Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)
Оценка 4.6

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Оценка 4.6
Рабочие тетради +1
doc
обществознание +1
11 кл
21.04.2017
Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)
Рабочая тетрадь предназначена в качестве сопровождения уроках обществознания и права в 11 классе. Адаптированные наглядные материалы, представленные в рабочей тетради, могут быть использованы учителем в качестве раздаточного материала для индивидуального опроса, вспомогательных заданий к учебнику, проведения контрольных и проверочных работ
Правоведение. Рабочая тетрадь.doc
ВВЕДЕНИЕ Рабочая   тетрадь   по   курсу   «Правоведение»   предназначена   для   студентов неюридических специальностей филиала ЮРГУ в г. Златоусте. В тетради предлагается комплекс   разнообразных   заданий   по   всем   темам,   предусмотренным   государственным образовательным стандартом («Теория права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Трудовое право», «Административное право», «Уголовное право», «Семейное право»): 1) задания на определение юридических терминов; 2) задания на восстановление логических схем; 3) задания на заполнение сравнительных таблиц; 4) задания на классификацию юридических явлений; 5) задания на обоснование собственного мнения по спорным вопросам и проблемам; 6) практические   задания,   рассчитанные   на   применение   полученных   теоретических знаний к конкретным правовым ситуациям; 7) познавательные задачи и задания. Многие вопросы и задания не имеют однозначных решений; их цель состоит в том, чтобы   научить   студентов   аргументированно   излагать   свои   мысли,   делать   выводы   и защищать свою точку зрения. Помещенные в тетради задания призваны помочь студентам в усвоении основных идей и понятий курса. Раздел I. ТЕОРИЯ ПРАВА Право в системе социальных норм 1. Объясните термины. Социальные нормы –  ________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Нормы морали –  ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Корпоративные нормы – ______________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Религиозные нормы –  ________________________________________________ ______________________________________________________________________ Правовые нормы – ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 3 2. Заполните схему. Признаки права Источники (формы) права 3. Объясните термины. Источники (формы) права – ___________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Правовой обычай – __________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Судебный прецедент –________________________________________________ ______________________________________________________________________ Нормативный правовой акт – __________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Закон – ____________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________      Подзаконный акт – ___________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Обратная сила закона – _______________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Нормативный договор – ______________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 4 4. Заполните схему. Виды законов Законы Система права 5. Объясните термины. Система права – _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Отрасль права – _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Институт права – ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Предмет правового регулирования – ____________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Метод правового регулирования – ______________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 6. Вставьте пропущенное слово и закончите фразу. Публичное   право   регулирует   __________________________________________,   а частное право – ______________________________________________________ 7. Публичное право, созданное древними римлянами, не оказало глубокого влияния на развитие   мировой   юриспруденции,   в   то   время   как   большинство   институтов   римского частного права легло в основу гражданского законодательства многих стран мира.  Как вы думаете, почему это произошло? 5 ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________ 8.  Чем   процесс   образования   норм   международного   права   отличается   от внутригосударственного правотворчества? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 9. Заполните таблицу. Отрасли российского права Название отрасли права Предмет правового регулирования Метод правового регулирования Основной источник права 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Правоотношение 10. Объясните термины. Правоотношение –___________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Юридический факт – _________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Правоспособность –  _________________________________________________ ______________________________________________________________________ 6 Дееспособность –  ___________________________________________________ ______________________________________________________________________ Деликтоспособность –  _______________________________________________ ______________________________________________________________________ 11. Проклассифицируйте по всем основаниям следующие юридические факты: а) заявление о приеме на работу ________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ б) прогул занятий студентом дневного отделения _________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ в) перевод на иную работу в рамках одного предприятия ___________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ г) разрушение дома при землетрясении __________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ д) кража ценной картины из музея ______________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 12.  Чем   отличается   время   возникновения   правоспособности   и   дееспособности   у физических лиц и у юридических лиц? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 13. Кто   и   в   каких   случаях   может   ограничить   правоспособность   российского гражданина? ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 14. Объясните термины. Правонарушение – ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Преступление – ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 7 Юридическая ответственность – _______________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 15.  Десятиклассники   Игорь   и   Александр   решили   покататься   на   лодке.   Заехав   в глубокое   место,   Игорь   предложил   Саше   искупаться.   Тот   отказался,   так   как   не   умел плавать. Однако Игорь, пообещав поддержать, столкнул его в воду. Саша, захлебнувшись, пошел ко дну. Найти и вытащить его Игорю не удалось.  Было ли совершено преступление? Охарактеризуйте его состав (все четыре элемента). ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________ 16. Сухотина из окна своей квартиры, находящейся на 5­м этаже одного из домов на людной улице города, выбросила из окна пустую консервную банку. Банка попала в лицо Афониной, проходившей по улице. В результате последняя лишилась левого глаза.  Виновна   ли   Сухотина   в   наступивших   последствиях?   Какова   форма   ее   вины? Охарактеризуйте элементы состава преступления. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________ 17. Приведите пример правонарушения в виде бездействия с формой вины – косвенный умысел. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 18. Как  вы   думаете,  чем  руководствуется   законодатель,  снижая   возраст,  например, уголовной ответственности за отдельные виды преступлений до 14 лет? ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 19. О каком виде юридической ответственности идет речь в следующих статьях: 8 а)   «юридические   лица   и   граждане,   деятельность   которых   связана   с   повышенной опасностью   для   окружающих,   обязаны   возместить   вред,   причиненный   источником повышенной   опасности,  если   не   докажут,  что   вред   возник   вследствие   непреодолимой силы или умысла потерпевшего»; ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ б) «загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода (правонарушителя) за период от одного до двух месяцев…» ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 20.  Кассир отдал преступникам большую сумму денег под угрозой направленного на него огнестрельного оружия. Совершил ли он преступление? ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 21.   Пьяный   Кротов   ночью   пришел   к   квартире   Дегтярева   и   стал   стучать   в   дверь. Дегтярев открыл ее, и Кротов, войдя в квартиру, начал избивать хозяина. Затем. Увидев на кухне столовый  нож, схватил его  с целью нанесения ранений Дегтяреву. В борьбе Дегтяреву удалось вырвать нож и, отражая нападение, ударить им Кротова в грудь. От полученного ранения Кротов скончался.  Совершил ли Дегтярев преступление? ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Рекомендуемая литература [11, 13, 15].. 9 Раздел II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ 1. Объясните термины. Конституция –  ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Президент – _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Референдум – _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Импичмент – ________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Правосудие – _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Правовой статус – ___________________________________________________ ______________________________________________________________________ Кассация – __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 2. Заполните таблицу. Органы государственной власти Президент –  Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть 1. 2. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 3. Подумайте, почему в одних странах конституции не изменяются долгое время, а в других они более динамичны? Аргументируйте свою позицию. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 10 4. Подберите в СМИ материал о нарушениях прав личности и их соблюдении. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 5. Заполните таблицу. Функции Правительства РФ Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 6. Заполните таблицу. Компетенция палат Федерального Собрания РФ Федеральное Собрание –____________________ и ______________________  орган РФ К ведению Государственной Думы относятся:   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. К ведению Совета Федерации относятся: 11 7. Многие   граждане   высказывают   мнение   о   необходимости   снижения   возраста,   с которого устанавливается право избирать и быть избранными. Так, многие считают, что, получив в 14 лет паспорт, они являются вполне грамотными для решения политических вопросов в государстве. Выпишите в тетрадь по три аргумента в защиту и против этой позиции.  ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 8. Изобразите в виде логической схемы основные этапы процедуры импичмента. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 9. 30­летний   гражданин   России,   проживающий   в   Белоруссии,   приехал   в   Россию, собрал необходимое количество подписей и подал заявление в ЦИК России с просьбой зарегистрировать  его  в качестве  кандидата в Президенты  РФ. Какой ответ даст ЦИК России? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 10. В какой суд следует обратиться гражданам в следующих ситуациях: – расторжение брака и решение спора о разделе квартиры; ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ – решение спора о недопоставке товара в фирме «А» от фирмы «В»; ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ – признание конституционности нормы нового закона; ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ – взыскание долга с должника. ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 11. Каковы основные полномочия Конституционного суда? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 12 12. Закончите схему. Судебная система РФ Конституционный суд Арбитражный суд Районный (городской) суд 13. Заполните пропуски в предложениях:  Конституционный Суд РФ состоит из _________________________________  назначаемых на должность по представлению ______________________________  правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции обладают __________________________________________________ 14.  Объясните, в каких случаях  свобода слова – политическое  право, а в каких – личное. ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 15.  В   чем   состоит   принципиальное   отличие   полномочий   Совета   Федерации   и Государственной Думы? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 13 16. Заполните таблицу. Полномочия Президента В области исполнитель­ ной власти По отноше­ нию к зако­ нодательной В области судебной власти В области обороны и безопасности В области внешней политики В отно­ шении граждан власти 17.  Какая роль отводится Президенту, Совету Федерации и Государственной Думе в законодательном процессе в РФ? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 18. Заполните схему. Принципы судопроизводства 14 19. Что   говорится   в   Конституции   РФ   о   возможности   роспуска   Государственной Думы? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 20. Заполните таблицу. Основные права человека и гражданина Личные Политические 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. Право на частную собственность 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 21.  Чем федеративное устройство РФ отличается от структуры федерации в США? Назовите не менее трех отличий. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 22. В чем состоит отличие судебной власти от законодательной и исполнительной? ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Рекомендуемая литература [1, 11, 15, 17]. 15 Раздел III. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО 1. Объясните термины. Гражданское право – ____________________________________________________________________ Сделка – ______________________________________________________________________________ Сроки – _______________________________________________________________________________ Обязательство – ________________________________________________________________________ Наследование – ________________________________________________________________________ 2. Охарактеризуйте предмет гражданского права. Что собой представляют имущественные и личные неимущественные отношения? _________________________________________________________________________________________ 3. Юридическое лицо характеризуют 1) 2) 3) 4) 5) 4.  Возможно   ли   установление   гражданско­правовых   правоотношений   с   группой (бригадой) строителей, которые занимаются ремонтом жилых и не жилых помещений? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 5. Заполните таблицу. 1. Товарищество  Виды юридических лиц Юридические лица Коммерческие  2.  3.  4. 1. 2. 3. Некоммерческие  16 6. Заполните таблицу. Виды объектов гражданских прав Объекты гражданских прав 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 7.  Попытайтесь   привести   аргументы   в   пользу   положения,   согласно   которому юридическое   лицо   несет   ответственность   по   своим   обязательствам   и   не   отвечает   по личным   долгам   учредителей,   а   учредители   юридического   лица   не   отвечают   по   его обязательствам. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 8. Заполните таблицу. Характеристика коммерческих юридических лиц Коммерческие юридические лица Виды Имущество Ответственность 17 9. Объясните, какие сделки совершаются устно, а какие – письменно. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 10. Во многих случаях законодательство прямо устанавливает, какая сделка является возмездной, а какая безвозмездной. Как Вы считаете, для чего это делается? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 11. Закончите схему. Классификация сделок Сделки По выражению воли По форме совершения 12. Заполните таблицу. Виды договоров 18 По предмету По содержанию Договоры  13. Заполните таблицу. По основаниям 1. 2. 3. Виды сроков в гражданском праве Сроки в гражданском праве По тому, как определен срок 1. 2. 1. 2. 3. 4. По назначению 14. Заполните схему. Сделка действительна, если  15. Заполните таблицу. Условия действительности сделок  1.____________________________________ 2.____________________________________ 3.____________________________________ 4.____________________________________ Виды оснований возникновения обязательств Основания возникновения обязательств 1. 2. 3. 4. 5. 19 16. Раскройте содержание правомочий права собственности. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 17.Перечислите   формы   права   собственности.   Какие   объекты   могут   находиться   в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 18.Назовите основные формы гражданско­правовой ответственности. Чем она  отличается от других видов ответственности? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 19. Что представляет собой презумпция виновности? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 20.  Объясните,   в   чем   состоят   особенности   долевой,   солидарной   и   субсидиарной ответственности. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 21. Будет ли нести гражданско­правовую ответственность лицо в следующих случаях: а) работник при использовании компьютера в нерабочее время для своих целей сломал его; ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ б) Михаил при выполнении работ по электропроводке нового оборудования испортил стену и мебель фирмы; ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ в) в результате наводнения фирма не смогла переправить партию товара другой фирме в срок, так как поезд простоял на путях неделю. 20 ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 22.  О каких правах потребителя Вам известно? Сталкивались ли Вы с нарушениями прав потребителей? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 23.  Кто   может   стать   наследником   первой   очереди?   Согласны   ли   Вы   с   таким положением законодательства? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ Рекомендуемая литература [2, 4, 6, 15, 16]. 21 Раздел IV. ТРУДОВОЕ ПРАВО 1. Объясните термины. Трудовой договор – __________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Материальная ответственность – _______________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Дисциплина труда – __________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Коллективный договор – ______________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Индивидуальный трудовой спор – ______________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Коллективный трудовой спор – ________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Перевод на другую работу – ___________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2. Заполните таблицу Способы разрешения трудовых споров Трудовые споры разрешают Индивидуальные Коллективные 1. 2. 1. 2. 3.  Как   Вы   считаете,   в   чем   состоит   важность   для   субъектов   права   установления трудового характера их взаимоотношений? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 22 4. Заполните таблицу. Предмет трудового права Трудовое право регулирует трудовые отношения отношения, производные от трудовых 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 5. Заполните схему. Условия трудового договора 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 23 6. Как   Вы   думаете,   почему   законодательство   ограничивает   продолжительность рабочего времени? Разве это не является личным делом каждого? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 7. Перечислите акты, которые устанавливают трудовую дисциплину. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 8. Заполните таблицу. Виды переводов на другую работу Переводы на другую работу В зависимости от срока:  1. 2.    В зависимости от места: 1. 2. 3. В зависимости от инициативы: 1. 2. 9.  Назовите   поощрения   за   труд   и   взыскания   за   совершение   дисциплинарного проступка. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 10. Приведите примеры дисциплинарных проступков, связанных с нарушением учебной дисциплины, за которые могут быть применены замечание, выговор, увольнение. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 24 11.Какие условия вы включил вы в трудовой договор, нанимаясь на работу: – связанную с физическим трудом; ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ – связанную с умственным трудом. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 12. Работодатель обязан вести трудовые книжки на всех работников, проработавших в организации   больше   ______________________,   в   случае,   когда   работа   у   данного работодателя является для работника основной. 13. Социальное партнерство — система взаимоотношений между ___________ ___________________ (________________  _______________), ________________ (_____________     ______________),   органами   государственной   власти,   органами ________________   ________________,   направлена   на   обеспечение   согласования интересов   ______________________   и   _______________________   по   вопросам регулирования   трудовых   отношений   и   иных   непосредственно   связанных   с   ними отношений. 14.  С   14   лет   молодые   люди   могут   с   согласия   _____________________   из __________________ (_______________________) и _________________________ и   ________________________   заключить   трудовой   договор   для   выполнения   в ____________________   от   _____________________     ______________________   легкого труда, не причиняющего вреда их ______________________ и не нарушающего процесса _______________. 15.  Все   лица   моложе   18   лет   могут   быть   приняты   на   работу   лишь   после ______________________________________________________________________.  16. Решите задачу. Иван Иванович по поручению работодателя начал работать, но письменный трудовой договор с ним не заключен. Может ли Иван Иванович считать себя принятым на работу? Свой ответ обоснуйте. ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Рекомендуемая литература [8, 11, 14, 15]. 25 Раздел V. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО 1. Объясните термины. Административное право – ____________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Административная ответственность – ___________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________      Административное правонарушение – __________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 2. Заполните таблицу. Виды административного принуждения Административное принуждение – это 1. 2. 3. 4. 3. Заполните таблицу. Виды административных взысканий Административные взыскания 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 4. Перечислите особенности административной ответственности. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 26 5. Чем отличается административный проступок от иных правонарушений? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 6.  Перечислите   сферы   общественной   жизни,   в   которых   применяются   меры административного принуждения. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 7. Заполните таблицу. Виды наказаний Минимальный и максимальный размер К кому не применяется Кто назначает Штраф  Арест  Лишение специального права Дисквалификация 8. Какие   меры   административного   наказания   могут   применяться   к   юридическим лицам? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 9. Укажите размер и порядок исчисления следующих давностных сроков: а) срок давности привлечения к административной ответственности: ________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ б)   срок   давности   исполнения   постановления   о   назначении   административного наказания: _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ в) срок давности погашения административного наказания _________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 27 10.  Начальник   отдела   Государственной   инспекции   по   безопасности   дорожного движения   (ГИБДД)   за   управление   транспортным   средством   в   состоянии   опьянения подверг водителя административному взысканию в виде штрафа в размере 100 рублей с лишением его права управления транспортными средствами на один год. Соответствуют ли закону действия начальника Госавтоинспекции? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 11.  Подумайте,   можно   ли   лишение   лицензии   на   осуществление   каких­либо   работ отнести к видам административных взысканий. Если можно, приведите соответствующие примеры. ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 12.  Инспектор   дорожно­патрульной   службы   Государственной   инспекции   по безопасности   дорожного   движения   (ГИБДД)   за   превышение   водителем   установленной скорости движения и установку на автотранспортном средстве устройства для подачи световых и звуковых сигналов составил протокол об административном правонарушении и передал его в отделение ГИБДД. На   основании   какой   нормы   и   какому   административному   взысканию   может   быть подвергнут водитель? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 13. Назовите признаки, определяющие правонарушение как мелкое хулиганство. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 14. Дело возбуждено в связи с тем, что гражданин в общественном месте нецензурно выражался и приставал к прохожим. Назовите органы, которым дело может быть направлено для рассмотрения. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 28 15.  Инспектор   Государственной   инспекции   по   безопасности   дорожного   движения (ГИБДД)   составил   протокол   об   административном   правонарушении   и   оштрафовал   на сумму в три минимальных размера оплаты труда водителя, который перевозил груз с торговой   базы   в   магазин,   не   имея   лицензии   на   право   осуществления   перевозочной деятельности. Законны ли действия инспектора ГИБДД? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 16.  Гражданин   Яковлев,   будучи   в   нетрезвом   состоянии,   открыл   стрельбу   из охотничьего ружья во дворе дома, где он проживал. Один из соседей, военный летчик, оказавшийся   очевидцем   правонарушения,   составил   о   случившемся   протокол,   который направил   в   суд.   Судья,   рассмотрев   это   дело,   вынес   постановление   о   наложении   на Яковлева   административного   взыскания   в   виде   штрафа   в   40   рублей   с   конфискацией оружия. Законно ли наложение этого взыскания? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 17.  Как   должен   привлекаться   к   административной   ответственности   гражданин, совершивший   мелкое   хищение   и   при   задержании   оказавший   злостное   неповиновение законному распоряжению задерживающего его работника милиции? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________      18.  Сравните (с использованием КоАП РФ) следующие два вида административных наказаний: «лишение специального права» и «дисквалификация». По каким составам административных правонарушений они применяются? Есть ли разница в субъектах ответственности, в характере и сроках правовых ограничений? В чем отличие   этих   наказаний   от   такой   административно­правовой   санкции,   как   лишение (аннулирование, изъятие) лицензии? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 29 Рекомендуемая литература [7, 11, 15]. Раздел VI. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 1. Объясните термины. Преступление – _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Вина – _____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Уголовное наказание – _______________________________________________ ______________________________________________________________________ Уголовное право – ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 2. Заполните таблицу. Основные особенности уголовного права Предмет правового регулирования Уголовное право Субъекты  Функции  3. Заполните таблицу. 1. 2. 1. 2. 3. Признаки преступления Признак Сущность Виновность Запрещенность уголовным законом 4. В чем принципиальные отличия уголовного права от других отраслей права?  ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 30 5. Заполните таблицу Обстоятельства, исключающие преступность деяния Обстоятельства, исключающие преступность деяния 6. Закончите схему. Формы вины Вина 7. Заполните таблицу. Классификация преступлений Преступления По характеру и степени общественной опасности Умышленные и неосторожные деяния,  максимальное наказание – 2 года лишения свободы По сфере общественных отношений 31 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 8. Чем   отличается   преступление   от   других   видов   правонарушения?   Объясните юридическую конструкцию «состав преступления». ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ______________________________________________ 9. Что представляет собой вина как юридическое понятие? Каким образом она может быть выражена в жизни? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 10. По   правилам   уголовного   закона   нельзя   привлекать   человека   к   уголовной ответственности   за   деяния,   которые   на   сегодняшний   день   не   признаны   законом   как преступные, хотя многие из них могут представлять большую общественную опасность. Как Вы считаете, справедлив ли такой подход? Обоснуйте свой ответ. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 11. Могут ли совершать преступления, с юридической точки зрения, животные? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 12. Проанализируйте приведенные ниже  ситуации. Какие виды преступлений  в них описаны?  Чтобы   расплатиться   с   долгами,   Хостов   решил   совершить   кражу.   Он   проник   в помещение научного центра, в котором работал в должности лаборанта, похитил из кассы 21 тыс. рублей. Убегая, он столкнулся в коридоре с охранником, который его задержал. В результате драки Хостов получил тяжкие телесные повреждения. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 32  Реков,   мастер   спорта,   в   драке   нанес   соседу   удар   кулаком   в   переносицу.   От полученного удара сосед скончался. По заключению судебно­медицинской экспертизы, смерть наступила в результате сильного удара по голове. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________  Попов скупал у работниц кондитерской фабрики похищенные конфеты и продавал их. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________  В   новогоднюю   ночь   Котов   срубил   голубую   ель,   которая   была   посажена   на территории городского парка во время торжественного открытия памятника. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________  Трунов,   работая   в   школе   в   должности   лаборанта,   позвонил   по   телефону   02   и сообщил, что в здании школы находится бомба. В связи с поступившим сообщением были эвакуированы   все   находившиеся   в   помещении   школы,   занятия   отменили.   Однако   при проведении  осмотра здания взрывное  устройство  не  было  обнаружено. На  следующий день лаборант не явился на работу и опять по телефону сделал аналогичное сообщение, после чего был задержан.   ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________  Генеральный директор одной из фирм представил в налоговую инспекцию сведения, которые   неверно   отражали   финансовую   деятельность   предприятия.   В   результате   в местный бюджет не поступил налог на значительную сумму. Директор при проверке и выявлении нарушения показал, что его действия были продиктованы гуманной целью: надо было выплатить рабочим задолженности по заработной плате, поскольку до этого в течение   трех   месяцев   деньги   не   выплачивались   из­за   финансовой   несостоятельности партнеров. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ Рекомендуемая литература [7, 11, 12, 15]. 33 РАЗДЕЛ VII. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 1. Объясните термины. Семейное право – ____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Брак – ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Семья – ____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Алименты – _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Брачный договор – ___________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 2.  Выскажите   свое   отношение   к   фиктивному   браку   и   поясните,   чем   отличается признание брака недействительным от его расторжения. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 3. О   каких   личных   неимущественных   правах   супругов   Вам   известно?   При необходимости обратитесь к Семейному кодексу РФ. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 4. В прессе долгое время дискутировался вопрос о необходимости снижения брачного возраста   в   стране   и   устранения   из   законодательства   норм,   устанавливающих   порядок регистрации брака государством. Высказывались мнения о том, что гражданский брак, не зарегистрированный   государством,   имеет   большую   надежность   в   силу   того,   что   не порождает   определенных   обязанностей   или   прав.   Выскажите   свою   точку   зрения относительно этого и обоснуйте ее. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 34 5. При   заключении   брачного   договора   жена   настаивала   на   том,   чтобы   в   нем   была предусмотрена обязанность мужа всегда любить ее, не грубить и ходить с ней на все праздники,   каждую   неделю   дарить   подарки.   Однако   нотариус   отказался   это   сделать, пояснив, что подобные положения не будут иметь юридической силы. Так ли это? Разве стороны не вправе сами устанавливать правила взаимоотношений? Свой ответ обоснуйте. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 6. Подготовьте  рассказ  о традициях и обрядах, сопутствующих  заключению  брака. Почему появились такие обряды, какую роль они играли в жизни людей? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 7. Ольга и Николай зарегистрировали брак. Спустя год супруг уехал в другой город и там зарегистрировал брак с другой женщиной, не сказав ей, что уже женат. Он поселился в квартире новой жены и устроился на работу. Когда Ольга узнала о том, что произошло, она потребовала развода и предъявила иск о разделе имущества. Вторая супруга также потребовала развода и раздела имущества. Представьте себя в роли судьи и попытайтесь разрешить   конфликт.   Может   ли   считаться   брак   Николая   со   второй   женщиной фиктивным? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 8. «Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой» (Мишель Монтень, философ). Как Вы думаете, что имел в виду философ? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 9.  Философ   Гегель   дал   определение   брака,   в   котором   использовал   три   понятия: гражданский договор, моральный союз, животный союз. Как Вы думаете, какое из этих понятий он считал сущностью брака? Поясните свой выбор. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 35 10.  Как   Вы   думаете,   чем   руководствовался   законодатель,   устанавливая   брачный возраст в 18 лет? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 11.  Гражданин   Ф.   написал   в   суд   заявление,   в   котором   были   такие   слова:   «Прошу освободить меня от уплаты алиментов на моего шестнадцатилетнего сына, так как он в настоящее время работает и, значит, имеет самостоятельный заработок». Как Вы думаете, может суд освободить Ф. от уплаты алиментов до того, как его сыну исполнится 17 лет? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 12.  Гражданин   Козлов   вел   праздную   жизнь.   Своих   детей   он   не   содержал,   не воспитывал. Однако в старости, оказавшись бедным, вспомнил о них. Став взрослыми, дети отказались помогать отцу. Он обратился в суд.  Какое   решение   может   вынести   суд?   При   необходимости   прочитайте   ст.   87,   88 Семейного кодекса РФ. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 13. Дедушка и бабушка Сидорова обратились в суд с требованием алиментов от своего внука. Сидоров пояснил, что не хочет содержать стариков. Он ссылался на то, что в Семейном кодексе РФ записано: «Нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи бабушка и дедушка   в   случае   невозможности   получения   содержания   от   детей   …   имеют   право требовать   в   судебном   порядке   получения   алиментов   …   от   внуков,   обладающих необходимыми   для   этого   средствами».   Сидоров   считает,   что   его   родители   обязаны содержать стариков.  Оцените с правовой и моральной точек зрения ситуацию. Согласны ли Вы с правилами законодательства? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 14.  У   Петрова   есть   две   дочери.   Обе   являются   несовершеннолетними   и   имеют   в собственности по квартире. Петров считает, что он может распоряжаться их имуществом как законный представитель. Прав ли Петров? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ 36 15. Закончите схему. Вступление в брак Условия 1. 2. 3. Порядок заключения 1. 2. 3. 16. Закончите схему. Законный режим собственности супругов 1. 2. 3. 17. Закончите схему. Права детей Неимущественные 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 18. В каких случаях родители могут быть лишены родительских прав? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________ Рекомендуемая литература [3, 9, 11, 15]. 37 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Нормативные акты 1.   Конституция   Российской   Федерации.   Принята   всенародным   голосованием   12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994г. // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 1–7. 3. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. // СЗ РФ – 1996. – № 1. – Ст. 16. 4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть  II) от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410. 5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954. 6. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть III) от 26 января 2001 г. // СЗ РФ. – 2001. – № 32. – Ст. 1–7. 7.   Кодекс   Российской   Федерации   об   административных   правонарушениях   от   30 декабря 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 31 декабря. 8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Российская газета. – 2001. – 31 декабря. Литература 9. Антокольская, М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2001. 10. Здравомыслов, Б.В. Уголовное право. Общая часть / Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 2002. 11. Кашанина,   Т.   Основы   российского   права:   учебное   пособие   /   Т.   Кашанина,   А. Кашанин. – М.: НОРМА­ИНФРА­М, 2000. 12. Конин, Н.М. Административное право РФ: учеб.­метод. комплекс / Н.М. Конин, В.В. Журик, М.П. Петров – М.: Норма, 2006. 13. Матузов,   Н.И.   Теория   государства   и   права:   учебник   /   Н.И. Матузов, А.В. Мальков. – М.: Юристъ, 2002. 14. Никонов, Д.А. Трудовое право: курс лекций / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. – М.: Норма, 2007. 15. Смоленский,  М.  Правоведение:   учебник  /   М.  Смоленский. –  Ростов   н/Д:   Изд. центр «Март», 2003. 16. Суханов, Е.А. Гражданское право: учебник / Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – Т. 1. 17. Чиркин   В.Е.   Конституционное   право   России:   учебник   /   В.Е.   Чиркин.   –   М.: Юристъ, 2006. 38 ОГЛАВЛЕНИЕ   3 Введение   ………………………………………………………………………………. Раздел  I.   Теория   права   ………………………………………………………………..   3 Раздел  II.   Конституционное   право   РФ   ……………………………………………..   10 Раздел  III.   Гражданское   право   ……………………………………………………...   16 Раздел  IV.   Трудовое   право   ………………………………………………………….   22 Раздел  V.   Административное   право   ……………………………………………….   26 Раздел  VI.   Уголовное   право   ………………………………………………………..   30 Раздел  VII.   Семейное   право   ………………………………………………………..   34 Библиографический   список   …………………………………………………………   38 39

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)

Правоведение. Рабочая тетрадь (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017