ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
LEGAL REGULATION OF INFORMATION SECURITY OF MINORS ON THE INTERNET
О.В. Усова
Аннотация. Актуальность указанной тематики обусловлена тем, что в настоящее время Россия столкнулось с серьезной проблемой возрастания негативного воздействия информационно-телекоммуникационных сетей на несовершеннолетних. В Российской Федерации уже сформировалась группа нормативных правовых актов, целью которых является защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Но много нерешённых проблем в данной области, наличие пробелов в праве обусловливает необходимость совершенствования правовых норм, направленных на охрану информационной безопасности несовершеннолетних. Решение проблем, с которыми сталкиваются дети в Интернете, становится приоритетной политикой для России.
Annotation. The relevance of this topic is due to the fact that Russia is currently facing a serious problem of increasing negative impact of information and telecommunications networks on minors. In the Russian Federation, a group of normative legal acts has already been formed, the purpose of which is to protect children from information that harms their health and development. However, there are many unresolved problems in this area, and gaps in the law make it necessary to improve legal norms aimed at protecting the information security of minors. Solving the problems faced by children on the Internet is becoming a priority policy for Russia.
Защита несовершеннолетних от интернет-угроз является важной задачей для России. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, подчёркивается, что в настоящее время происходит усиление влияния на молодёжь негативной информации, в результате чего национальные нравственные ценности размываются [4].
Правовой базой для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на международном уровне являются «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989, «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16.12.1966. Данные правовые акты закрепляют право ребенка на доступ к информации, способствующей правильному физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, с одной стороны, и формулировку принципов защиты ребенка от неблагоприятной для него информации. Статья 20 «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 16.12.1966 предусматривает запрещение законом всякой пропаганды войны и выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.
Статья 15 Модельного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» № 14-9, принятого постановлением на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 16.10.1999, устанавливает основные гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Закон обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ раскрывает понятие «информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [1]. Согласно Федеральному Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная безопасность детей - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В данном правовом акте подробно описываются и закрепляются виды информационной продукции, допускаемой к изучению несовершеннолетними, а также необходимые требования к ее обороту [1]. В то же время, сеть Интернет и социальные сети включены в общую формулировку «информационно-телекоммуникационные сети» и регламентация защиты несовершеннолетних от информации, размещенной в них, не отражает необходимые особенности информационной безопасности детей.
Сеть Интернет является одной из самых быстро развивающих технологий, связывающих людей по всему миру. каждым годом ее распространение растет, поскольку доступ в сеть возможен с практически любого мобильного устройства, которое не привязано к определенному местоположению. Большую роль в этом играют и социальные сети, так самая популярная социальная сеть в России «ВКонтакте», обладает внушительным функционалом для общения между пользователями - обмен сообщениями, аудио и видеозаписями, создание групп единомышленников и многое другое. Учитывая указанные позитивные тенденции нельзя не отметить и трудности, с которыми может столкнуться пользователь, особенно если он несовершеннолетний:
Проблемы конфиденциальности - информация, размещенная в социальной сети, без использования специальных фильтров, общедоступна и может быть использована в противоправных целях.
Наличие нежелательного контента - это материалы (в качестве которых могут выступать тексты, картинки, аудио, видеофайлы), содержащие насилие, агрессию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, суицида. Данные понятия входят в определение вредной информации, под которой понимается информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение и применения. Кроме того, вредная информация может наносить вред не только определенному кругу лиц, но и информационной безопасности страны.
«Кибербуллинг» преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов [1].
Это далеко не полный список опасностей c которыми может столкнуться несовершеннолетний в социальных сетях. В качестве инструментов защиты детей от вредной информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, может выступить правовые средства, закрепленные в законе, методы, применяемые социальной сетью и родительский контроль. Родительский контроль выражается не только в наблюдении за контентом, который потребляет ребенок, но и в установлении необходимых фильтров для пресечения доступа несовершеннолетнего к вредной информации. Как с помощью специального софта - установление антивируса с функцией родительского контроля, так и используя возможности самого интернет-сайта, например «детский режима» видеохостинговой системы «YouTube». В ключе социальной сети «ВКонтакте» контроль со стороны родителей ограничен как функционалом - отсутствие «детского режима», возможность входа с большого количества устройств, так и желанием самого несовершеннолетнего получить доступ к неблагоприятной информации. Открыто публикуя конфиденциальную информацию о себе, заводя анонимные знакомства, вступая в общение с незнакомыми людьми, несовершеннолетние подвергаются серьезным рискам попасть под негативное влияние недоброжелателей или стать жертвой киберпреступников. Существующий пробел должен восполняться методами правовой защиты несовершеннолетнего от вредной информации, которая включают в себя разработку законодательных и нормативно-правовых документов, которые регулируют отношения субъектов по защите информации, их применения, надзор и контроль за их исполнением. Они будут иметь действие только при совместном участии государства и социальной сети [5].
Если обратиться к международному опыту решению данной проблемы, то можно выделить несколько основных моментов:
Во-первых, последовательная защита прав несовершеннолетних в сети, которая отражается в системе законодательных актов посвященных данному вопросу.
Во-вторых, закрепление ряда запретительных мер в отношении самих несовершеннолетних, так в Соединенных Штатах Америки распространение информации частного характера о детях моложе 16 лет возможно лишь с согласия их родителей, они не могут иметь своего персонального канала, интернет-адреса.
В-третьих, распространена практика идентифицированного доступа к сайтам (посредством предоставления паспортных данных, электронного ключа) [5].
Проанализировав международный опыт, можно сказать, что в Российской Федерации созданы необходимые условия для осуществления надлежащей правовой защиты несовершеннолетних от вредной информации:
1) Законодательные основы, в виде Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2) Система органов, осуществляющих политику по контролю за противоправной информацией, одним из которых является Роскомнадзор.
3) Проведение мероприятий, направленных на поддержание информационной безопасности - создание Единого реестра запрещенных сайтов, систематическую работу по контролю публичных точек доступа к интернету по технологии Wi-Fi, блокировка интернет-адресов, распространяющих вредную информацию.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-Ф3 (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.07.2012 №139-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 31. Ст. 4328.
4. Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. №646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: // Собрание законодательства РФ», 12.12.2016, №50, ст. 7074.
5. Поклонцев, К.В. Правовая защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на примере социальной сети «ВКонтакте» / К. В. Поклонцев. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 47 (233). - С. 142-144.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.