладошках»,   и   ваш бумажный   ангел   готов.   Надрезы крыльях и подоле можно сделать объемными,   накрутив   бумажные полоски на карандаш (рис. 4).  на Ангел   Фаворского   соединит   в себе   легкость   и   чистоту возможности материала, творческого поиска, пластическое   изящество   и   безусловную   простоту исполнения.   Он   станет   прекрасным   подарком­оберегом, внесет в дом надежды на исполнение самых заветных желаний в Новом году Роспись декоративной тарелочки «Рождество Христово» Тип работы: Декоративная тарелка. Техника: Роспись по керамике.  Материалы:  Белая   керамическая   тарелочка,   акриловые   краски,   контурные краски, акриловый лак.  Инструменты: Кисти – колонок, белка, губка. Цели   и   задачи:   освоить   технику   росписи   по   керамике,   развитие   творческих способностей.  1. Для выполнения этой работы нам необходимо: белая керамическая тарелка без орнаментов,   акриловые   краски   (можно   краски   для   керамики),   акриловый   лак, контурные краски и соответствующие кисти – колонок и белка.  2. Сначала грунтуем основу одним цветом. Затем наносим рисунок. Обводим его контурными   красками.   Раскрашиваем   детали,   добавляем   эффекты   золотой краской. И покрываем лаком. Можно в тарелочке специальным сверлом  сделать отверстие и привязать ленточку или поставить на специальную подставку. Поделка готова! Раскрашивание яиц Приложение 4. В христианстве пасхальное яйцо символизирует Гроб Господень.  Напоминая по форме камень, которым в древности обычно заваливали гробницу, оно  в  то  же  время  даёт  начало   новой  жизни;  таким  образом,  для христиан это напоминание   о воскресении   Иисуса   Христа,   о   спасении   и   вечной   жизни для верных. Традиция   окрашивания   яиц   появилась   задолго   до   христианства,   в   глубокой древности.   Красные пасхальные яйца появляются у ранних христиан в Месопотамии, в память о крови Христа, распятого на кресте.  Христианская   Церковь официально   приняла   этот   обычай,   рассматривая пасхальные яйца, как символ воскресения.  Согласно   преданию,   первое   пасхальное   яйцо   Святая   равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору  Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета. Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне ­ был красный. Красный   цвет   в   народной   культуре   один   из   основных   элементов   цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья. Обычай   красить   яйца   сохранился   преимущественно   у   славянских   народов (русские, белорусы, болгары, полки, сорбы, украинцы и   др).   У   народов   Западной Европы яйцо тоже присутствует в качестве пасхального символа, но это уже не «специально   раскрашенное   куриное   яйцо»,   а   шоколадное   яйцо   (например,   у итальянцев или французов). Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета ­ это была крапанка.  Ещё   были писанки ­   яйца, орнаментальными узорами.   раскрашенные   от   руки   сюжетными   или   Иногда   на   разноцветно   окрашенные   яйца   наклеивали   из   золотистой   или серебристой фольги всевозможные узоры и украшения.) Викторина «Что мы знаем о дне Пятидесятницы (Святой Троицы)?» 1. В какой книге Нового Завета описаны события, относящиеся ко дню  Пятидесятницы? Приложение 5  Евангелие от Луки  Евангелие от Иоанна  Деяния Апостолов  Откровение Иоанна Богослова 2. Под каким видом сошел на апостолов Святой Дух?  был невидим  пролился в виде дождя  в виде облака  в виде огня 3. В какой новозаветной книге содержится предсказание Спасителя о пришествии  Святого Духа?  в синоптических Евангелиях  в Евангелии от Луки  в Евангелии от Луки и Деяниях Апостолов  в Евангелии от Иоанна 4. На кого из пророков ссылался апостол Петр, объясняя жителям Иерусалима  странное поведение апостолов (проповедь на разных языках)?  на Исаию  на Иеремию  на Иезекииля  на Иоиля 5. В Православной Церкви Пятидесятница и День Святой Троицы — это один и  тот же праздник. А когда отмечается День Святой Троицы римо­католиками?  за неделю до Пятидесятницы  на следующий день после Пятидесятницы  через неделю после Пятидесятницы  отдельного праздника нет 6. Христианская Пятидесятница посвящена Сошествию Святого Духа на  апостолов. Чему посвящена ветхозаветная Пятидесятница (иудейский праздник  Шавуот)?  явлению Господа Аврааму при дубраве Мамре  исходу евреев из Египта  дарованию Торы  вхождению евреев в землю обетованную 7. Особенность богослужения Дня Святой Троицы: Всенощное бдение праздника состоит из Великого повечерия и утрени  вместо обычных часов читаются часы Пасхи  Литургия совершается после вечерни  после Литургии совершается Великая вечерня 8. В одной из молитв дня Святой Троицы содержится прошение:  о тех, кто находится во аде  об отпавших от Церкви  о готовящихся ко святому Крещению  об умирающих 9. Кому из русских святых являлась Святая Троица?  Александру Свирскому  Серафиму Саровскому  Сергию Радонежскому  Силуану Афонскому 10. Какие из этих изображений Троицы являются каноничными? 1 2 3 4 1 и 2 только 2 2 и 3 2 и 4 Приложение 6 Разгадай кроссворд Начало слова в лепестке, на который указывает стрелка. Все слова  записываются по часовой стрелке. Если ты правильно запишешь все  ответы, то в центре прочитаешь название одного из двунадесятых  праздников. 1. «Я есть путь и ... и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»  (Евангелие от Иоанна 14 глава, 6 стих). 2. Преподобный, иконописец, автор иконы «Троица». 3. Одно из имен Божиих, встречающееся в Ветхом Завете. 4. Одно из свойств Божиих. «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты  Бог мой; Дух Твой ... да ведет меня в землю правды». 5. Одно из свойств Божиих как Создателя мира. 6. Праотец, к которому явился Бог в образе трех странников. ­ 2005. ­ №6) ( Источник: сайт Радость моя. ­ Июнь. Викторина «Покров Пресвятой Богородицы» Приложение 7 Начало формы 1. Событие, воспоминаемое в день Покрова Пресвятой Богородицы,  произошло в Константинополе, в храме:   Святой Софии  Святой Ирины  Влахернской церкви  «Живоносный источник» 2. В этом же храме несколькими десятилетиями ранее был установлен  праздник:  Торжества Православия  День Всех святых Изнесение честных дерев Животворящего Креста  Успение Пресвятой Богородицы 3. В день Покрова Пресвятой Богородицы празднуется память византийского  гимнографа преподобного Романа Сладкопевца, посвятившего  богослужебную поэму другому событию, связанному с заступничеством  Божией Матери за людей:  Успению Пресвятой Богородицы  Браку в Кане Галилейской  Событиям, связанным с чудом от иконы Божией Матери Троеручица  Апокрифическому сошествию Богородицы в ад 4. Шедевр древнерусской архитектуры храм Покрова на Нерли был построен  в память:  Об установлении праздника  О военной победе князя Андрея Боголюбского  О погибшем сыне князя Андрея Боголюбского  Об основании Боголюбского монастыря 5. Один из этих русских храмов также освящен в честь Покрова Богородицы  Василия Блаженного (Москва)  Спаса­на­Крови (Санкт­Петебург)  Храм Святой Софии (Великий Новгород)  Десятинная церковь (Киев) 6. Андрей юродивый, увидевший явление Покрова Пресвятой Богородицы,  был по происхождению: Греком  Славянином  Скифом  Крещеным евреем 7. В храме Покрова в Филях в Москве состоялось первое публичное  прослушивание этого произведения:  Рок­опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова  Русскоязычная версия рок­оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Л.  Веббера  Опера «В бурю» Т. Хренникова  Опера «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича 8. Покровский монастырь в Москве устроен в память:  Избрания первого царя из династии Романовых  Смерти Патриарха Филарета  Восшествия на престол государя Александра II  Перенесения мощей Матроны Московской 9. Город Покров находится в:  Вологодской области  Пензенской области Владимирской области  Московской области 10. Город Покровск (ныне – Энгельс, входит в состав Саратовской  агломерации) выведен в произведении детской литературы советского  периода:  Дорога уходит в даль (А. Бруштейн)  Кондуит и Швамбрания (Л. Кассиль)  Белеет парус одинокий (В. Катаев)  Два капитана (В. Каверин)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)

Православные обрядовые праздники (методическая разработка внеклассного занятия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017