Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

  • Мероприятия
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Правовая игра "Конституция — основной закон государства" Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся;формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности,развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли. Подготовка: • подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ; • раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры) • оформить актовый зал: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.
Иконка файла материала Конституция.doc
Правовая игра "Конституция — основной закон государства" Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско­ правового образования учащихся;формирование активной гражданской позиции и правового  сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и  гражданской ответственности,развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и  излагать свои мысли.  Подготовка:    подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ; раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)  оформить актовый зал: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах,  гонг, мультимедийный аппарат для презентации.  Ход мероприятия 1. Представление команд и жюри.  2. Разминка: блиц ­ вопросы по Конституции РФ ­ Когда отмечается день Конституции? (12 дек. ) ­ На основе, каких международных документов создана Конституция? ­ Что такое референдум? (Всенародное обсуждение) ­ Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент) ­ Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ) ­ Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители) ­ Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах?  (Да,обратившись в представительство или посольство РФ) ­ Может ли быть лишенным гражданства человек,изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может  быть лишен гражданства. ) ­ С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет) 3. Конкурс: "Управление Российской Федерацией" ­Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы.  (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ,  Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд) 4. Конкурс: "В жизни всё случается:" Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на  поставленный вопрос.  ­1­я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком  преступлении: кто­то убил маленькую девочку.Подозрение пало на одного из жителей. Дальше  случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади  городка. ( ст. 45, 46­право каждого на судебную защиту) ­ 2­я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать  музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать  внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право  других на отдых­ст. 37)­ 3­я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую  успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) ­ 4­я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники,отсылая  его из одного кабинета в другой,отказывают.  ­5­ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру,при её уборке обнаружила камеру, на которую  хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.  5. Конкурс для болельщиков.  Раздаются напечатанные слова, значения которых называют болельщики, заработанные баллы могут  отдать любой команде: ­право­ система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство; ­мораль­совокупность представлений людей о добре и зле; ­федерация; ­демократия­ власть народа; ­амнистия­ частичное или полное освобождение от наказания ; ­кодекс ­ единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений; ­свидетель­очевидец преступления; ­адвокат­защитник; ­преступление­ особо тяжкое противоправное действие; ­закон ­ нормативно­правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством; ­гражданин ­ лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством; ­импичмент ­ особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства,  когда роль судебных органов играют палаты парламента; ­суверенитет­независимость.  6. Конкурс: "Право от А до Я"" Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно  обратиться, чтобы защитить права: ­хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка; ­учитель на уроке оскорбил ученика; ­неизвестные угнали автомобиль; ­сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;  ­в поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского  полюса; ­ вас покусала собака соседа; ­руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин; ­ гражданин был невинно осужден; ­находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.7. Конкурс "Конституционные термины".  По подсказкам определить о каком термине,встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.Команде  даётся 5 подсказок, ответ с1­й ­ 5 баллов,со 2­й­ 4 балла и т. д.  Итак: 1 термин: (конституция) ­ русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта, ­одно из значений ­ построение; ­в биологии ­ индивидуальные физиологические и анатомические особенности; ­на латинском ­ установление; ­в политике ­ основной закон государства;  2 термин: (государство) ­имеет свою структуру; ­имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий; ­появилось в глубокой древности; ­из­за спора о том, кто его создал у славян,норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с  Бауэром и сидел в тюрьме; ­оно различается по форме правления, по способу осуществления власти 3 термин (республика) ­возникла в Древней Греции; ­на латыни ­ общественное дело; ­ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам; ­это форма правления; ­бывает парламентской и президентской; 4 термин (налог) ­ устанавливает государство; ­в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок; ­при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами; ­идёт на содержание госструктур, армию,образование; ­по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.  8. Домашнее задание. (Художественный конкурс): Команды предлагают на суд зрителей и жюри плакат,нарисованный в процессе подготовки к  игре,причем команда противника должна угадать, какая статья Конституции отражена на рисунке.  (Например: ст. 44­свобода литературного,художественного : творчества) 9. Конкурс капитанов.  ­После 1917 года было принято в общей сложности 8конституций и РСФСР, и СССР, и России. В  какие годы это произошло? (1918­РСФСР,1924­СССР,1925­РСФСР,1936­СССР,1937­РСФСР,1977­ СССР,1978­РСФСР)­Кто занимает пост Председателя Правительства? (В. В. Путин) ­Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент) ­Форма правления в России? (Республика) ­Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.) ­Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия) ­Назовите основные символы государства. (Герб,гимн, флаг. ) ­Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. ) ­Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? ­Что означает "свобода совести"? 10 Конкурс "Сказка сказке рознь:" Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения  конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья  Конституции была нарушена в приведённой сказке,или каким конституционным правом  воспользовались её герои: Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин; "Посадил дед репку" Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству; Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене; Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем; Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл; Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню; Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество  своему хозяину; Баба Яга для перемещений в пространстве использует летательный аппарат, который, скорее всего ею и изобретён; Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.  11. Итоговое выставление оценок жюри.  12. Ведущий: Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый  человек должен знать свои права и права других,чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель  нашего общества ­ создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим  вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.  13. Рефлексия.  Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску красный или синий жетон (красный ­ узнал новое, и было интересно, синий ­ время потерял зря).