Цель праздника :
- закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;
- совершенствовать положительные эмоции при чтении, выборе книг; 
- формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;
- пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно.Праздник "Прощание с азбукой"(1 класс)
            
        
        
        
                    
                
                    Прощание с азбукой
Уважаемые родители, ваши дети закончили свою первую учебную книгу  
«Азбуку».
Мы поздравляем вас с этим праздником. И сегодня ученики первых классов 
приготовили для вас небольшой праздник. 
В зал приглашается 1 «а» класс.
Посмотрите все на нас
Замечательный наш класс
Мы танцуем и поём
Дружно в школе мы живём!
В зал приглашается 1 «б» класс.
Этот класс резвиться любит,
На концертах выступать,
Спортом любят заниматься,
Петь, играть и танцевать.
Входят под музыку «Первоклассник у тебя сегодня праздник» минус,
Играпесня «Здравствуйте, девчонки»
Под музыку «пластилиновая ворона» ведущий проводит игру.
вешают буквы на дерево
Здравствуйте, девчонки (ответ девочек «здравствуйте»).
Здравствуйте, мальчишки (ответ мальчиков «здравствуйте»).
А теперь все вместе (все вместе «здравствуйте»).
Очень хорошо!
Топнем каблуками (топают),
И мальчишки с нами (еще громче топают),
А теперь все вместе (все топают).
Очень хорошо!
Хлопнули в ладоши (хлопают),
И девчонки тоже (еще громче хлопают),
А теперь все вместе (все хлопают).
Очень хорошо!
Учитель1а
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
 Писать и считать вы уже научилисьИ первые книги свои прочитали.
 Учитель1б
А верным помощником в этом вам стала
 Первая главная книжка.
 И первые буквы она показала
 Девчонкам своим и мальчишкам.
 Учитель1б
Буквы потом сложились в слова,
 Слова  в предложения и фразы.
 Огромный и красочный мир тогда
 Открылся, ребята, вам сразу.
 Учитель1б
 Вы прочитаете хороших книг немало,
 Пускай года пройдут и многомного дней,
 Вам Азбука хорошим другом стала,
 Мы этот праздник посвящаем ей!
 
Сценка «Азбука»
 
Незнайка (авоська, жуёт пирожок, садится, поёт) «Я на солнышке лежу»
Я учиться не хочу,
На Луну я полечу.
Не нужны мне знания ,
От них одни страдания!
Ненавижу я науку,
Боже мой, какая скука!
Волком хочется завыть,
Не хочу мозги сушить.
 
Двойка1: Ой, привет, дружочек!
 Двойка2: Как мы по тебе соскучились
 Двойка1:Мы целый день тебя искали.
Двойка2: И как только услышали твою прекрасную песенку, прибежали сюда.(Незнайка прячет за спину авоську, продолжает петь, двойки подпевают)
Не люблю писать в тетради,
И чего, скажите, ради
Должен книги я читать,
Если хочется гулять.
Почему же отгадайка
Все зовут меня Незнайка
Потому что те друзья
Ничего не знаю я!
 
Двойка 1: Незнаечка, ты наш миленький.
 
Двойка 2: Незнаечка, ты наш любименький!
 
Двойка 1: Куда ты собрался с таким грузом?
 
Незнайка: На Луну!
 
Двойка 1: Ой! И на чём ты полетишь?
 
Незнайка: На ракете, разумеется.
 
Двойка 2: А у тебя и ракета есть?
 
Незнайка: Разумеется!
 
Двойка 1: И летать ты на ней умеешь?
 
Незнайка: А что тут уметь? Сел и поехал. (Двойки убегают прячутся)
 
Звучит музыка. Появляется Азбука.
 
Азбука: Вот и я, мои друзья,
Рада, рада очень я.
Рада я за вас, ребята,
Что вы научились читать.
 
Незнайка: Здравствуй, Азбука! А что это у тебя в руках?
 
Азбука: Это волшебная книга. Она может научить не только читать, но с 
помощью её можно открыть дверь в страну Знаний, и побывать в любом уголке 
нашей Родины.Незнайка: А можно слетать на Луну?
 
Азбука: Можно. А с кем это ты разговаривал?
 
Незнайка: Со своими подружками, двойками.
 
Азбука: Как, они опять здесь, нельзя их оставлять в нашей школе. Нужно 
немедленно их найти, пока они не натворили беды. Скорее за ними. (убегает).
 
Незнайка: Вот здорово, она забыла свою волшебную книгу. Теперь я точно 
попаду на Луну.
 (Вбегают двойки)
Двойки: Как мы от них удрали. Провели вокруг пальца.
Двойка 1 Мы двойки, мы « неуды»,
И в этом наша суть.
Коль ты попал к нам в неводы,
О знаньях позабудь!
Двойка2  Владеем чудочарами,
Нам помогает лень.
И ходим, ходим парами
По школе целый день!
Двойка1  И если ты не выучил
Того, что задают,
То ты нас очень выручил
И мы уж тут как тут.
Двойка2  Пускай грозят нам карами
Пугают все вокруг,
Но все мы ходим парами,
Нам лодырь – лучший друг.
 
Незнайка: Вот и ходите парами, а мне на Луну пора.
 
Двойки: А мы? Незнаечка, не оставляй нас, мы тебе ещё пригодимся.
 
Незнайка: Так и быть полетим вместе (уходят)
 (Входит АЗБУКА)
Азбука: Странно, как это двойкам удалось ускользнуть?Двойка 1: (с криком) Ой, спасите, ой помогите! Ой, Незнайка чуть не загубил.
 
Двойка 2: Неуч безграмотный, даже взлететь не сумел.
 
Двойка 1: Спасайся, кто может.
 (Входит Незнайка)
Незнайка: (протягивает книгу) Прости меня, пожалуйста, вовсе она не 
волшебная. Я не смог даже завести ракету.
 
Азбука: Чтобы полететь на луну, нужно многому учиться, овладеть разными 
науками и прежде всего научиться читать. И познакомиться  с Пятёрками
 
Пятёрка1
Мы рады подружиться с вами,
Надеюсь, станем мы друзьями.
Пятёрка2
Мы с Азбукой хотим сегодня вам помочь
Прогнать из школы двойки прочь.
Двойка (заходят и усмехается):
Двойка 2 Ты что такое говоришь?
Прогнать нас? Размечтались ишь!
Мы будем в школе вечно жить,
Всегда с ребятами дружить.
Двойка1 (делает шаг к ребятам):
Любой ребёнок двойке рад,
Все двойку получить хотят.
Ведь я не заставляю их учиться,
Всем разрешаю я лениться.
Азбука  (преграждает Двойке дорогу):
Не говори нам ерунду,
Здесь все приучены к труду.
И мы с Пятёркой твёрдо знаем,
Что в нашем классе нет лентяев.
Пятёрка 1(ребятам, очень серьёзно):
Труднее получить пятёрку,
Чем двойку или даже тройку.
Меня получите за знанья,
За труд, за долгие старанья.Азбука :
И вам придётся выбирать,
Что вы хотите получать.
Двойка и Пятёрка (обращаясь к классу):
Ну, что ж, тогда пускай весь класс
Когото выберет из нас!
Двойка1 : Ну вот, опять помешали сделать гадость! Кто звал эту Азбуку  и 
Пятёрки?
Двойка 2:  Вы приглашали их, ребята?
Первоклассники: (хором) Да!
Двойка1 : Да, что же такое делается! Никого мы не нашли себе в помощники в 
вашей школе! 
Двойка 2: Все умные, благоразумные, воспитанные. Уходим мы от вас!
Азбука : И лучше вам не приходить к нам! И все двойки пусть уходят! Правда, 
ребята?
Первоклассники: (хором) Да!
Азбука: Ребята, давайте подарим Незнайке Азбуку, чтобы он научился хорошо 
читать.
Незнайка: Спасибо!
Азбука: Садись Незнайка в зал и посмотри, как наши ребята умеют читать. 
Ученик 1:
Знают взрослые и дети 
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 2:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 3:Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 4:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 5:
  Букв сначала мы не знали.
  Мамы сказки нам читали.
 А теперь читаем сами,
 Подружились сказки с нами.
Ученик 7
 33 родных сестрицы –
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А по всюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят с
С ними подружиться
Исполняют песню Азбука
Азбука учила нас не просто читать, а читать выразительно, читать по ролям, 
разыгрывать сценки. Посмотрите инсценировку 
                        К.Льдова «Господин учитель Жук»
Автор.
Както летом на лужайке
Господин Учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчелы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.Выходят дети в костюмах насекомых и рассаживаются за парты. На доске 
картинки с буквами. Жук показывает на алфавит по очереди.
Шмель. «А» – акула.
Мушка. «Б» – букашка.
Стрекоза. «В» – ворона.
Оса. «Г» – глаза.
Жук.
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!
Пчела. «Д» – дитя.
Мушка. «Е» – единица.
Сверчок. «Ж» – жаркое.
Муравей. «З» – зима.
Жук.
Повторите, не сбиваясь:
«И» – игрушка,
«К» – кума!
Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет слово лень.
Шмель.
«Л» – лисица,
«М» – мартышка.
Мушка.
«Н» – наука,
«О» – олень.
Стрекоза.«П» – петрушка,
«Р» – ромашка.
Оса.
«С» – сверчок,
«Т» – таракан.
Пчела.
«У» – улитка,
«Ф» – фиалка.
Мушка.
«X» – ходили,
«Ц» – цыган.
Автор.
Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз, 
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.
Учитель. Не знаю, выучили ли буквы козявки у Жука, а наши первоклассники 
запомнили все буквы и хотят поблагодарить свою первую книгу 
Ученик 
«Азбука»  первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
Ученик 
Я с этой книжкой в первый раз 
Пришел в свой  самый первый класс, 
Я эту книгу полюбил, 
Я в ней все буквы изучил.
 И как мне радостно сказать:"Умею я теперь читать!"
Ученик 
Книги нам тайны свои посвящают.
Вижу, что мама и папа читают.
Бабушка мне написала письмо,
Знает, что я прочитаю его.
Сценка
Сказка «Как важно уметь читать!»
(на фоне леса сидит старый еж на пне, выбегают 3 зайца, играют в пятнашки)
1 заяц  Запятнал, запятнал
2 заяц Запятнал, запятнал
Ёж  Эй, зайчата, осторожней!
Зайцы (все) Здравствуйте, дедушка еж!
Ёж : Здравствуйте, зайчата! А что вы здесь делаете?
Зайцы Играем.
Ёж :А разве вы не видите плакат, который я написала для вас? Прочтите его. 
(зайцы подходят, пытаются прочесть плакат)
1 заяц  А мы не умеем читать.
2 заяц  Мы не научились.
3 заяц Мы пока только иностранные языки изучаем.
Ёж: А какие же вы иностранные языки изучаете?
1 заяц  Я научился лаять пособачьи: Гав! Гав!
2 заяц  Я научился мяукать покошачьи: Мяу! Мяу!
3 заяц  А я как корова: Мууу! (показывает рога)Ёж : Это очень хорошо. Но всётаки надо научиться читать. Если бы вы умели 
читать, вы бы прочитали (показывает на плакат и читает): «Зайцы, осторожней! 
Здесь ходит лиса».
Зайцы  Ой, ой, лиса (держатся за голову)
Ёж :А вот и она сама. Зайцы, прячьтесь в кусты. (зайцы убегают)
Появляется лиса. (группа детей поёт песенку про лису)
Лиса  Опять, еж, ты свой глупый плакат повесил. Безобразие! А зайцев ты здесь 
не видел? Такие маленькие, глупенькие, хорошенькие.
Ёж:  Нет, не видел.
Лиса   А что это там кусты шевелятся? Не они ли это? Просмотри, еж. Тебе там 
всё видно.
Ёж (смотрит) Да, нет. Это, кажется, собака, а за ней охотник. (раздаётся лай 
собаки)
Лиса(бегает взад вперед) Ой, собака. Ой, охотник. Прощай, еж. Мне некогда. 
(убегает)
Зайцы  (выходят и смеются)
1 заяц  Спасибо тебе, дедушка Еж. Выручил  нас.
Ёж : И вы не растерялись. Вот и оказалось, пригодились вам иностранные 
языки.
1 заяц Конечно, но теперь мы читать начнём.
2 заяц Обязательно начнём.
З заяц  Теперь мы знаем, что учиться читать тоже очень важно.
Ёж: До свидания, зайчата!
Зайцы  До свидания, дедушка Ёж.
(Все артисты кланяются и уходят)
Азбука
Вот что порою, ребята, бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает!
Ученик 6:Как хорошо уметь читать – стих
Физминутка 
Ученик 8
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ученик 9
 Быстро месяцы летели, 
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели,
Как уже звенят капели 
И прочли мы Азбуку.
 
 Ученик 10
 Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
 
 Ученик 11
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я её читаю сам
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
 
Ученик 12
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжкиУченик 13
 Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит. 
 
Ученик 14
 Мы теперь ученики, нам не до гулянья.
На дом задали крючки – первое заданье!
 Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
Вниз ведём, ведем, ведём
Плаавно закругляем!
Но противные крючки с острыми носами
У меня из под руки выползают сами!
 
 Ученик 15
Телевизор не глядим, сказки не читаем,
Три часа сидим, сидим –
Плаавно закругляем!
Вечер. Поздно. Спать идём.
Сразу засыпаем.
И во сне ведём, ведём – плаавно заклугляем.
 
 Ученик 16
 Спасибо, мамочка, тебе,
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
 
Ученик 17
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать! (хором)Частушки
1. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.
Припев: Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
2Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
2. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Припев: 
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
3. Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – 
Эти буквы мы поем!
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!4. Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
5. С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут – 
Уважаю с детства труд!
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
6. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Полюбила вашу книжку
Одним махом “проглочу”
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
7. Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
8. Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
9. Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина!»
В школе треснула стена.
Припев:
Елочкисосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!
Ученик 18
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье
 
Ученик 19
Мы теперь читаем сами, 
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо – 
Расставаться нам пора!
 
Ученик 20
 Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим
 
Ученик 21
До свидания, учебник!
А на следующий годТы других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт
Ученик 22
Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
Ученик 23
Книгу, что знакомит с буквой
Букварем назвали встарь,
В честь славянских "аз" и "буки"
Назван Азбукой Букварь.
Ученик 26
Все мы сегодня говорим
“Спасибо” Азбуке.
От Азбуки на память 
Дарим вам подарки.