Приёмы формирования самооценки в начальной школе
Оценка 4.9

Приёмы формирования самооценки в начальной школе

Оценка 4.9
docx
10.06.2022
Приёмы формирования самооценки в начальной школе
Приёмы формирования самооценки в нач. школе.docx

Приёмы формирования самооценки в начальной школе

 

учитель начальных классов

ОГБОУ «Лицей №9 г.Белгорода»

Черкашина Наталья Николаевна

 

Один из принципов развивающего обучения по системе Л.В.Занкова–принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап введения самооценивания.

Самооценка-это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.

 

 

Виды самооценки

1.             Самооценка эмоционального состояния направлена на  формирование благоприятного микроклимата на уроке.

2.             Самооценка деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом.

3.             Самооценка содержания учебного материала выявляет уровень осознания содержания пройденного.

 

Приёмы самооценки  эмоционального состояния и настроения

Данные приёмы целесообразно проводить в начале и в конце урока для установления эмоционального контакта с классом: это разноцветные карточки,  изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц, «говорящие рисунки»; цветовое изображение настроения.

Приём «Одним словом». В конце урока учащимся необходимо выбрать на экране или доске три слова из двенадцати, которые наиболее точно передают их отношение и состояние на уроке: раздражение; злость; радость; равнодушие, удовлетворённость; скука; целеустремлённость; вдохновение; удовлетворение; тревога; уверенность; покой.

Приём «Цепочка пожеланий» проводится в начале урока или в конце урока. Учащиеся по цепочке обращаются с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия или по поводу предстоящей работы, передавая  какой-либо символ.

 

Приём «Острова настроения»: на карте с изображением «эмоциональных» островов (Радости, Грусти, Удивления и т.д.) ученики с помощью кораблика обозначают своё душевное и  эмоциональное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

 

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/4/3767/img8.jpg

 

Приём «Запрет» используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

Приём «Пик взаимопонимания».  Настроение изображено в виде ступеньки. Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвёртая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

 

Приёмы самооценки деятельности

Это приёмы наиболее эффективны на этапе проверки домашнего задания, презентаций групповых форм работы, защите проектов, на этапе закрепления, контроля  и  самоконтроля.

Приём «Лесенка успеха»  даёт возможность оценить активность каждого ребёнка на разных этапах урока. На «Лесенке» ребёнок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Приём «Светофорчики»  начинаю вводить с 1-ого класса и  предлагаю детям «зажигать»  цветные огоньки в тетрадях:  зелёный кружок: «Можно двигаться дальше»;  жёлтый кружок: «Нужна небольшая помощь»; красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!».

В случае использования приёма «Светофор» во 2-3 классе ребята поднимают карточку определенного цвета.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRDFz5OyddhKngygozEtqAswFJQfEP40QT88S08QrrebWiR9twB

Эффективен приём незаконченного предложения. Ребята на экране по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно:

 

сегодня я узнал…


было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

я приобрел…


 

Приём «Плюс», «Минус», «Интересно» - это работа с таблицами в 3-4 классе. Его можно проводить  как устно у доски,  так и письменно.

В графу «+»  записываются  факты, вызвавшие положительные эмоции на уроке.

В графу «–»  выписывают всё, что у них осталось непонятным.

В графу «интересно» учащиеся выписывают всё то, о чём хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

 

«Плюс»

«Минус»

«Интересно»

Свадьба Алёнушки и купца и счастливая жизнь героев

Тяжёлые испытания героев

Волшебные превращения, помощники и числа

 

Приём «Дерево успеха». Для стимулирования мотивации на необычное дерево каждый ученик прикрепляет листочек зелёного цвета. Но сначала на одной стороне учащиеся пишут свою личную цель:  чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своём листке с другой его стороны, достиг ли он цель частично или полностью.

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

 

Приём «Пирамида знаний» применяю с ребятами в 3-4 классе в парной и групповой работе на этапе закрепления или обобщения. Так на уроке окружающего мира в  4  классе по теме «Скелет» одна  из групп  выстроила такую пирамиду знаний с верными утверждениями, которые составляют все члены  группы:

·      Скелет надо беречь!

·      Придаёт форму и размеры.

·      Хранит питательные вещества.

·      Служит опорой для мышц.

·      Защищает внутренние органы.

·      Скелет-это опорно-двигательная система.

 

Приём «Оценочное окно» использую со 2 класса на уроках литературного чтения  чаще в групповой работе для оценки поступков героев по критериям.

Работа  по  листам самооценки в группах осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. Ребята оценивают свою работу с позиции: Я, товарищ и Мы (т.е. группа):

Я - как работал и был активен?

Как выполнял свои  обязанности?

Как соблюдал культуру общения? (По этим же критериям происходит оценка товарища и группы).

Мы - насколько эффективно смогли работать вместе в группе.

 

Приём «Логические цепочки» применяю двух видов:

1)             Логическая цепочка из событий.

2)             Логическая цепочки из фактов.

 Этот приём помогает запомнить и осмыслить большой объём информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Приём работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить.

Стратегия приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Для запоминания информации большого объёма на уроках литературного чтения  изучается биография писателя, и запомнить все ключевые даты и события сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку по теме «Творчество А.С.Пушкина», зафиксировав все важные моменты:

Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей — Старик Державин — Петербург — село Михайловское — ссылка на юг  …

После составления цепочки важно, чтобы ученики могли «расшифровать» каждое звено: привести даты или названия основных произведений, созданных в этот период.

Для закрепления материала после изучения на уроке окружающего мира темы «Что необходимо растениям для развития» (2 класс), можно попросить учеников составить логическую цепочку, которая покажет стадии развития дерева: семя — росток — саженец — взрослое дерево. Вместо словесных звеньев можно использовать картинки.

 

Приёмы самооценки содержания деятельности

В 1 классе полезно использовать «Волшебные линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор. На этом инструменте самооценки ребёнок сам оценивает свою  работу.

Ученикам в 1 классе предлагается три линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы, быстрота и красота.  Несоответствие оценки ученика и  оценки учителя на «линеечке» потом становится темой для диалога с учеником. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся.

Приемы оценочной деятельности. « Волшебная линеечка»  К А Г

 

Приём «ХИМС»: каждый участник должен откровенно ответить на вопросы:

•   Хорошо…

•   Интересно…

•   Мешало…

•  Возьму с собой…

Приём «Уборка в доме». К стене прикрепляются три больших листа. На них нарисованы чемодан, мусорная  корзина, мясорубка. На «чемодане» участник пишет то, что он заберёт с собой и будет активно применять дальше.  На втором листе пишет то, что оказалось бесполезным, и что можно отправить в корзину. На третьем листе пишет то, что оказалось интересным, и то, что нужно ещё додумать и доработать.

Для письменного использования приёма «Плюс-минус-интересно» учашимся предлагается заполнить таблицу из трех граф:

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В  графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

ХИМС

«УБОРКА В ДОМЕ»

ФРАЗЫ

хорошо

Урок полезен, все понятно.

интересно

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

мешало

Еще придется потрудиться.

возьму с собой

Да, трудно все-таки учиться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для приёма «Утверждения» учащиеся на индивидуальной карточке подчеркивают фразы, характеризующие их работу на уроке по разным направлениям:

·      Я узнал(а) много нового …

·      Мне пригодится в жизни эта тема…

·      На уроке было над чем подумать.

·      На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

·      На уроке я работал(а) с интересом и цели урока достиг(ла).

 

Приём  «Аргументация своего ответа». В конце урока ребята заполняют небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал  ...,  потому что…

2.Своей работой на уроке я  …

 3.Урок для меня показался …

4. За урок я    …

5.Материал урока мне был …

 6. Мое настроение  …

Приём «Оцени себя на уроке».

Учащимся на индивидуальной карточке подчеркивают фразы, характеризующие работу на уроке по 3-м направлениям: урок, я на уроке, итог.

 

Урок     

Я на уроке

Итог

1. Интересно.       

1. Работа.

1. Понял материал.

2. Скучно.

 2. Отдыхал.

2. Узнал больше, чем  знал.

3. Безразлично.

3. Помогал другим.

3. Не понял тему урока.

 

Приём «Выбор». Учащимся предлагается поставить  значок + или подчеркнуть то слово, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:

1.     На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке …

3. Урок показался мне…

4. За урок я …

5. Мое настроение…

6. Материал урока для меня был…

 

активно,   пассивно

доволен,   недоволен

коротким,  длинным

не устал,   устал

стало лучше, стало хуже

понятен, непонятен,  интересен,    скучен, полезен, бесполезен

 

Приёмы творческой  самооценки

1.             "Телеграмма" или «SMS герою» - очень краткая запись в конце урока соседу по парте герою произведения, исторической личности.

2.             Обобщающий рисунок  по теме урока.

3.             «Интервью» - краткие письменные ответы на вопросы.

4.             «Шпаргалка» - формулировка правила в сжатом виде (памятка или алгоритм) в конце урока.

5.              «Бортовой журнал» - это приём обучающего письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

В простом варианте ученики записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового по данной теме?

Бортовой журнал путешественников по теме: «Охрана природы родного края»  в 4 классе:

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

Актуальность формирования самооценки связана с тем, что большинство учителей не уделяют должного внимания некоторым аспектам и особенностям развития личности. Одним из таких факторов можно выделить самооценку. Динамика самооценки поможет улучшить свои результаты в процессе обучения, повысить уровень мотивации к обучению и познанию.


 

Скачано с www.znanio.ru

Приёмы формирования самооценки в начальной школе учитель начальных классов

Приёмы формирования самооценки в начальной школе учитель начальных классов

Приём «Острова настроения»: на карте с изображением «эмоциональных» островов (Радости,

Приём «Острова настроения»: на карте с изображением «эмоциональных» островов (Радости,

Приём «Лесенка успеха» даёт возможность оценить активность каждого ребёнка на разных этапах урока

Приём «Лесенка успеха» даёт возможность оценить активность каждого ребёнка на разных этапах урока

В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своём листке с другой его стороны, достиг ли он цель частично или полностью

В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своём листке с другой его стороны, достиг ли он цель частично или полностью

Стратегия приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке

Стратегия приёма состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась…

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась…

Интересно. 1. Работа

Интересно. 1. Работа

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2022