Правовые основы работы социальных служб

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вопросы обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в Российской Федерации весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семей и детей. Именно семья является продолжателем нашего общества, то есть состояние здоровья членов семьи оказывает влияние на здоровье ребенка, соответственно, в дальнейшем на взрослого человека, который должен воспитать своего дитя и так далее. Главным образом это отражает Конституция Российской Федерации.
Иконка файла материала Правовые основы работы социальных служб.doc
. Правовые основы работы социальных служб Вопросы   обеспечения   социальной   работы   и   современной   системы   социального обслуживания в Российской Федерации весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового   обеспечения   организационно­управленческой   деятельности   в   области социального обслуживания семей и детей. Именно семья является продолжателем нашего общества, то есть состояние здоровья членов семьи оказывает влияние на здоровье ребенка, соответственно, в дальнейшем на взрослого человека, который должен воспитать своего дитя и так далее. Главным образом это отражает Конституция Российской Федерации. В   ст.   7   Конституции   Российской   Федерации   заложены   основы   правовой   базы   и развития системы социальных служб. В дальнейшем государственно­правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах. К таким относятся: Постановления Совета Министров РСФСР1, Указы Президента Российской Федерации2, а затем принятые в 1995 году федеральные законы «Об основах социального   обслуживания   населения   в   Российской   Федерации»   и   «О   социальном обслуживании   граждан   пожилого   возраста   и   инвалидов»   устанавливающие   основные законодательные   нормы   социального   обслуживания   и   способствующие   развитию социальной работы. К 1997 году правовая база социальной работы начинает формироваться и систематизироваться.  В 1997 году вышли «Сборник нормативных актов по вопросам социального   обслуживания   граждан   пожилого   возраста   и   инвалидов   в   нестационарных учреждений»1  и   «Правовое   обеспечение   организаций   и   функционирования   системы социального обслуживания семьи и детей»2. «Правовое   поле   системы   социальной   работы,   социального   обслуживания   и деятельности   социальных   служб   формируются   в   русле   основных   направлений государственной   политики   по   улучшению   положения   семьи,   детей   и   других   категорий 1  Постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по созданию государственной системы  социальной помощи семье в РСФСР» //Семейная политика в РСФСР. М.: Комитет по делам семьи и  демографической политике при Совете Министров РСФСР, 1991. 2 Указы Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации  об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90­е годы» (1 июня 1992г. № 543) //Собрание  законодательства. М., №26. 1992. 1 Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и  инвалидов в нестационарных учреждениях. Часть I, II. М.: Минтруд России, ЦБНТИ, 1997. 2 Топчий Л.В. Правовое обеспечения организаций и функционирования системы социального обслуживания  семьи и детей. М., 1997.населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве»3. Так что же понимается под социальным обслуживанием? В «Словаре социальной работы» Р. Баркера социальное обслуживание трактуется как «предоставление   конкретных   социальных   услуг   для   удовлетворения   потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться»4 В   Федеральном   Законе   «Об   основах   социального   обслуживания     населения   в Российской   Федерации»   в   ст.   1   подчеркивается,   что   «социальное   обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказание социально­бытовых услуг и материальной  помощи, проведение социальной  адаптации  и реабилитации   граждан,   находящихся   в   трудной   жизненной   ситуации»1.   Важную   роль играют статьи закона, в которых раскрываются основное содержание видов социального обслуживания   –   материальной   помощи,   социальное   обслуживание   на   дому,   социальное обслуживание   в   стационарных   учреждениях,   предоставления   временного   приюта, организации   дневного   пребывания   в   учреждениях   социального   обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и другое.  Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково. Не редко в этот термин вкладывается различное содержание.  Например, в Финляндии в «Законе о социальном   обслуживании»   (1982)   под   социальным   обслуживанием   понимается «совокупность  социальных  услуг,   поддержки  средствами   к  существованию,  социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества»2.  Возможность   осуществления   социального   обслуживания   населения   в   условиях современной России становиться реальной и ощутимой по мере организации и развития сети,   территориальных   социальных   служб   и   быстрого   формирования   отрядов 3 Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) //Сборник нормативных актов. М.:  Синергия, 1996. 4 Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994. С. 113. 1 Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10  декабря 1995 года № 195­ФЗ //Собрание законодательства. М., 1995. № 49. 2 Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживания населения. М.: Минсоцзащиты России,  1994. С. 10.профессиональных   работников   и   других   специалистов   области   социальной   работы, социальной педагогики и практической психологии. Социальные   службы   не   зависимо   от   организационно­правовой   формы   оказывают социальное обслуживание бесплатно или за определенную плату (ст. 15,16 Федерального Закона   «Об   основах   социального   обслуживания   населения   в   Российской   Федерации»). Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, закрепленном ст.18 этого же закона и определенном Правительством Российской Федерации. Финансирование государственных и муниципальных учреждений производиться за счет соответствующих бюджетов,   а   частные   и   иные   учреждения   социального   обслуживания   –   из   источников, предусмотренных их учредительными документами. Целесообразно   исходить   из   того,   что   социальное   обслуживание   населения   как система   характеризуется   не   просто   суммой   учреждений   с   динамикой   их   развития   на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как:   определенный   порядок   взаимодействия   органов   и   учреждений   социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные обоснованные действия всех   учреждений,   направленных   на   поддержку   различных   слоев   населения;   форма организационной   деятельности   учреждений   социального   обслуживания,   определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных   материально­ общими   целями,   задачами,   функциями;   финансово­экономическое   и   техническое   обеспечения   деятельности   учреждений,   оказывающие   социальные   услуги населению;   многоуровневое   научно­методическое   и   кадровое   обеспечение   деятельности территориальных   социальных   служб;   степень   сформированности   нормативно­правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего   необходимый   статус   работников   этих   служб;   соотношения   усилий, направленных   на  становление   социальных   служб,   и   получение   результатов   социального обслуживания,   выражающихся,   прежде   всего   в   степени   удовлетворенности   клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.  Все   вышеизложенное   говорит   о   достаточности   федеральной   правовой   базы, являющейся единой для всех регионов Российской Федерации. Рассмотрим эту систему в Республике Коми и начнем с Конституции Республики Коми. В ней, как и в Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы и   развития   системы   социальных   служб   применимой   только   на   территории   Республики Коми.Республиканские законы расширяют действие федеральной законодательной базы, а ряд   законов,   существующих   на   уровне   федерации,   как   единое,   в   Республике   Коми разработаны и приняты как самостоятельные, а именно: Федеральный Закон «О социальном обслуживании   граждан   пожилого   возраста   и   инвалидов»   разделен   на   два   Закона Республики   Коми   «О   социальном   обслуживании   лиц   преклонного   возраста»   и   «О социальном обслуживании инвалидов». На   территории   Республики   Коми   действуют   Указы   Главы   Республики   Коми   и региональные программы, такие как «Государственная программа обеспечения занятости населения   в   Республики   Коми»,   «Государственная   программа   адресной   социальной помощи населению в Республики Коми», «Программа социальной поддержки инвалидов» и др. С   1999г.   действует   принятая   Государственным   Советом   Республики   Коми «Концепция   государственной   социальной   политики   Республики   Коми   на   1999   –   2001 годы». Концепция должна обеспечить согласованную деятельность органов законодательной и исполнительной власти республики, направленную на смягчение последствий системного кризиса,   создание   предпосылок   для   экономического   роста   и   гарантий   всех   граждан республики.   Для   достижения   этой   концепции   перед   государственной   политикой Республики   Коми   стоит   главная   цель   –   повышение   уровня   жизни   и   обеспечение государственных социальных гарантий населению в основных сферах жизнедеятельности.  Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что как на уровне  Российской Федерации, так и на уровне Республики Коми имеется достаточная  законодательная база, обеспечивающая правовые основы деятельности социальных служб. 1 Концепция государственной социальной политики на 1999­2001 годы/Комитет Государственного Совета РК  по социальной политике. Сыктывкар, 1999. С. 40.