Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Чусовской индустриальный техникум»
Разработал Р.Т. Кашапов
Чусовой 2020
по правовому воспитанию обучающихся
ГБПОУ «ЧИТ».
Программа разработана в 2020году
срок реализации 5 лет,
возраст обучающихся 15-20 лет
автор программы:
Кашапов Р.Т. преподаватель права,
высшая квалификационная категория;
г. Чусовой, 2020
Паспорт программы правового воспитания
Наименование программы |
Программа правового воспитания«Подросток и закон» |
Основание для разработки
|
1. Конвенция о правах ребенка 2. Закон об образовании РФ 3. Городские и краевые образовательные и профилактические программы 4. Городская целевая программа профилактики правонарушений борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в ЧМР[1]. |
Разработчики программы |
Преподаватель правовых дисциплин Р.Т. Кашапов |
Цель программы |
Формирование правового сознания, правой культуры обучающихся техникума, активной гражданской позиции подростков. |
Задачи программы |
- сформировать правовую грамотность подрастающего поколения, - воспитать правосознания подростков, - сформировать правовые компетентности гражданина, - способствовать профилактике правонарушений и безнадзорности среди подростков. |
Целевые группы
|
Обучающиеся техникума, законные представители обучающихся, педагогический коллектив. |
Основные направления реализации программы
|
- совершенствование процесса правового воспитания; - развитие научно-теоретических и методических основ правового воспитания; - координация деятельности общественных организаций (объединений); - информационное обеспечение деятельности. |
Механизм реализации программы |
Администрация техникума осуществляет координацию деятельности всех структур техникума по реализации программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач. |
Исполнители программы |
Администрация ГБПОУ «ЧИТ», управляющий совет, зам. дир. по УВР, все участники образовательного процесса |
Сроки реализации программы |
5 лет
|
Ожидаемые результаты реализации |
Конечными результатами положительная динамика формирования правосознания обучающихся; повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся, сокращение правонарушений и преступлений среди обучающихся. |
1. Актуальность проблемы
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современного образовательного пространства.
2. Нормативно-правовая основа программы
Реализуя программу правового воспитания обучающихся, техникум работает по государственной программе всероссийской воспитательной программе "Мой выбор", федеральной целевой программе "Дети России"; Всероссийский правовой (юридический) диктант;по плану воспитательной программы ГБПОУ «ЧИТ.
3. Задачи техникума и направления работы по правовому воспитанию.
3.1 Техникума школы по правовому воспитанию.
§ формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность,
§ целенаправленное педагогическое воздействие на поведение обучающихся в соответствии с нормами правовой культуры.
§ формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям,
§ способствовать развитию интереса обучающихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
3.2 Основные направления системы правового воспитания
· работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога по правовому воспитанию,
· профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения,
· пропаганда здорового образа жизни,
· осуществление правового образования обучающихся,
· индивидуальная работа с обучающимися, состоящими в группе риска, СОП,
· правовое образование родительской общественности,
· взаимодействие с органами системы профилактики ПДН, ОВД, КДН, медицинскими учреждениями, а также социальными партнерами МФЦ.
4. Структура и содержание деятельности
СИСТЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ГБПОУ «ЧИТ
4.1 Работа Совета по профилактике правонарушений и социального педагога
по правовому воспитанию.
В техникуме действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних один раз в квартал. На Совет по профилактике приглашаются обучающиеся вместе с родителями и мастерами п/о, кураторами.
Социальным педагогом проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей обучающихся, с помощью мастеров п/о, кураторов, составляется социальный портрет каждой группы.
В «ЧИТ» учатся подростки различных социальных слоев общества. Обучающиеся живут в разных населенных пунктах района, некоторые из них в общежитии.
5 Научно-методическое обоснование преподавания права в техникуме
В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Ведь изменение социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, утрата ценностных морально-нравственных ориентиров повлекло за собой увеличение правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это приводит к лавинообразному увеличению форм саморазрушающего поведения. Таким образом, новые подходы к преподаванию права в «ЧИТ» – социальный заказ общества системе образования, т.е. макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из техникума воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности.
Учитывая необходимость обеспечения устойчивой системы функционирования профилактики правонарушений, соблюдения и защиты прав детей, проводит работу по реализации проекта Российского фонда правовых реформ “Правовое образование в школе”, который действует с июля 1997 года. Программа курса составлена в рамках реализации Федерального закона «Об основных направлениях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. И нацелена на воспитание в подростках чувства собственного достоинства. Она также повышает правовую грамотность подрастающего поколения, позволяет получить общее представление о законах Российского государства, об основных правах и обязанностях российских граждан, знать и понимать правила поведения в общественных местах, уметь их соблюдать, проявлять уважение к закону, к органам и лицам, охраняющим порядок. В целом программа направлена на первичную профилактику подростковой преступности и способствует снижению уровня преступности среди несовершеннолетних, формирует осознанную мотивацию их деятельности и осознанное отношение к совершаемым поступкам.
В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка обучающихся рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности обучающегося.
Появление данного проекта вызвано пониманием возрастающей роли закона в условиях рыночной экономики и создания правового государства в Российской Федерации, соответственно необходимостью более широкого правового образования обучающихся в образовательном учреждении.
Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.
Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. Одна из задач образования – снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.
Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия. Его цель – ввести обучающихся в правовое пространство Российской Федерации, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Обучающиеся должны прийти к пониманию роли закона в современном обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.
Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры обучающихся, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки обучающихся, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения обучающихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей
Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Правовая подготовка обучающихся рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности обучающегося на основе положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности обучающихся.
Преподаватель широко использует нетрадиционные формы занятий, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.
Изучение права, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Изучение права позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
В результате, имея опыт работы по данному курсу, можно с уверенностью сказать, что данный курс оправдывает себя конкретностью, ведь обучающиеся вместе с преподавателем изучают кодексы Российской федерации (об административных правонарушениях и уголовный, трудовой, семейный, гражданский), решают на практикумах многочисленные казусы.
5.1 Внешние связи техникума по правовому образованию
В техникуме налажен тесный контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной полиции. Раз в месяц инспектор проводит консультации и беседы с обучающимися по правовой тематике, регулярно принимает участие в работе Совета по профилактике правонарушений.
Ежегодно обучающиеся участвуют в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, регулярно посещают с лекциями работники ГИББД. Участвуют в круглых столах.
5.2 Правовое образование родительской общественности
Правое образование родительской общественностью носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.
Социальный педагог ведет постоянную и планомерную работу с многодетными, социально незащищенными, проблемными и деформированными семьями. Вместе с родительским активом техникума разрабатываются методики диагностирования и помощи обучающимся из таких семей, способы деликатного улучшения сложных ситуаций.
Техникум тесно сотрудничает с отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с обучающимся и группы риска и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике антисоциального поведения ведется постоянно в тесном контакте с администрацией «ЧИТ», мастерами п/о.
Психолог ведет работу по разрешению конфликтных ситуаций в семье.
6. Система формирования «Правовых компетенций и правовой культуры»
ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»
|
|
|
|
|
||||||||||
Теоретические семинары: - «Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних связанных с потреблением подростками наркотических, средств и психотропных веществ» отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
|
декады правового направления: - «День памяти жертв политических репрессий»; отв. лицо: Р.Т. Кашапов
|
|
- организация досуга, залог воспитания законопослушного гражданина; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
|
Право и мораль: - основные понятия права; - правовые и моральные нормы. отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
|
Лекторий: - «Скажи наркотикам нет» - «Если вы попали в полицию»; - «ПДД» специалист КДН; - ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
|
Лекторий на производственных совещаниях: - «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних» |
Экскурсии: - на судебное заседание (ГПК); отв. лицо: - в изолятор временного содержания; отв. лицо: - в прокуратуру отв. лицо: - посещение мемориального комплекса Пермь-36 отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
вредные привычки: - табакокурение; - употребление наркотических и ПАВ отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Основной закон государства Конституция РФ: - сис – ма гос. органов; - зак-ая и испол-ная власть; - судебная ситстемаРФ; - права и обязанности граждан РФ. отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
Лекторий: - «Опасность употребления алкоголя»; - «Как отказаться от курения» врач - нарколог;
|
||||
Выступления на методических объединениях: - РУМО правовых дисциплин г. Пермь |
Исследовательские работы: - конкурс «Наука - это великая красота» отв. лицо: Р.Т. Кашапов; С.В. Сунгурова. |
- наркомания – злейший враг молодежи; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Налоговое право: отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
- профилактическая беседа отв. лицо: К.Х. Русских |
||||
Правовые тренинги: --Всероссийский (юридический) правовой диктант отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
Участие в олимпиадах (ОУ, край, Россия): - олимпиада в ГБПОУ «ЧИТ»; - международная олимпиада; - Всероссийский (юридический) правовой диктант отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
-права и обязанности несовершеннолетних; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Семейное законодательство: -права и обязанности супругов; - брак, порядок его заключения; - брачный договор; институт опеки и попечительства. отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
- лекция –тренинг: «Правовое воспитание и самооборона обучающихся», центр гражданского воспитания. отв. лицо: К.Х. Русских |
||||
Работа фокус – групп: - |
-интерактивный метод: - «курительные смеси – отрава XXI века» отв. лицо: Р.Т. Кашапов; - с обучающимися группы «риска» посвященный Дню борьбы со СПИДом отв. лицо: Т.С. Ильина |
-подростковая преступность и ее причины; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Трудовое право: - трудовой договор; - занятость и трудоустройство; -трудовая деятельность несовершеннолетних. отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
- лекторий:, инспектор ГИБДД; отв. лицо: К.Х. Русских |
||||
|
круглый стол: - «Способна ли коррупция изменить мир»; отв. лицо: Р.Т. Кашапов - «Экстремизм угроза обществу» отв. лицо: Р.Т. Кашапов; С.В. Сунгурова. - «Обеспечение гарантий и социальной защиты обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в профессиональных образовательных учреждениях» (для поступивших)» отв. лицо: Т.С. Ильина - «Обеспечение гарантий и социальной защиты выпускников образовательных учреждений профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отв. лицо: Т.С. Ильина |
- трудовое законодательство об особенностях труда несовершеннолетних; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Уголовное право: - УК РФ; - уголовная ответственность; - преступление особо опасное противоправное деяние. отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
Социальные партнеры: - работа с МФЦ (посещение, регистрация гос услуги); - посещение СИЗО; - Посещение гражданского процесса в Чусовском городском суде;
|
||||
|
Коммуникативно – познавательная игра: - «По страницам конституции» отв. лицо: Р.Т. Кашапов; Н.В. Смоляр |
- курительные смеси – отрава XXI века; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Административное право: - административные проступки; - административная ответственность. отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
|
||||
|
Арт – технологии: - «Социальный театр» отв. лицо: Е.Н. Русских |
- административная ответственность несовершеннолетних; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Международная зашита прав человека в условиях мирного и военного времени: - ювенальное право; - межд-ые судебные инстанции. отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
|
||||
|
Формирование правовых компетенций по средством интернет – ресурсов отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
- уголовная ответственность несовершеннолетних; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Международное законодательство: - международные документы по правам человека; - международное гуманитарное право отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
|
||||
|
|
- семейный кодекс РФ; традиции семьи; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
Лекторий: - «Права несовершеннолетних» отв. лицо: Р.Т. Кашапов |
|
||||
|
|
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в районе; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
|
|
||||
|
|
проблема ранних браков; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
|
|
||||
|
|
- трудоустройство несовершеннолетних; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
|
|
||||
|
|
- ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство; отв. лицо: куратор, мастер п/о |
|
|
||||
|
|
|
|
|
7. Ожидаемые результаты работы
Ø итогом форсированности правового сознания, обучающихся является снижение обучающихся ГБПОУ «ЧИТ» на учете КДН, ОВД;
Ø снижение обучающихся, длительное время не посещающих техникум без уважительной причины;
Ø сдача обучающимися экзамена по «Основам права» социально – экономического профиля;
Ø выбор обучающимися предмета «Право», как элективного курса технического профиля;
Ø победы обучающихся на олимпиадах и конкурсах по правовым дисциплинам.
8. Список использованной литературы:
Нормативно-правовые источники
Дополнительная литература:
Скачано с www.znanio.ru
[1] Чусовской муниципальный район
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.