Вопросы обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в Российской Федерации весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семей и детей. Именно семья является продолжателем нашего общества, то есть состояние здоровья членов семьи оказывает влияние на здоровье ребенка, соответственно, в дальнейшем на взрослого человека, который должен воспитать своего дитя и так далее. Главным образом это отражает Конституция Российской Федерации.
. Правовые основы работы социальных служб
Вопросы обеспечения социальной работы и современной системы социального
обслуживания в Российской Федерации весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся
правового обеспечения организационноуправленческой деятельности в области
социального обслуживания семей и детей. Именно семья является продолжателем нашего
общества, то есть состояние здоровья членов семьи оказывает влияние на здоровье ребенка,
соответственно, в дальнейшем на взрослого человека, который должен воспитать своего
дитя и так далее. Главным образом это отражает Конституция Российской Федерации.
В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы и
развития системы социальных служб. В дальнейшем государственноправовое обеспечение
социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.
К таким относятся: Постановления Совета Министров РСФСР1, Указы Президента
Российской Федерации2, а затем принятые в 1995 году федеральные законы «Об основах
социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» устанавливающие основные
законодательные нормы социального обслуживания и способствующие развитию
социальной работы. К 1997 году правовая база социальной работы начинает формироваться
и систематизироваться. В 1997 году вышли «Сборник нормативных актов по вопросам
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных
учреждений»1 и «Правовое обеспечение организаций и функционирования системы
социального обслуживания семьи и детей»2.
«Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и
деятельности социальных служб формируются в русле основных направлений
государственной политики по улучшению положения семьи, детей и других категорий
1
Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы
социальной помощи семье в РСФСР» //Семейная политика в РСФСР. М.: Комитет по делам семьи и
демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991.
2 Указы Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации
об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90е годы» (1 июня 1992г. № 543) //Собрание
законодательства. М., №26. 1992.
1 Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов в нестационарных учреждениях. Часть I, II. М.: Минтруд России, ЦБНТИ, 1997.
2 Топчий Л.В. Правовое обеспечения организаций и функционирования системы социального обслуживания
семьи и детей. М., 1997.населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в
их диалектическом единстве»3.
Так что же понимается под социальным обслуживанием?
В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как
«предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей,
необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не
могут сами о себе позаботиться»4
В Федеральном Законе «Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание
представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказание
социальнобытовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и
реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»1. Важную роль
играют статьи закона, в которых раскрываются основное содержание видов социального
обслуживания – материальной помощи, социальное обслуживание на дому, социальное
обслуживание в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта,
организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания,
консультативная помощь, социальный патронаж граждан и другое.
Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Не редко в
этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в «Законе о
социальном обслуживании» (1982) под социальным обслуживанием понимается
«совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных
пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной
обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества»2.
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях
современной России становиться реальной и ощутимой по мере организации и развития
сети, территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов
3 Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской
Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) //Сборник нормативных актов. М.:
Синергия, 1996.
4 Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994. С. 113.
1 Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10
декабря 1995 года № 195ФЗ //Собрание законодательства. М., 1995. № 49.
2 Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживания населения. М.: Минсоцзащиты России,
1994. С. 10.профессиональных работников и других специалистов области социальной работы,
социальной педагогики и практической психологии.
Социальные службы не зависимо от организационноправовой формы оказывают
социальное обслуживание бесплатно или за определенную плату (ст. 15,16 Федерального
Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).
Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, закрепленном ст.18
этого же закона и определенном Правительством Российской Федерации. Финансирование
государственных и муниципальных учреждений производиться за счет соответствующих
бюджетов, а частные и иные учреждения социального обслуживания – из источников,
предусмотренных их учредительными документами.
Целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание населения как
система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на
определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих,
как: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального
обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные обоснованные действия
всех учреждений, направленных на поддержку различных слоев населения; форма
организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный
способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных
материально
общими целями, задачами, функциями; финансовоэкономическое и
техническое обеспечения деятельности учреждений, оказывающие социальные услуги
населению; многоуровневое научнометодическое и кадровое обеспечение деятельности
территориальных социальных служб; степень сформированности нормативноправового
поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и
гарантирующего необходимый статус работников этих служб; соотношения усилий,
направленных на становление социальных служб, и получение результатов социального
обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов
социальных служб, эффективности социальных услуг.
Все вышеизложенное говорит о достаточности федеральной правовой базы,
являющейся единой для всех регионов Российской Федерации.
Рассмотрим эту систему в Республике Коми и начнем с Конституции Республики
Коми. В ней, как и в Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы
и развития системы социальных служб применимой только на территории Республики
Коми.Республиканские законы расширяют действие федеральной законодательной базы, а
ряд законов, существующих на уровне федерации, как единое, в Республике Коми
разработаны и приняты как самостоятельные, а именно: Федеральный Закон «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» разделен на два Закона
Республики Коми «О социальном обслуживании лиц преклонного возраста» и «О
социальном обслуживании инвалидов».
На территории Республики Коми действуют Указы Главы Республики Коми и
региональные программы, такие как «Государственная программа обеспечения занятости
населения в Республики Коми», «Государственная программа адресной социальной
помощи населению в Республики Коми», «Программа социальной поддержки инвалидов» и
др.
С 1999г. действует принятая Государственным Советом Республики Коми
«Концепция государственной социальной политики Республики Коми на 1999 – 2001
годы».
Концепция должна обеспечить согласованную деятельность органов законодательной
и исполнительной власти республики, направленную на смягчение последствий системного
кризиса, создание предпосылок для экономического роста и гарантий всех граждан
республики. Для достижения этой концепции перед государственной политикой
Республики Коми стоит главная цель – повышение уровня жизни и обеспечение
государственных социальных гарантий населению в основных сферах жизнедеятельности.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что как на уровне
Российской Федерации, так и на уровне Республики Коми имеется достаточная
законодательная база, обеспечивающая правовые основы деятельности социальных служб.
1 Концепция государственной социальной политики на 19992001 годы/Комитет Государственного Совета РК
по социальной политике. Сыктывкар, 1999. С. 40.