Правовой час "Права, свободы и обязанности человека и гражданина"
Оценка 4.7

Правовой час "Права, свободы и обязанности человека и гражданина"

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +2
docx
воспитательная работа +2
7 кл—9 кл
19.11.2022
Правовой час "Права, свободы  и обязанности человека и гражданина"
Цель: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека, раскрыть значение российских и международных правовых документов
Кл.час. Права, свобода и обязанности гражданина..docx

Классный час                                                                                                  «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»

Цель: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека, раскрыть значение российских и международных правовых документов.                   Задачи:                                                                                                                                способствовать формированию интереса учащихся к нравственно-правовым вопросам; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других; воспитывать чувство ответственности за свои поступки и уважение к закону.                                                                  Основные понятия: Всеобщая Декларация прав человека, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка.                                                          Оборудование: компьютер, проектор.    

План

1.Беседа с учащимися по вопросам.

2.Что такое права человека?

3. Всеобщая Декларация прав человека.

4.Права и свободы человека и гражданина РФ.

5. Юридические гарантии и система защиты прав человека.                                                                     6. Конституция РФ.  

7. Конвенция о правах ребёнка.

8.Обязанности гражданина РФ.

9. Заключение.

Ход

1.Беседа с учащимися по вопросам:

- Всегда ли люди были равны?

- Что такое дискриминация личности?

- Должны ли люди быть равны в своих правах и почему?

- Что значит правовое государство?

- В чём заключается высшая ценность государства?

- Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы?

- В чём заключается высшая ценность, определённая Конституцией для государства?

У.: Подводим мини-итог: Государство обязуется обеспечивать единство         законов. Конституция – это закон, который имеет высокую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.                                            У вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

У.: Посмотрите на тему классного часа «Права и свободы человека и гражданина». Вы уже знаете, как высоко подняла статус человека Конституция РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2). Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам. Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счёте отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.

2.Что такое права человека? Если вы помните, при определении понятия «право» ключевым является слово «норма» («право – это совокупность норм, установленных…»). Когда речь заходит о правах человека, также имеются в виду некие законодательно закреплённые нормы. Но какие и в чём их особенность?                                                            Можно ответить очень коротко: эти нормы выражают меру свободы человека. Или несколько шире: эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни. Такие нормы объективно необходимы каждому человеку для нормального развития личности, полноценного участия в общественной жизни.                                                     Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человекаОн закреплён в целом ряде международно-правовых документов (о них – разговор впереди) и конституциях правовых государств.                                                                   Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др. Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.                                                                                    

Ученик: Права человека носят всеобщий характер – они основаны на принципе равноправия, т. е. равного объёма прав для каждого человека. Это значит, что мера свободы одинакова для всех и ни у кого нет никаких привилегий в сфере права. Ни один человек в силу его субъективных особенностей – расы, национальности, веры, языка, пола, социального положения – не может быть ущемлён в правах.

3. У.: Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей (общим собранием) Организации Объединённых Наций 10 декабря 1948 г. Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства, каждый человек и каждый орган власти должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к её выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее (слайд 1).

4. Права и свободы человека и гражданина РФ.                                                            У.: Эти высшие ценности демократического правового государства закреплены в главе 2 Конституции РФ. Причём каталог прав, изложенный в этой главе, отвечает самым высоким требованиям (как говорят, стандартам) международных документов по правам человека, в первую очередь рекомендациям Всеобщей декларации прав человека. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2.Прежде всего подчеркнём, что единая система прав, закреплённая в нашей Конституции, охватывает все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Каталог прав человека, соответствующий этим сферам, закреплён в статьях Конституции: гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54; политические права и свободы – в статьях 29-33; социальные и экономические – в статьях 36-42; культурные – в статьях 43-44 (см. схему на слайде 2).

5. Юридические гарантии и система защиты прав человека. Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?

У.: На этот вопрос Конституция даёт прямой ответ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45). Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймёте главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами. Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определённая система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.

Ученик: Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту. Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»). Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача – способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека. И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система. Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворён решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтёт необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты (слайд 3).

Ситуация (внимание на экран). В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провёл в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?

И всё-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.

6. Конституция РФ (слайд 4).

У.: - Какие виды прав вы знаете?

На слайде определения видов прав:

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.  

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

У.: Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
 первую      очередь?
                                                                                                           Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и
неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив
частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?).
          Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы
понимаете равенство прав и обязанностей?

Ученик: Делаем вывод. В Конституции Российской Федерации конституционному статусу   целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.   На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни.

Ученик: На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.          

Ученик: Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство).                                                                             Ученик: И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).         

У.: Надеюсь, вы уже осознали, что все виды прав одинаково важны. И только в своей совокупности они открывают человеку свободу выбора, возможности полноценной, разносторонней деятельности во всех сферах общественной жизни.

7. Права ребёнка (слайд 5).                                                                                 У.: Ребёнок располагает ровно тем же объёмом прав и свобод, что и взрослый. И всё-таки между ними есть различия, причём в пользу ребёнка. И это понятно: ведь каждый ребёнок «ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специфической охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту». Так было записано в Декларации прав ребёнка, принятой ООН в 1959 г. Можно считать, что этот короткий документ (всего 10 статей – принципов) открыл «эпоху прав ребёнка».

Ученик: Первый его принцип гласит, что «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства…».  Однако данная Декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребёнка. Её немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.

Задание: ознакомьтесь с Конвенцией о правах ребёнка (слайд 6). Учащиеся знакомятся с информацией и отвечают на вопросы учителя.

- В каком году вышел данный документ? (1989 г.)

- Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребёнка и обязанности государств-участниц).                                                                                    Скажите, пожалуйста, объем прав зависит от возраста?

Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:

1.     закрепить правовой статус ребёнка путём введения международного каталога его прав;

2.     закрепить обязанности государств-участников.

У.: Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребёнком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.  Далее излагался каталог прав ребёнка. На первое место, конечно же, поставлено право ребёнка на жизнь (ст. 6) и на всё то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.                         Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребёнка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребёнка.                                                                      Наша страна одной из первых подписала Конвенцию о правах ребёнка. В связи с этим в отечественное законодательство (семейное, гражданское, трудовое, уголовное право) вносятся изменения, учитывающие права ребёнка. В частности, в Семейный кодекс РФ включена специальная глава – «Права несовершеннолетних детей» (гл. 11).

8. Обязанности гражданина РФ. 

    У.: Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнём, что каталог основных обязанностей закреплён в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Ученик: Он включает следующие обязанности (слайд 7):

·         соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);

·         обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);

·         заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);

·         платить налоги и сборы (ст. 57);

·         сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

·         защищать Отечество (ст. 59).

Ученик: Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить своё Отечество.

9. Заключение.

1. О каких документах мы сегодня говорили на классном часе?

2.  Что является основой этих документов?  

3.  Может ли человек защищать свои права? 

4.  Есть ли у человека обязанности и какие?                                 

Закончите предложения:

1.     Сегодня я узнал…

2.     Было интересно…

3.     Было трудно…

4.     Я научился…

5.     Я смог…

6.     Меня удивило…

7.     Мне захотелось…

 

 

 

 

 


 

Классный час «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»

Классный час «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»

У .: Посмотрите на тему классного часа «Права и свободы человека и гражданина»

У .: Посмотрите на тему классного часа «Права и свободы человека и гражданина»

Ни один человек в силу его субъективных особенностей – расы, национальности, веры, языка, пола, социального положения – не может быть ущемлён в правах

Ни один человек в силу его субъективных особенностей – расы, национальности, веры, языка, пола, социального положения – не может быть ущемлён в правах

Ученик: Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является

Ученик: Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности

Ученик: И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и…

Ученик: И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и…

У .: Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребёнком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста

У .: Согласно первой цели, Конвенция прежде всего обозначила возрастные границы детства: ребёнком является каждое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста

Есть ли у человека обязанности и какие?

Есть ли у человека обязанности и какие?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022