Приёмы формирования самооценки в начальной школе
учитель начальных классов
ОГБОУ «Лицей №9 г.Белгорода»
Черкашина Наталья Николаевна
Один из принципов развивающего обучения по системе Л.В.Занкова–принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап введения самооценивания.
Самооценка-это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Виды самооценки
1. Самооценка эмоционального состояния направлена на формирование благоприятного микроклимата на уроке.
2. Самооценка деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом.
3. Самооценка содержания учебного материала выявляет уровень осознания содержания пройденного.
Приёмы самооценки эмоционального состояния и настроения
Данные приёмы целесообразно проводить в начале и в конце урока для установления эмоционального контакта с классом: это разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц, «говорящие рисунки»; цветовое изображение настроения.
Приём «Одним словом». В конце урока учащимся необходимо выбрать на экране или доске три слова из двенадцати, которые наиболее точно передают их отношение и состояние на уроке: раздражение; злость; радость; равнодушие, удовлетворённость; скука; целеустремлённость; вдохновение; удовлетворение; тревога; уверенность; покой.
Приём «Цепочка пожеланий» проводится в начале урока или в конце урока. Учащиеся по цепочке обращаются с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия или по поводу предстоящей работы, передавая какой-либо символ.
Приём «Острова настроения»: на карте с изображением «эмоциональных» островов (Радости, Грусти, Удивления и т.д.) ученики с помощью кораблика обозначают своё душевное и эмоциональное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Приём «Запрет» используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
Приём «Пик взаимопонимания». Настроение изображено в виде ступеньки. Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвёртая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
Приёмы самооценки деятельности
Это приёмы наиболее эффективны на этапе проверки домашнего задания, презентаций групповых форм работы, защите проектов, на этапе закрепления, контроля и самоконтроля.
Приём «Лесенка успеха» даёт возможность оценить активность каждого ребёнка на разных этапах урока. На «Лесенке» ребёнок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.
Приём «Светофорчики» начинаю вводить с 1-ого класса и предлагаю детям «зажигать» цветные огоньки в тетрадях: зелёный кружок: «Можно двигаться дальше»; жёлтый кружок: «Нужна небольшая помощь»; красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!».
В случае использования приёма «Светофор» во 2-3 классе ребята поднимают карточку определенного цвета.
Эффективен приём незаконченного предложения. Ребята на экране по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
я приобрел…
Приём «Плюс», «Минус», «Интересно» - это работа с таблицами в 3-4 классе. Его можно проводить как устно у доски, так и письменно.
В графу «+» записываются факты, вызвавшие положительные эмоции на уроке.
В графу «–» выписывают всё, что у них осталось непонятным.
В графу «интересно» учащиеся выписывают всё то, о чём хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Плюс» |
«Минус» |
«Интересно» |
Свадьба Алёнушки и купца и счастливая жизнь героев |
Тяжёлые испытания героев |
Волшебные превращения, помощники и числа |
Приём «Дерево успеха». Для стимулирования мотивации на необычное дерево каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. Но сначала на одной стороне учащиеся пишут свою личную цель: чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своём листке с другой его стороны, достиг ли он цель частично или полностью.
Приём «Пирамида знаний» применяю с ребятами в 3-4 классе в парной и групповой работе на этапе закрепления или обобщения. Так на уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Скелет» одна из групп выстроила такую пирамиду знаний с верными утверждениями, которые составляют все члены группы:
· Скелет надо беречь!
· Придаёт форму и размеры.
· Хранит питательные вещества.
· Служит опорой для мышц.
· Защищает внутренние органы.
· Скелет-это опорно-двигательная система.
Приём «Оценочное окно» использую со 2 класса на уроках литературного чтения чаще в групповой работе для оценки поступков героев по критериям.
Работа по листам самооценки в группах осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. Ребята оценивают свою работу с позиции: Я, товарищ и Мы (т.е. группа):
Я - как работал и был активен?
Как выполнял свои обязанности?
Как соблюдал культуру общения? (По этим же критериям происходит оценка товарища и группы).
Мы - насколько эффективно смогли работать вместе в группе.
Приём «Логические цепочки» применяю двух видов:
1) Логическая цепочка из событий.
2) Логическая цепочки из фактов.
Этот приём помогает запомнить и осмыслить большой объём информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Приём работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.
Стратегия приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.
Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Для запоминания информации большого объёма на уроках литературного чтения изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку по теме «Творчество А.С.Пушкина», зафиксировав все важные моменты:
Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — Старик Державин — Петербург — село Михайловское — ссылка на юг …
После составления цепочки важно, чтобы ученики могли «расшифровать» каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.
Приёмы самооценки содержания деятельности
В 1 классе полезно использовать «Волшебные линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор. На этом инструменте самооценки ребёнок сам оценивает свою работу.
Ученикам в 1 классе предлагается три линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы, быстрота и красота. Несоответствие оценки ученика и оценки учителя на «линеечке» потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся.
Приём «ХИМС»: каждый участник должен откровенно ответить на вопросы:
• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• Возьму с собой…
Приём «Уборка в доме». К стене прикрепляются три больших листа. На них нарисованы чемодан, мусорная корзина, мясорубка. На «чемодане» участник пишет то, что он заберёт с собой и будет активно применять дальше. На втором листе пишет то, что оказалось бесполезным, и что можно отправить в корзину. На третьем листе пишет то, что оказалось интересным, и то, что нужно ещё додумать и доработать.
Для письменного использования приёма «Плюс-минус-интересно» учашимся предлагается заполнить таблицу из трех граф:
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
ХИМС |
«УБОРКА В ДОМЕ» |
ФРАЗЫ |
хорошо |
|
Урок полезен, все понятно. |
интересно |
|
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. |
мешало |
|
Еще придется потрудиться. |
возьму с собой |
|
Да, трудно все-таки учиться! |
Для приёма «Утверждения» учащиеся на индивидуальной карточке подчеркивают фразы, характеризующие их работу на уроке по разным направлениям:
· Я узнал(а) много нового …
· Мне пригодится в жизни эта тема…
· На уроке было над чем подумать.
· На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
· На уроке я работал(а) с интересом и цели урока достиг(ла).
Приём «Аргументация своего ответа». В конце урока ребята заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал ..., потому что…
2.Своей работой на уроке я …
3.Урок для меня показался …
4. За урок я …
5.Материал урока мне был …
6. Мое настроение …
Приём «Оцени себя на уроке».
Учащимся на индивидуальной карточке подчеркивают фразы, характеризующие работу на уроке по 3-м направлениям: урок, я на уроке, итог.
Урок |
Я на уроке |
Итог |
1. Интересно. |
1. Работа. |
1. Понял материал. |
2. Скучно. |
2. Отдыхал. |
2. Узнал больше, чем знал. |
3. Безразлично. |
3. Помогал другим. |
3. Не понял тему урока. |
Приём «Выбор». Учащимся предлагается поставить значок + или подчеркнуть то слово, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:
1. На уроке я работал… 2. Своей работой на уроке … 3. Урок показался мне… 4. За урок я … 5. Мое настроение… 6. Материал урока для меня был…
|
активно, пассивно доволен, недоволен коротким, длинным не устал, устал стало лучше, стало хуже понятен, непонятен, интересен, скучен, полезен, бесполезен |
Приёмы творческой самооценки
2. Обобщающий рисунок по теме урока.
3. «Интервью» - краткие письменные ответы на вопросы.
4. «Шпаргалка» - формулировка правила в сжатом виде (памятка или алгоритм) в конце урока.
5. «Бортовой журнал» - это приём обучающего письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
В простом варианте ученики записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового по данной теме?
Бортовой журнал путешественников по теме: «Охрана природы родного края» в 4 классе:
Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.
Актуальность формирования самооценки связана с тем, что большинство учителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям развития личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет улучшить свои результаты в процессе обучения, повысить уровень мотивации к обучению и познанию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.