Конспект внеклассного мероприятия «От поступка до преступления».
Цель: Дать воспитанникам представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них.
Задачи:
· Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом;
· Подвести детей к выводу о том, как можно избежать преступлений,
· Развивать умение высказывать своё мнение.
· Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
· Обсудить проблемы преступности несовершеннолетних;
Ход мероприятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, как вы уже знаете в нашей школе, проходит месячник правовых знаний и мне бы хотелось с вами сегодня провести беседу, которая называется «От проступка до преступления». Для начала, мне бы хотелось обговорить правила поведения во время сегодняшней беседы: если кто-то говорит, то остальные слушают, не кричат, мы сегодня будем работать в группах, определитесь сразу, кто от какой группы будет отвечать. Уважать мнение других.
Так как наша тема сегодняшней беседы от «проступка до притупления», мы с вами должны разобрать все по порядку.
Проступок – это такое нарушение, которое не может рассматриваться как преступление или правонарушение (нарушение правил поведения, вызывающее поведение). Приведите свой пример проступка (ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте; не поздоровался с учителем, директором, работником школы).
Сформулируйте определение правонарушения. (ответы детей).
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 летнего возраста.
Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?
(ответы детей: родители).
Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?
(ответы детей: штраф; подростка могут поставить на учет в полицию).
Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в полицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму? (ответы детей: нет, в тюрьму сажают за преступление).
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
С какого возраста наступает уголовная ответственность? (ответы детей: с 14 лет).
За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с 14 лет. Какое наказание ждет подростков, достигших 14 летнего возраста за перечисленные преступления? (ответы детей: их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа).
Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.
Давайте сейчас на конкретных примерах попытаемся разобраться, что такое проступок, и преступление.
Ситуация№1
Ваш одноклассник каждое утро уходит в школу, но уроки не посещает. Гуляет на территории школы, заводит новых друзей, катается на велосипеде и т.д.
Как можно расценить действия ученика?(проступок)
Но ведь прогуливать уроки нельзя, значит, ученик что-то нарушил.
Что же? (Устав школы, то есть правила, положения, установленные для данного учебного учреждения)
Ситуация№2
Старшеклассники поджидают детей из начальных классов за углом, отбирают у них деньги, угрожают, предупреждают, чтобы они никому не проговорились, а то им не поздоровится. Администрация школы узнав об этом ,требует привлечь их к уголовной ответственности.
Как можно классифицировать действия старшеклассников? (преступление)
Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ (ст. 163 УК РФ); Для подростков это 88 статья.
Подростки отвечают перед законом с четырнадцатилетнего возраста; максимальный срок тюрьмы – шесть лет, может быть оштрафован, если имеет свой доход или имущество; если младше четырнадцати лет, отвечать придётся его родителям/опек
Ситуация№3
Пятнадцатилетний Иванов в автобусе № 16, возвращался со дня рождения, немного выпивший. Из его смартфона шёл очень громкий звук. На замечания пассажиров реагировал очень грубо, оскорблял их нецензурной бранью.
Как вы считаете, как квалифицировать действия Иванова?(правонарушение)
Ситуация№4
Трое подростков в городском парке полностью оборвали цветы на клумбе и кидались ими. За что были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ближайшее отделение.
Как вы считаете, что совершили подростки? (правонарушение)
Игра «Правда – не правда».
Предлагаю вам поиграть в игру «Правда – не правда». Я зачитываю ситуацию по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, то начинаете хлопать, если нет – топаете. Всем понятны правила?
1 ситуация.
Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.
(дети поднимают карточки).
Объясните, почему это проступок?
(мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок)
Есть ли у девочек выбор?
(они должны уйти или попробовать поговорить с ребятами)
Что они могут им сказать?
(например: что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут)
А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?
(тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт)
Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся? И если должны, то кому?
(да, родителям, старшим братьям, полиции).
2 ситуация.
Девушка одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны телефон и сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?
(дети поднимают карточки)
Почему вы не согласны со мной? Что же это, по-вашему?
(это преступление)
Назовите, какое именно преступление.
(кража; грабеж)
Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?
(это грабеж – открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества)
Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?
должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию)
Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?
(да, ей не нужно было идти одной в позднее время)
Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводили домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.
3 ситуация.
Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», - сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из школы», - ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?
(дети поднимают карточки)
Я вижу, что многие из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?
(преступление)
Какое именно?
(Кража – тайное хищение чужого имущества.)
Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому?
(конечно, должна рассказать педагогам, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию).
Как бы вы поступили в такой ситуации?
(рассказал бы родителям, педагогу, сказала, чтобы вернули украденные деньги).
В завершении нашего разговора, предлагаю вашему вниманию ролик, на котором вы увидите и услышите информацию о которой мы сегодня разговаривали, а возможно и что-то новое.
Ролик
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.