Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 10.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С наступлением ХХI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?
Иконка файла материала Аттестационная работа Лихоманова С.Ю..docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Саратовский областной учебный центр». Специальность: «Воспитатель» Направление: «Воспитатель  детей дошкольного  Аттестационная работа образовательного учреждения» Тема: «Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении» Выполнил(а): Лихоманова Светлана Юрьевна Проверил(а): Борсук Александра Ивановна Саратов 2015 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................2 ГЛАВА I. Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении........5 1.1 Основные понятия правового воспитания........................................................5 1.2 Характеристика основных форм и методов правового воспитания детей дошкольного возраста..............................................................................................6 1.3 Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении...12 1.4 Механизм реализации.......................................................................................13 ГЛАВА II. Практическая значимость правового воспитания у дошкольников.......16 2.1 Организация воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками по формированию основ правовой культуры............................16 2.2 Основы организации работы по правовому воспитанию...............................22 2.3 Требования к организации образовательного процесса правового воспитания...............................................................................................................24 Конвенция выдвигает отдельные требования к образовательным процессам считая, что правовое воспитание ребенка должно быть направлено на:.............................................................................................................................24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:................................................................................................27 ВВЕДЕНИЕ Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным . Его  жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Наше  будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание,  образование и развитие получат  дети, как они будут  подготовлены  к жизни в быстроменяющемся  мире. С  наступлением  ХХI века во всём мире эта проблема стоит  2особенно остро и объединяется рядом причин: социально­ экономическая  ситуация современного мира отражается, прежде  всего на детях. Дети ­ самое дорогое, что есть в любом  обществе, вне зависимости  от политического  строя и  религиозного вероисповедания , взрослые стоят перед решением  важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации?    С раннего детства в малышах нужно воспитывать  чувство  уверенности  в себе и социальной терпимости. Самоуважение и  уважение к другим. Всё это является основой правового   воспитания дошкольников. На доступном уровне дети  приобретают  навыки того, как выражать себя, общаться между  собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы  дети росли  в атмосфере уважения и не страдали от негативных  ситуаций. На протяжении длительного времени для общества  в целом  была и остается актуальной задача по искоренению   преступности , по воспитанию человека, соблюдающего порядок,  правила поведения в обществе. Человека  воспитывает семья,  воспитательные  учреждения, общество. Способность  семьи  эффективно функционировать  считается решающей в  предупреждении  правонарушений . Детское непослушание,  нечестность и другие формы антиобщественного  поведения  являются  важными указателями последующих правонарушений .  Но не только в семье закладываются  основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как  один из важнейших институтов  социализации .  Однако это мало  способствует  изменению правовой культуры, которой Россия, к  сожалению, не может похвастаться . Наша страна встала на путь  становления правового государства, а в цивилизованном   демократическом  обществе права и интересы человека  должны  быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого  является  информированность  людей, знание ими своих прав и  обязанностей . Благодаря правам человек получает возможность  не только что­ либо делать, действовать , но и требовать  соблюдения своих прав. Актуальность  рассматриваемой  проблемы определила тему  работы: «Правовое  воспитание  в дошкольном образовательном   учреждении». 3Цель работы – формирование основ правового  сознания  дошкольников.   Задачи: 1. Ознакомление  детей в соответствующей  возрасту  форме с основными документами по защите прав человека. 2. Формирование чувства собственного достоинства,  осознания своих прав и свобод, ответственности . 3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам  другого человека, формирование основ толерантности . Цель и задачи исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и  библиографии . Список литературы содержит 10 наименований . 4ГЛАВА I. Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении 1.1 Основные понятия правового воспитания Правовое воспитание дошкольников – это именно тот  важный момент, который нельзя упустить. Если детям правильно  объяснить то, какие именно поступки  являются хорошими, а  какие плохими, то можно избежать массы проблем  в будущем.  Именно в столь юном возрасте  у ребенка закладываются  столь  важные понятия, как любовь к порядку, уважение других людей и т.д. Правового  воспитания – это развитие социально активной  личности, правового мышления и сознания, привычки  действовать  в соответствии  с законами. Очень важно чтобы ребенок осознавал, что он имеет право  на любовь, внимание  и заботу со стороны взрослых. Малыш  должен быть защищен от любых видов насилия. Очень важно  объяснять ребенку, что такие простые вещи, как нормальный  уровень жизни и отдых – это то, на что он имеет право. Правовое воспитание дошкольников – это фундамент для  развития всего общества. Дети являются самым дорогим кладом  общества, и это не зависит от политического  строя или религии.  Педагоги, которые это понимают, поставлены перед решением  самой важной проблемы, а именно защиты прав ребенка. Необходимость  разработки мер по охране прав ребенка  потребовала  выделении международной  защиты прав детей в  особое направление. Так был создан Детский фонд ООН  (ЮНИСЕФ), который осуществляет  международную защиту прав  ребенка. К основным международным  документам ЮНИСЕФ,  касающимся защиты прав детей относятся: 1. 2. 3. Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Всемирная декларация об обеспечении  выживания,  защиты и развития детей. 5В декларации провозглашаются  права детей на имя,  гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение,  социальную  защиту и развиваться физически, умственно,  нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от  расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных  убеждений, национального, этнического и социального право на: 1. 2. 3. воспитание; развитие; активное участие в жизни общества . 1.2 Характеристика  основных форм и методов правового воспитания детей дошкольного возраста Организуя работу по вопросам правового  воспитания  рекомендуется опираться на такие виды деятельности : игровая и художественно­продуктивная , организовать  работу в 3­х  направлениях: с воспитателями , с родителями, с детьми. Для  решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба  рассматривать  их в связи с теми программами, по которым  работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя  обучение и воспитание в их неразрывном  единстве  и  представляет процесс овладения правилами и нормами  общепринятых отношений между индивидом и обществом. При  отборе материала по правовому воспитанию необходимо  учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности,  их особую восприимчивость , желание и умение играть, что  способствует  эффективному познанию окружающего мира.  Учитывать то, что ребенок руководствуется  в отношении к  действительности  эмоциями и бессознательными  стремлениями .  Глубина и устойчивость  впечатлений  обеспечивается  яркостью и  чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.  Следует помнить, что для предупреждения  нарушения правил,  ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию,  опережающему и сопровождающему  правовое  воспитание.  Правовые  нормы позволяют упорядочить  общественные   отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а  6что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной  ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает   самостоятельно , выбирая способы поведения, знание норм права  должно оказывать ему помощь. Потенциал ребенка в области его  интеллектуального  и морального развития выше, чем принято  считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте  возможности  впоследствии  не восполняются  или восполняются  с  трудом. В дошкольном возрасте  можно существенно  активизировать  познавательные интересы ребенка,  способствовать  воспитанию  уверенности  в себе, воли,  доброжелательного  отношения к людям, ощущения себя  Человеком Земли и гражданином  собственной  страны.      В ряде образовательных  программ для дошкольных  учреждений (“Детство”, “Истоки”, “Я – человек”, “Семицветик”, “Открой себя” и др.) заявлен  гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений  детей  о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения  к историко­культурным ценностям своего народа. Однако  проблема воспитания правовой культуры (ознакомление  дошкольников с международными  правовыми документами, с  правами человека) в упомянутых программах  не ставится.     Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это  система трех взаимосвязанных  компонентов: нравственно­ правовых  представлений , нравственно­правовых суждений и  ценностных ориентаций личности, адекватных представлениям  и  суждениям детей моделей нравственно­правового поведения в  обществе  сверстников и взрослых.     Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ  осуществляется  в соответствии  с рядом педагогических   принципов: – гуманитарно­пропедевтическим , – содержательно­ доминирующим , – деятельностного  и интеграционного  подходов,  – включенности  субъекта, – регионально­обусловленного   содержания, – открытости. В содержании воспитания правовой  культуры дошкольников выделены следующие линии: 1. “Мои  права и обязанности ”; 2. “Моя страна”; 3. “Гражданин мира”. В  процессе  правового воспитания детей в ДОУ можно применять  разнообразные организационные  формы и методы работы.  Например, цикл образовательных  мероприятий  “Приключения  маленького человечка”; настольные, напольные и настенные   игры­путешествия по глобусу, по географической  карте мира,  карте­ковру; этические беседы с детьми; рассматривание   7иллюстраций из книг, отражающих нравственно­правовую  тематику. Широко  используются  в работе с дошкольниками   хороводные игры, “игры­братания” и “игры­похвалы”.  Целесообразно  периодически  устраивать в группе выставки  любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки,  дети закрепляют представления  о том, что у каждого ребенка  могут быть личные вещи (игрушки, книги и др.), приучаются   бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети  рассказывают , откуда у них эта игрушка, как они с ней играют,  почему она им так дорога.      Задача работников  дошкольных образовательных   учреждений ­ донести до сознания детей в доступной форме  «Конвенцию о правах ребенка». Многие дошкольные  образовательные  учреждения считают правовое  воспитание  одним из приоритетных направлений  своей деятельности .  Воспитательно­образовательный  процесс в детском саду  проходит в форме игровых и познавательных  ситуаций,  способствующих  осмыслению детьми прав ребенка, развитию у  них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения  ко всем людям. Учитывая  возрастные  особенности детей,  специалисты детских садов работу по ознакомлению  с правами  ребенка ведут на примере хорошо знакомых литературных  произведений , в которых сюжет отражает определенные  социальные явления. Этим требованиям  отвечают многие  произведения , например, «Чиполлино» Д. Родари, «Гадкий  утенок» Г.­Х. Андерсена, «Приключения Буратино» А. Толстого, «Айболит» К.И. Чуковского.     Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания  у него чувства собственного достоинства, уважения к самому  себе. Только уважающий самого себя и свои права человек  способен по­настоящему уважать других людей и их права.  Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать  атмосферу  признания индивидуальности  ребенка, уважения его  личности, а самому ребенку  предоставить  возможность  реализовывать  свои человеческие  права. Он должен владеть  свободой выбора, проявлять активность, инициативность ,  самостоятельность , иметь возможность высказывать  собственное  мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других,  уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут  развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские   8качества, как активность, самостоятельность , решительность ,  ответственность .  Детям доступны такие четыре группы прав: ­ Права на  достойное существование, выживание, включающее  право на  жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей,  гражданство. ­ Права на развитие, образование, отдых и досуг. ­  Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации , а также  особые права детей­инвалидов и сирот. ­ Права на свободу слова, мысли и деятельности         Правовое воспитание обладает относительной   самостоятельностью  целей, спецификой методов их достижения и организованных  форм. Оно представляет  собой многоцелевую   деятельность , предполагающую наличие стратегических ,  долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться  с учетом специфики  субъекта и объекта воспитательного  воздействия, используемых  форм и средств этой деятельности , а также органов,  осуществляющих  правовое воспитание.        Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы  лишь при соблюдении в правовой  воспитательной  работе  следующих основных принципов: научность, плановость,  систематичность , последовательность  и дифференцированность ,  обеспечение комплексного подхода, а также создание  благоприятных  условий для реализации развитого здорового   правосознания  на практике. «Игра­ведущая деятельность   дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе  жизнедеятельности  ребенка она занимает должное место. В  настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много  времени проводит за телевизором  или за компьютером .       Ответственность  за обеспечение интересов ребенка в игре  возлагается на семью, однако и «общество и органы публичной  власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать   осуществлению  права», ­ утверждает Декларация прав ребенка.        Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная  игра в дошкольном возрасте  особенно благоприятна в сфере  человеческой  деятельности  и межличностных отношениях.  Основным содержанием детских игр является человек, его  деятельность  и отношения людей друг к другу. Именно в  9сюжетной игре, где все условно, проживая  ту или иную  ситуацию, ребенок проникает  в сферу социальных отношений  взрослых, моделируя их по­своему. Кроме того, игра занимает  отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе,  возникает взаимопонимание .        Знание и понимание  права ребенка на игру всеми  участниками образовательного  процесса, соответствующая   организация этого вида деятельности  позволяет осуществить   полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий  семьи и детского сада.        Непосредственно  организованная  деятельность  на тему "О  правах играя". включающая  в себя цикл мероприятий  с детьми  "Приключения маленького человечка  «Правик»", направленных  на элементарное ознакомление их с правом, как  общечеловеческой  ценностью, условием жизнедеятельности  и  регулятором  общественных отношений. Цикл включал  непосредственно  организованную  деятельность , беседы­ размышления, игры­путешествия, проблемно­поисковую  деятельность , индивидуальные образовательные  мероприятия с  детьми.          В процессе  правового воспитания детей в ДОУ можно  применять разнообразные организационные  формы и методы  работы. Например, цикл образовательных  мероприятий   “Приключения маленького человечка”; настольные, напольные и  настенные игры­путешествия по глобусу, по географической   карте мира, карте­ковру; этические  беседы с детьми;  рассматривание  иллюстраций  из книг, отражающих нравственно­ правовую  тематику. Широко используются  в работе с  дошкольниками  хороводные игры, “игры­братания” и “игры­ похвалы”. Целесообразно  периодически  устраивать в группе  выставки любимых вещей. Участвуя  в отборе экспонатов для  выставки, дети закрепляют представления  о том, что у каждого  ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др.),  приучаются  бережно относится к своим и чужим вещам. На  выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они  с ней играют, почему она им так дорога.   Многие правовые ценности, имея основу и происхождение в  моральных нормах, усваиваются личностью  в процессе   разнообразной  социальной практики, через иные, не правовые   формы и каналы формирования  общественного  сознания. Однако  10правовое  воспитание предполагает создание и специального  инструментария  по донесению до разума и чувств каждого  человека  правовых ценностей, превращение их в личные  убеждения и внутренний ориентир поведения. Формы работы  дошкольных учреждений с родителями разнообразны : живое  слово, показ воспитательной  работы, организация выставок,  педагогических  библиотечек, привлечение родителей  к  активному участию в жизни детского  сада и др. Ведется эта  работа в двух направлениях: индивидуально и с коллективом   родителей. Индивидуальные формы работы с родителями ­ это  беседы, консультации , посещения семей, поручения родителям и  т. п. Для коллектива  родителей организуются  общие  консультации , групповые и общие родительские  собрания,  конференции , выставки, лекции, кружки; оформляются   информационные и тематические стенды, фотомонтажи ;  проводятся радиопередачи , вечера вопросов и ответов, встречи  за круглым столом и т. д. Общаясь с родителями индивидуально ,  воспитатель  получает возможность  установить с ними  отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути  действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.  Любая форма правового  воспитания выступает как внешнее  выражение, оформление право­воспитательного  воздействия, его  определенная внешняя организация, а правовоспитательное   средство  представляет собой канал, источник правовой  информации с помощью которого осуществляется  правовое  воспитание. Если право ­ воспитательная  форма показывает, как  организационно  оформлено правовое  идеологическое  воздействие на воспитуемых, то правовоспитательное  средство  ­ при помощи  чего оно осуществляется . В процессе  правового воспитания  должны активно использоваться  все имеющиеся группы   правовоспитательных  форм: ­ профессиональное  юридическое   образование (специальная подготовка и обучение в высших и  средних учебных заведениях юридического профиля); ­ правовое  воспитание населения (лектории и кинолектории  правовых  знаний, тематические  вечера по юридическим  вопросам,  общественные юридические консультации  и т.п.); ­ правовое   воспитание правонарушителей  правоприменительными  и  правоохранительными  органами (правовоспитательная   деятельность  суда, прокуратуры, органов внутренних дел,  юстиции, адвокатуры и т.д.).  111.3 Соблюдение прав ребенка в дошкольном образовательном  учреждении В соответствии  с законом «Об образовании » основным  нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ, где  представлены  права и обязанности  всех участников  образовательного  процесса: детей, педагогов, родителей. Важным дополнением  к Уставу является  ДОГОВОР между  ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых  педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь  родителям понять, что ребёнок находится под защитой  образовательного  учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА. Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно иметь в  виду следующее: у ребенка­дошкольника есть 3 основные  потребности : ­ в движении; ­ в общении; ­ в познании. Среда в группе должна эти потребности  удовлетворять . Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать  самостоятельный  выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть  непременным условием построения развивающей  среды должна  являться идея развивающего  обучения и опора на личностно  ориентированную  модель  общения. Основные принципы построения развивающей  среды: ­ принцип уважения к потребностям  и нуждам каждого  ребенка (движение, познание, общение); ­ уважение к мнению ребёнка; ­ принцип функциональности ; ­ принцип опережающего характера  содержания  образования; ­ принцип динамичности  и статичности . Как видим, первые два принципа напрямую отражают права  детей, зафиксированные  в Конвенции. Научно доказано, что именно специальным образом  организованная  среда способствует  утверждению  чувства  собственного достоинства, уверенности  в себе, а именно это  12определяет  особенности личностного развития ребенка на  ступени дошкольного детства. Она является стимулятором   развития потенциальных возможностей  ребенка. Возможен и  нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не  тормозит, и не стимулирует развитие, а возможен и враждебный  (в эмоциональном  и физическом плане вариант). Развивающую  среду выстраивает для детей воспитатель .  Однако, мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте  далеко не всегда совпадает с представлением  об этом детей. При этом  следует отметить, что, если мнения детей учитываются при  создании среды, дети чувствуют  себя в группе спокойнее,  уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже. 1.4 Механизм реализации Правовое воспитание детей дошкольного возраста   направлено на формирование основных блоков функциональных   компонентов структуры правосознания : ­ логико­нормативного (элементарные знания детей о своих  правах и обязанностях, то есть правовая информированность ,  понимание социально одобряемых правил поведения); ­ эмоционально­образного (субъективное отношение  ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие,  адекватная оценка своих и чужих поступков  с точки зрения  действующих правил поведения); ­ принципиально ­волевого, или поведенческого  (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться   социально одобряемыми правилами поведения, реализация  правосообразного  поведения в различных видах деятельности ,  соблюдение запретов и исполнение обязанностей ). Основные задачи правового  воспитания в ДОУ: ­ создание условий для формирования  у детей правовой  компетентности ; ­ ознакомление  детей в соответствующей  их возрасту форме с социально­правовыми нормами и правилами поведения; ­ формирование у детей: социальной ответственности ,  способностей  понимать и оценивать свое поведение и поступки  окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с  ориентацией  на ненасильственную  модель поведения; 13­ воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения , расовой и  национальной  принадлежности , языка, пола, возраста,  личностного и поведенческого  своеобразия, в том числе  внешнего облика и физических  недостатков; ­ содействие процессу  формирования  у детей: чувства  собственного достоинства, своего мнения и навыков его  выражения, умений конструктивного  разрешения конфликтов и  споров; ­ воспитание уважения к достоинству и мнению другого  человека; ­ создание в ДОУ правового  пространства и условий для  повышения квалификации  воспитателей  в сфере правового  воспитания; ­ повышение уровня правовой культуры педагогического   состава ДОУ и родителей  детей, посещающих детский сад; ­ создание условий для организации  взаимодействия  семьи  и ДОУ по вопросам  правового воспитания и вовлечения  родителей  в правовоспитательный  процесс; ­ повышение уровня социально­правовой защищенности   детей как в ДОУ, так и в семье; ­ формирование у родителей понимания ответственности   семьи за ребенка, за соблюдение  его прав, необходимости   создания в семье взаимоотношений , основанных на понимании,  заботе, ненасильственных  способах общения; ­ оказание необходимой помощи семьям в осуществлении   правовоспитательной  деятельности . Для решения поставленных целей  и задач  правовоспитательную  деятельность  в ДОУ необходимо  осуществлять  по трем направлениям : ­ с педагогическим  составом; ­ с родителями; ­ с детьми. На первоначальном  и последующих этапах реализации  программы предполагается  проведение диагностики  уровня  правовой культуры и диапазона потребностей  всех участников   правовоспитательного  процесса. Успешность правового воспитания в ДОУ во многом  определяется  соответствующей  квалификацией  педагогических   кадров. В практике правовоспитательной  деятельности   педагогов недопустимы воздействия на дошкольников,  14оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие  наказания, грубые окрики и т.п. Правовое воспитание не должно быть назидательным , так как невозможно сформировать  у детей  ненасильственное  отношение к другим людям, уважение  к  человеку  и его правам, если занятия будут проводиться в  авторитарном  стиле. Педагогическая  тактика должна строиться  не на категоричных суждениях, а на убеждении и  доброжелательном  обсуждении. Правовое воспитание в детском саду происходит более  успешно при использовании  поисково­экспериментальных ,  игровых, проблемных, практических  методов. На занятиях  целесообразно использовать  виды деятельности , в которых дети  включаются  в решение простых творческих задач: отгадать,  отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать ,  видоизменить  и т.п. Наиболее перспективным  является проведение  правовоспитательной  работы на положительных примерах, в  отношении которых у детей возникает желание подражать. Ориентиром в выборе средств воспитательных  воздействий   на дошкольников в процессе правового  воспитания является   формирование у детей представления  о человеческом   достоинстве  и праве каждого на его уважение.   15ГЛАВА II. Практическая значимость правового воспитания у дошкольников 2.1 Организация воспитательно ­образовательной деятельности  с дошкольниками  по формированию основ правовой культуры При отборе материала  по правовому воспитанию мною  учитываются возрастные особенности  дошкольников, в  частности, их особую восприимчивость , желание и умение  играть, что способствует  эффективному познанию  окружающего   мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется  в отношении к действительности  эмоциями и бессознательными  стремлениями .  Глубина и устойчивость  впечатлений  обеспечивается  яркостью и  чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.  Переработав и адаптировав  предлагаемый материал на детей  дошкольного возраста  в своей  группе. Разрабатывая  концептуальную модель педагогического  процесса в своей  группе, я исходила  из следующих принципов, которые я считаю  важными:    1. Праксиологический  (деятельностный) подход. Правовое  воспитание должно осуществляться  в разнообразных видах  детской деятельности : познавательной , игровой, художественно­ творческой, трудовой, музыкальной; 162. Интегративный  подход предполагает, что правовое  сознание и поведение детей нельзя формировать  обособленно,  отдельно от других форм сознания, он требует сочетания  различных знаний об обществе, включая правовые, и  использования  доступных форм их донесения до ребенка. Кроме  того, он предполагает комбинацию  нескольких видов детской  деятельности , например, речевой и изобразительной   деятельности , художественной  и конструктивной  в рамках  одного образовательного  мероприятия;   3. Принцип региональности  обуславливает  внесение в  образовательный  процесс социокультурных  традиций и норм не  только российского общества, но и своего региона. В процессе  правового  воспитания происходит знакомство  детей с  элементарной  системой общественного  устройства своего края,  его знаменитыми  гражданами, их вкладом в развитие нашего  города; 4. Принцип взаимодействия  воспитателя  с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в  педагогическом  процессе образовательного  учреждения,  просвещение их в области прав человека.  Знакомство  детей с их правами я осуществляла в трех  направлениях: "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права  других людей". Это способствует  пониманию таких простых и  одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои  возможности , мои свободы", "Мои права заканчиваются  там, где  начинаются  права другого человека».                                             Согласно новым федеральным государственным  требованиям  к  структуре основной общеобразовательной  программы  осуществление  правового воспитания детей входит в  образовательную  область «Социализация ». Элементарные  правовые  знания включаются в общий и необходимый детям  комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением  к знаниям  об окружающем мире, социальной действительности , но так, же  прослеживается  интеграция образовательных  областей по  развитию речи, ознакомлению с окружающим миром,  изодеятельности , музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной  деятельностью, сотрудничество  взрослых и  детей. 17Непосредственно  организованная  мной деятельность  на  тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий : «Мое право на  имя», «Мое право на имя, отчество  и фамилию», «Я имею право  жить и воспитываться  в семье», «Моя семья», направленные  на  элементарное ознакомление  с правом  ребенка,  как общечеловеческой  ценностью, условием жизнедеятельности  и регулятором  общественных отношений. Цикл включал  непосредственно  организованную  деятельность , беседы­ размышления, игры­путешествия, проблемно­поисковую  деятельность , индивидуальные образовательные  мероприятия с  детьми. Воспитательно ­образовательный  процесс проходил  в  форме игровых и познавательных  ситуаций, способствующих   осмыслению детьми прав ребенка, развитию  у них чувства  собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем  людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила   ознакомление  с правами ребенка на примере хорошо знакомых  литературных произведений , подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления.  Этим требованиям  отвечают многие произведения , например,  «Три поросенка» ­ право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и  семеро козлят» ­ право на жизнь, «Буратино» ­ право на  образование, «Заюшкина избушка» ­ право на  неприкосновенность  жилища, «Золушка» ­ право на отдых,  «Доктор Айболит» ­ право на медицинскую  помощь и т.д.    Проводила  беседы на этические  темы: «Здравствуйте,  здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не  подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали».  Проводила сюжетно­ролевые игры: «Семья», «Путешествие»,  «Экскурсия» и т.п., дидактические игры: "Я имею право», чьи  права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право". Игры и упражнения на развитие эмоциональной  сферы,  коммуникативных  умений и навыков: «Обратись по имени»,  «Назови имя девочки  (мальчика)», «Мои друзья, мои  родственники », «Поможем Золушке» и т.п.     Организовывала проблемно­поисковую деятельность   (разрешение различных ситуаций), предлагала  решить  проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или  имени героя: если бы я был гадким утенком: ..., если бы я  поймал золотую рыбку: ..., если бы я вдруг превратился  в: ...;  отгадывание  загадок. 18При организации  самостоятельной  деятельности   детей подготавливала  задания для самостоятельных  наблюдений: где детям предлагала понаблюдать , как относятся близкие люди  друг к другу, прощают  ли они обиды, как их друзья относятся к  обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот  прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной   отзывчивости  у детей, а значит, и реализации права на дружбу,  внимание, заботу.   Продуктивными  видами деятельности  стали альбомы: «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и  обязанности »; «Ребенок имеет право», «История имени»; символ  «Имя», изготовление  плакатов, эмблем.      В организацию воспитательно ­образовательного   процесса  по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.   Современные психолого­педагогические исследования  показывают, что родители испытывают серьезные трудности в  обучении и воспитании  детей. Их беспокоят непослушание,  конфликтность , неуравновешенность , агрессивность , вызывают  отчаяние слабое развитие, нелюбознательность , пассивность ,  плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не  знают, как вести себя в трудных ситуациях.    Установлено, что родители при воспитании своих детей  используют телесные наказания, угрожают, запугивают и  проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство   родителей  не придают значения переживаниям  детей, не  стремятся установить их причину, считая их беспредметными  и  немотивированными .    Подобная ситуация очень опасна как для здоровья  ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение  с детьми влияет на их дальнейшую  жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают  окружающую действительность , иначе  думают, ведут себя.   Правовая и педагогическая  культура большинства   родителей  находится на низком уровне. Даже в обычной,  нормальной российской семье, в которой социальная ситуация  жизни не является критической , нарушение прав маленьких  19детей, унижение их достоинства – вполне распространенное   явление.     С целью изучения проблемы формирования  представлений о правах человека  у детей дошкольного возраста  я разработала  анкету для родителей, позволяющую определить необходимость   изучения прав ребенка и проблемы в формировании  правового  воспитания детей в дошкольном возрасте.   Анализ анкет родителей показал, что из всего количества   опрошенных:   знакомы с правами человека  и документами, в которых  прописаны эти права 35%;      согласны со всеми перечисленными  правами – 20%;  45% отмечают, что детям необходимо знать свои права; 40% считают это необязательным ;  15% воздержались ;  в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в  процессе  изучения прав ребенка при соответствующей  помощи со стороны воспитателей .       Для того, чтобы работа с семьей оказалась  эффективной , я разработала план мероприятий  по  организационно  ­ просветительской  работе с родителями.     Для  родителей  я создала папки – передвижки с нормативно –  правовыми документами, изготовила буклеты и памятки,  консультации  на темы:    Конвенция о правах ребёнка «Семь правил для взрослых» (наказывая детей, подумай «Зачем?»)  «Джентльмен» или последний бойскаут (Правила для  мальчиков)»  «Василиса Премудрая» или «Золушка» (как воспитать  девочку, чтобы стала прекрасной женщиной)  «Как развивать у ребёнка чувство ответственности » 20 «Игрушки для мальчиков» (какими должны быть  игрушки)    «Пять рецептов избавления от родительского гнева» «Четыре заповеди мудрого родителя». «Почитайте детям о правах» (подбор литературы, дети  без прав ­ Россия без будущего)      Мною в группе были проведены родительские собрания  на тему: «Права ребенка», «Новогодние традиции семьи»,  организован  долгосрочный  проект «Семь ­ Я».      Все родители приняли активное участие в выполнении  домашних заданий, они вместе с детьми оформляли  альбомы:  «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»;  газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное  участие в изготовлении  бюллетеней по правам, совместно с  детьми подбирали  иллюстрации  к статьям Конвенции по правам  ребенка. Популярной и интересной формой стали фотоколлаж «Я рядом с папой», «Мой дедушка лучший», «Ласковое  слово для  мамы» и др.        Настоящим открытием стали совместные детско­ родительские  проекты и их презентации . Подготовка проекта  «Генеалогическое  древо», по словам родителей, подарило  много  радости и удовольствия от общения со своими детьми и другими  членами семьи. «Верим, что именно наш ребенок станет  веточкой, которая будет развиваться, укрепляться, неся мир,  добро и процветание нашему семейному древу. Ведь народная  мудрость гласит: «Без прошлого  нет будущего».      В результате проводимой работы видны позитивные  изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе  осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели  устойчивые представления  о своих правах (на любовь, заботу и  внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).  Дети научились  относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили  оценки поступков, которые дают взрослые и  сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи  нарушения прав героев сказок или реальных  детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей  или подвергаются  жестокому обращению), помнят о них,  21стремятся сами быть лучше. Дети говорят теперь: "Я имею право на семью", "Я имею право на отдых" и т.д. Чувство  достоинства  и уважения друг к другу стало доминирующим  в общении детей.         Особенно хотелось  отметить, что совместная работа с  семьями воспитанников по проблеме правового  воспитания  дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила  прислушиваться  друг к другу и понимать друг друга.  2.2 Основы организации  работы по правовому воспитанию Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным .  Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок  верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их  защиту.   Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом   обществе, он сталкивается  с множеством проблем и трудностей.  Ведь ребенку нужно научиться не только физически жить, но и  хорошо, комфортно чувствовать  себя среди людей, развиваться,  совершенствоваться . Для этого ребенку важно понять, как люди взаимодействуют друг с другом, что ценят, что порицают, за что наказывают. В  процессе  этого сложного познания сам ребенок постепенно  становится личностью  со своим мировоззрением , пониманием  добра и зла, законов человеческого  общества: прав и свобод,  долга и обязанностей . В этом ребенку должны помочь взрослые   (родители, педагоги), которые, осуществляя свою работу по  данному направлению, согласуют ее по целям, задачам,  содержанию, методам. Новое время требует  от нас содержания, форм и методов  правового  воспитания, адекватных современным  социально­ педагогическим  реалиям.  Творческий элемент системного характера  заключается  в  попытке объединить усилия семьи, педагогического  коллектива,  общественности  в решении проблем  правового  воспитания,  опираясь на возрастные, познавательные возможности   дошкольников и имеет условно три этапа.  22Первый, базовый этап – знакомство с нравственными   нормами и правилами, в процессе которого дети начинают  понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности . Целевая установка – мотивационное ориентирование  детей,  формирование у них представлений  о правах ребенка.  Достигается это подключением  к изучению прав, опыта самих  детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.  Не меньшее значение  приобретает работа по пропаганде  идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти  документы, прежде всего, обращены к взрослым.  Следующий этап – расширение  знаний за счет сведений о  принципах  и конкретных нормах, гарантирующих  права ребенка,  ознакомление  с собственными  правами: на отдых, на  образование, на имя, на любовь  – в процессе  чтения  художественных произведений , этических бесед, формирования   навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в  совместной деятельности  с детьми. Цель заключительного  этапа – активизировать  деятельность   детей, стимулировать  их готовность отстаивать, защищать свои  права и права других детей, применяя на практике как знания  самих прав и свобод, так и умения их реализовывать . В качестве  средств формирования  правовых понятий используются  игровые  формы, сказочные персонажи, чтение художественных  произведений  с последующим  их обсуждением ; создание   проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание  картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети  приобретают  опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует  освоению  чувства единства прав и обязанностей ,  слова и дела, поступка и ответственности .  Все это помогает решить общую задачу воспитания  правовой культуры, педагогические и психологические  проблемы гражданского  воспитания, обеспечивая  взаимосвязь   нравственного  и гражданского воспитания с психолого­ педагогическими  особенностями  развития личности ребенка. 232.3 Требования к организации  образовательного  процесса правового  воспитания Конвенция выдвигает отдельные требования к  образовательным  процессам считая, что правовое  воспитание  ребенка должно быть направлено на: 1. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей  ребенка в их самом полном объеме; 2. Воспитание уважения к правам человека и основным  свободам, а также принципам, провозглашенным  в Уставе ООН; 3. Воспитание уважения к родителям ребенка, его  культурной самобытности , языку и ценностям страны, в которой  ребенок проживает  и цивилизациям , отличным от его  собственной ; 4. Подготовку ребенка к сознательной  жизни в свободном  обществе  в духе понимания мира, терпимости, равноправия  мужчин и женщин, дружбы между всеми народами. Нужно сформировать  у ребенка представления  о самом  себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только  сообщать ему эти знания, но и формировать  оценочное  отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить  применять полученные знания в разнообразных формах  собственной  деятельности  дошкольника. Чувство  доверия у ребенка появляется очень рано, в том  возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в  раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к  себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется  чувство   собственного достоинства  и уверенности . Педагоги единодушны во мнении, что именно близким  людям принадлежит особая роль в становлении  личности,  физическом и психическом  благополучии  ребенка. Если между  ребенком и взрослым возникает  отчуждение, дети ощущают себя  нелюбимыми и очень страдают от этого. Для формирования  у детей элементарных представлений  о  своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к  24другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и  создавать условия их практического  применения. То есть эту  работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа  и отдельных прав человека. Целью педагогического  процесса в правовом образовании   дошкольников является  формирование основ правового  сознания  дошкольников. Задачи: 1. Создавать условия для развития у детей  положительного  самоощущения. 2. Развивать социальные навыки, коммуникативную   компетентность  ребенка. 3. Воспитывать  уважение  и терпимость, независимо от  происхождения , расовой и национальной  принадлежности , языка, пола, возраста, личностного и поведенческого  своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. 4. Способствовать  формированию чувства собственного  достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства  ответственности  за другого человека, за начатое дело, за данное  слово. 5. Воспитывать  уважение  к достоинству  и личным правам   другого человека. 6. 7. Разъяснять общественные нормы и правила поведения. Познакомить  детей в соответствующей  их возрасту  форме с основными документами по защите прав человека Формы:  • Знакомство с правами человека. • Беседы на этические темы. • Сюжетно­ролевые игры, инсценировки , дидактические  игры. • Физкультурно­оздоровительная  деятельность . • Изобразительная , трудовая деятельность . • Игры и упражнения на развитие эмоциональной  сферы,  коммуникативных  умений и навыков. 25• Проблемно­поисковая деятельность  (разрешение различных  ситуаций). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведения работы были получены следующие  выводы:  1) Защищенность  детства стало одним из основных  национальных приоритетов России. Принят ряд важнейших  26законодательных  актов, направленных на предупреждение  наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. 2) Позитивный настрой на общение является  тем самым  прочным фундаментом, на котором строится вся работа  педагогов группы  с родителями. 3) Основная образовательная  программа дошкольного  образования учитывает принцип сотрудничества  МБДОУ с  семьей, приобщение детей к социокультурным  нормам,  традициям семьи, общества  и государства. 4) Эффективность  взаимодействия  педагога  с родителями во многом зависит от положительного  настроя обеих сторон,  гибкого индивидуального  подхода к каждому родителю, умения  заинтересовать  неформальными , интересующими  родителей  приемами общения. Необходимо отойти от традиционного  понимания работы с родителями и ориентироваться  именно на  конструктивно­партнёрскую, диалоговую модель взаимодействия с семьёй опираясь на родительские запросы и пожелания.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 27Богданова С.А Твои права. Программа правового   воспитания детей в подготовительной    группе / С.А  Богданова  // Дошкольная педагогика. ­2007.­ №6. – С.15­20. Данилова  И.В. Правовое образование старших  дошкольников  / И.В. Данилова  // Дошкольная педагогика.  ­2011. ­ №. ­С.16­20. 3. Дарченко  О.Г. Ваши права, дети / О.Г Дарченко, С. Егорова // Классное руководство и воспитание школьников   Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. –  №10 ­ С. 14­ 16. 4. Калинина Л.В. Изучаем права вместе с любимыми  персонажами / Л.В. Калинина // Дошкольная педагогика. –  2008. ­ №3. – С. 44­45. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей  1. 2. 5. 6. дошкольного возраста / С.Н. Плясова // Дошкольная  педагогика. – 2010. ­ №5. – С. 22­26. Соловей С.А. Реализация Конвенции о правах  ребенка в дошкольных Образовательных  учреждениях / С.А.  Соловей; ­ М.: Педагогическое Общество России, 2008. – 80 с. 7. Баранов, В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н.Баранов // Теория государства  и  права; под ред. В.К.Бабаева. ­ М.: изд. «Лань», 2003. ­  С.492. 8. Нравственное воспитание в детском саду / под  ред. В.Т. Нечаевой, Т. А. Марковой. ­ М., 1984. 9. Панько Е. А. Психология деятельности   воспитателя  детского сада / Е. А. Панько. Минск, 1986. 10. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у  детей дошкольного возраста  С. В. Петерина. ­ М., 1986, 28