Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка. 7-й класс
Цель урока: Сформировать у учащихся навыки работы с различными источниками информации.
Задачи:
1. формировать умение извлекать необходимую информацию из исторического источника;
2. учить логически излагать свои мысли, делать выводы на примере работы с документом;
3. дать характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
4. ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедиасистема.
УМК: учебник обществознания А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро.
«Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь
Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка. 7й класс
Цель урока: Сформировать у учащихся навыки работы с различными источниками информации.
Задачи:
1. формировать умение извлекать необходимую информацию из исторического источника;
2. учить логически излагать свои мысли, делать выводы на примере работы с документом;
3. дать характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
4. ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: мультимедиасистема.
УМК: учебник обществознания А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.
Ход урока
I. Организационный момент.
Доброе утро.
«Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и
остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356г. до н.э. Герострат поджег
красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым
известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Ктото
оставляет менее заметные следы, а ктото надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что
каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием
обществознания, тем самым оставить как можно больше следов. А теперь улыбнулись друг другу, и
мысленно пожелали успехов и себе и своим товарищам.
Прежде чем преступить к изучению нового материала, мы с вами повторим домашнее задание.
II. Повторение ранее изученного:
На прошлом уроке мы с вами узнали, что взаимоотношения гражданина и государства определены
Конституцией. Дети и подростки до достижения совершеннолетия не имеют полного статуса
гражданства и не обладают правом голосовать и избираться в государственные органы управления. Во
всем остальном, они в полной мере пользуются предоставленными им правами и выполняют
конституционные обязанности. Права человека охраняются и закреплены в ряде международных
документов.
Сейчас приступаем к выполнению заданий:
1. Заполните пропуски в схеме (Слайд 2)
2. Установите соответствие: (1В3, 2А1, 3Б2) (Слайд 3)
3. Соотнесите виды прав человека и их проявление: (Слайд 4)
ГРАЖДАНСКИЕ …имеет право на жизнь (ст.20)
ПОЛИТИЧЕСКИЕ …имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации…(ст.32)
КУЛЬТУРНЫЕ …имеет право на участие в культурной жизни и пользование
учреждениями культуры…(ст.44) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ …право частной собственности охраняется законом (ст.35)
СОЦИАЛЬНЫЕ …имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…(ст.41)
III. Изучение нового материала:
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Итак, на предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы
говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет,
формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.
Почему? Как вы думаете?
А теперь подумайте, какая у нас будет сегодня тема урока?
А кто знает, с каким документом мы будем работать?
Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока: "Правовой статус
несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка" (Слайд 5)
Цель нашего урока: Научиться работать с различными источниками информации, применять знания на
практике. (Слайд 6)
Мы должны с вами сегодня:
познакомиться с Конвенцией о правах человека;
выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать
самостоятельные выводы
2. История принятия Конвенции о правах ребенка. (Слайд 7)
Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это
было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть
максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей
ООН была принята Декларация о правах ребенка. В ней утверждалось, что некоторые права человека
имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании,
поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле
защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но
только призывом…
Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 гг. шла работа
над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно
принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.
Ребята, а вам знакомо понятие ратификация?
Ратификация — процесс придания юридической силы документу (например, договору).
Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из
способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием,
утверждением, принятием.
А что же такое конвенция?
Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.
Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного
права.
3. Изучение Конвенции о правах человека.У вас на парте лежат выдержки из конвенции о правах ребенка, скажите из каких частей она состоит?
Конвенция о правах ребенка состоит из:
Преамбулы (вступительная статья к документу)
Часть I (собственно статьи)
Часть II
Часть III (специальные статьи для стран участниц Конвенции).
Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком?
Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?
Работа с текстом Конвенции. Данные заносим в таблицу. (Слайд 8) (Приложение 2)
Итак, мы с вами выяснили что, согласно Конвенции, ребенком признается «каждое человеческое
существо до достижения 18летнего возраста». Следовательно, современный подросток с позиций
международного права может рассматриваться как ребенок. Он является человеком и юным
гражданином своего государства. Это значит, что основные права человека (взрослого) должны
принадлежать ребенку, но в разном объеме и в разной степени (Слайд 9, 10,11).
А сейчас давайте поможем литературным героям которые попали в трудные ситуации. Перед вами
задача ее нужно решить, опираясь на статьи конвенции о правах ребенка.
IV. Закрепление изученного на уроке:
Литературноправовая викторина.
1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в
играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была нарушена, если бы подобное проходило в
наши дни? (Слайд 12)
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных
мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и
заниматься искусством)
2.Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?
(Слайд 13)
(Согласно Конвенции, Ребенком является каждое Человеческое существо до достижения 18летнего
возраста. Ст.1)
3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные
мальчику. Какую статью конвенции он нарушает? (Слайд 14)
(Ст.16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного
вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность
жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию”)
4. Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое
царство. Какое право нарушено? (Слайд 15)
(Ст11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и
невозвращением детей изза границы. Здесь нарушается ст. и 16, выдержка из которой цитировалась
ранее)
1. Познакомьтесь с сокращенным перечнем прав ребенка (по Конвенции о правах ребенка)
Право на равенство ст.2. Право иметь семью ст.5.
Право на получение информации ст. 13.
Право на свободу мнения ст.14.
Право на защиту от всех форм насилия ст.19.
Право на образование ст.28.
Право на отдых и досуг ст.31.
Право не принимать участие в военных конфликтах ст38.
2. Рассмотрите схематические рисунки, изображающие права ребенка (Приложение 3)
3. Соотнесите права ребенка с подходящими изображениями.
Результаты занесите в таблицу.
1
2
3
4
5
6
7
8
Вывод: таким образом, подводя итог нашему уроку, мы можем сделать вывод: что подросток
является гражданином своего государства, обладает неотъемлемыми правами, закрепленными за ним
Конституцией государства и международными правовыми актами. В нашей стране международная
Конвенция о правах ребенка закреплена в гражданском, семейном и трудовом законодательстве.
V. Домашнее задание (Слайд 16)
Ребята обычно оценки за урок ставлю вам я, сегодня попробуйте сами оценить свою деятельность
(листы самооценки).
И в заключение хотела бы привести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о
правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!»
(Слайд 17)