УМК (автор): «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». Кураев А.В.
Учащиеся познакомились с назначением, внешним видом и устройством православного храма, развивали интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры. Главной задачей является воспитание положительного отношения к духовному, историческому и культурному наследию.УМК (автор): «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс». Кураев А.В.
Учащиеся познакомились с назначением, внешним видом и устройством православного храма, развивали интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры. Главной задачей является воспитание положительного отношения к духовному, историческому и культурному наследию.
Православный храмПравославный храм.docx
Тема: «Православный храм»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №15 им. А.З.Потапова
ст.Лысогорской Ставропольского края
Пономаренко Л.М.
УМК (автор): «Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. 4 класс». Кураев А.В.
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить учащихся с назначением, внешним
видом и устройством православного храма.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к
изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко
культурный словарь учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать ценностное отношение к духовному,
историческому и культурному наследию.
Формируемые УУД:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной
и письменной форме;
личностные: умение соотносить события с принятыми этическими
принципами.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофильм, презентация,
раздаточный материал (кроссворд).
рабочая тетрадь.
I.
Организационный момент.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной
культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!
1 II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Разгадайте загадки и по первым буквам отгадок постарайтесь
определить тему сегодняшнего урока (кроссворды на листочках).
1. Человек, который верит в Иисуса Христа (христианин)
2. Страна, в которой мы живем. (Россия)
3. Ученики Иисуса Христа (Апостолы)
4. Обращение к Богу (Молитва)
Какое ключевое слово у нас получилось? (Храм)
– Попробуйте дать определение слову «храм». (учащиеся дают определения
слову «храм»)Иллюстрации помогут вам в этом.
Храм это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
В храме много икон.
Зачем люди посещают храмы?
В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чёмто.
.
– Подберите синонимы к слову храм (церковь, собор)
Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и
Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где
собирается церковь — Божия семья.
Храм или церковь всегда были центром жизни людей. Храм был очень
важен в жизни человека. Если есть в поселении храм, то это село, если нет –
деревня. Современный русский город или село невозможно представить без храма.
Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился
православный храм.
Итак, тема сегодняшнего урока «Православный храм».
Этот дом – не просто дом
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бимбомбом. Диндиндин.
Ктото с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
2 По утрам и вечерам.
Это – православный храм.
Учитель: Кто из вас был в храм? С кем вы ходили?
Можно ли представить себе современный русский город или крупное село
без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился
православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее
и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм.
Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают
просимое.
В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же
бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан.
В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и
благодарственные службы после победы.
Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма
устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской
истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех
сторон человеческой жизни.
И наша станица не исключение, у нас тоже есть храм.
Кто помнит как он называется?
Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Красивейшее архитектурное сооружение с интересной историей.
Его начали строить в 1879х годах. Строили 10 лет, освятили и начала
функционировать в 1886 году.
В 1968 г. Храм Рождества Пресвятой Богородицы зарегистрировали как
исторический памятник.
Мы с вами много раз бывали в храме и в праздничные дни и в будни.
Мне кажется, что сегодняшняя тема урока для вас будет интересной и легкой для
запоминания.
III. Изучение устройства храма.
3 Учитель: Мы идем в гости, в этот дом, чтобы не смутить и не огорчать верующих,
каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с
правилами “как вести себя в храме”.
Учитель: Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем?
Учитель: Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются,
осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя
крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.
Учитель: Может быть вы знаете, как нужно вести себя в храм.
(Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить,
ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.)
Давайте мысленно перенесёмся в храм на некоторое время.
Может быть, ктото назовёт, из каких частей состоит храм?
(предположения детей)
Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений,
является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на
куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что
Церковь входит в Царство Бога благодаря тому, что на Кресте Иисус Христос
искупил грехи человечества.
Учитель: Что мы видим входя в храм?
Учитель: В православном храме людей встречают иконы, свечи.
И священники. Они здесь служат.
— А что это за служба? – спросите вы.
Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им
помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда
священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу. Священник
носит на груди крест.
Во время службы священник совершает каждение.
Слова кадить и чадить в древности не отличались. Но сейчас чадить означает
производить едкий дым, а кадить – напротив, означает наполнять воздух
дымом благоуханным. Каждения напоминает о том же, что и свечи — дым
возносится кверху, но его благоухание радует окружающих.
Покадить комуто означает выразить почтение. Поэтому священник кадит и перед
иконами, и перед вами.
4 Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан
ароматическая смола с приятным запахом.
Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю,
что это вы расскажите сами.
Работа в группах по учебнику
(У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Дети
ищут в тексте стр. 4851 объяснение каждого понятия, подчеркивают. Для
чего служат. Готовят выступление.)
1я группа – «икона», «иконостас»,
2я группа – «Царские врата»,
3я группа «алтарь»
1я группа Икона – это картина, на которой изображен лик святого или
события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу,
ангелам и святым)
(Запись в тетрадь, что такое ИКОНА)
Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На
нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое
название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько
позволяет высота храма. )
(Запись в тетрадь, что такое ИКОНОСТАС)
2я группа. В центре иконостаса – двери – Царские врата.(Через них выносят
Евангелие – благую весть о ХристеЦаре.Справа от Царских врат всегда икона
Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)
Видео про иконостас.
Найдите в учебнике информацию об иконе Божьей Матери. Стр. 50.
Кого называют Богоматерью? ( Марию, которая родила Иисуса Христа) (Разные
иконы Божьей Матери) Слайд №12.
3я группа За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма.
Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся
священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда
входить.Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)(Запись в тетрадь,
что такое АЛТАРЬ)
Самое важное место в алтаре — престол особо освященный
четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из
полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует
сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда
находятся антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный
архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во
гроб, напрестольное Евангелие, крест.
5 Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого
разрешения, благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.
Учащиеся читают вслух.
Вывод: Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в
алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают
человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.
Учитель: Мы сказали, что в храме много свечей. Как вы думаете для чего они
нужны?
Церковная свеча — символ молитвы верующего человека. Своим горением
пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу,
Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному
преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается,
она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих
ближних.(Запись в тетрадь, что такое СВЕЧА)
Творческие работы учащихся.
А сейчас мы послушаем рассказы ваших одноклассников о нашем храме. Они
приготовили небольшие сообщения.
1 ученик:
(из воспоминаний старожила станицы Польчина Михаила Васильевича, род. в
1880г.)
Строилась церковь мастерами из Воронежа, которых пригласили
лысогорские казаки.
Размеры церкви соответствуют длине шкуры барана, нарезанной на узкие
ленточки. Существует об этом быль – легенда…
Собрались лысогорские казаки вместе и отправились к атаману Брянцеву,
чтобы испросить разрешение на строительство. Привезли в подарок самого
лучшего барана. Принял атаман дар, выслушал просьбу казаков. И, немного
помыслив, молвил: «Внимаю я просьбе и разрешаю строить православный храм на
земле нашей, но при соблюдении малого условия – уместить церковь на шкуре
барана, коего вы привезли мне».
Находчивыми оказались наши казаки. Чисто выделали шкуру барана,
нарезали на очень тонкие ленточки, соединили – получилась длинная веревочка,
которая и была положена под фундамент храма по периметру.
2 ученик:
Существует интересное предание о том, как выбирали место для храма.
Старики рассказывают, что долго спорили казаки на казачьем круге, на каком
6 месте возвести храм, но так и не пришли к единому мнению. Тогда бросили жребий
и позвали детей атамана. И маленькая Васютка вытащила бумажку, где указано
было место, на котором построили церковь, сохранившуюся до наших дней.
Говорят, что когда девочка запустила ручонку в шапку за тугим жгутиком жребия,
на небе вдруг вспыхнула всеми красками дня огромная радуга. Замерли казаки и
долго, затаив дыхание, смотрели на чудо, открывшееся их взорам, пока цвета
радуги не поблекли в глубине бездонного неба.
Тогда казаки разметили условно размеры будущего строения колышками,
натянули баранью веревочку и пригласили атамана. Довольным остался атаман и
дал добро на строительство.
3 ученик:
Строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы по проекту
неизвестного автора специально приглашенные мастера из Воронежа. Церковь
деревянная, что необычно для нашего края. Она построена из деревянных брусов,
закрепленных в пазы. При строительстве рабочие не использовали ни одного
гвоздя. Чернорабочими на строительстве, по воспоминаниям старожилов, были
екатерининские солдаты, провинившиеся в турецкой войне 18751877гг. Все
тяжести переносили лебедкой с помощью быков и лошадей. Бревна и доски
завозили постепенно по мере строительства по реке («вроде по Дону» — по
воспоминаниям). Колокола поднимали с большим трудом: большой, набатный –
500 кг весом – на левую колокольню, 6 штук поменьше – на правую сторону. Звон
колоколов в ту пору был необыкновенно громкий и красивый. Многие вспоминают,
что перезвон церкви станицы Лысогорской был слышен в МинВодах.
4 ученик:
Набатный колокол звонил в редких случаях, предупреждая об опасности или
собирая на казачий круг. Раньше Подкумок часто разливался (об этом напомнило
наводнение 2002 гола, захватившее значительную часть станицы). Поэтому как
зазвонит набат по весне, по воспоминаниям предков, хватали детей и бежали на
Кизильник. Высокая часть станицы, прилегающая к горе Лысой, всегда была
покрыта зарослями кизила. Это название сохранилось и поныне и широко
используется в речи местных жителей. Кстати, в наводнение 2002г. именно сюда,
как и более 100 лет назад, устремлялись люди, спасаясь от разбушевавшегося
Подкумка. Ограду делали лысогорские казакиумельцы Лордухины и каменотес
Симонов.
5 ученик:
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
7 Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко Небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет вновь стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит еще во мне.
Учитель: Вот такая интересная история нашего храма.
IV. Итог занятия.
Учитель А теперь проверим, что вы запомнили из моего рассказа.
Загадки:
Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается музыка получается
(колокол).
Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица (Ангел).
Жил, Богу угодил, к Богу ушел, к людям пришел ( святой).
На горе стоит свеча, в ней молитва горяча ( церковь).
Что выше колокольни? (крест).
Дверей много, а входят не все (алтарь).
На руках Младенец чистый,
Взгляд Его такой лучистый,
Солнце за главой сияет,
Нас Он всех благословляет. (Иисус Христос).
Золотое поле, желтые колосья,
8 Огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник и свечи)
Учитель: Сегодня мы изучали строение православного храма, познакомились с
историей храма в нашей станице.
В храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой
символический смысл и служит спасению души человека. В душе человека тоже
должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует
выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей
душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
V. Рефлексия
Ребята! На доске вы видите свечу...
Если урок вам понравился, вы узнали много нового материала, то прикрепите к ней
пламя красного цвета.
А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего
нового, то желтого.
VI. Домашнее задание.
Составить кроссворд с.4851. По желанию сделать макет храма или нарисовать
храм.
9 НА КРЕЩЕНИЕ
РОЖДЕСТВО
10 11
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Православный храм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.