"Праздник русского каравая"

  • Мероприятия
  • docx
  • 18.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка классного часа по духовно – нравственному воспитанию Цель праздника: расширить знания обучающихся о традициях и обрядах русского народа через традиционную пищу — хлеб и пироги. Задачи: Воспитывать бережное отношение к главному достоянию человечества – хлебу. Развивать творческие способности обучающихся и интерес к русской культуре.... r> Учить видеть прекрасное и воспринимать мир радостно с любовью.Цель праздника: расширить знания обучающихся о традициях и обрядах русского народа через традиционную пищу — хлеб и пироги.
Иконка файла материала attachment_791551637.docx
Администрация города Магнитогорска Муниципальное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 4» города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110 Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internat http://74203s037.edusite.ru 4 shunin @ mail . ru; Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» «ПРАЗДНИК РУССКОГО КАРАВАЯ» (Методическая разработка праздника по духовно – нравственному воспитанию) Автор – составитель: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, учитель начальной школы МОУ «С(К)ОШИ №4» Г. Магнитогорск, 2014Цель праздника: расширить знания обучающихся о традициях и обрядах русского народа через традиционную пищу — хлеб и пироги. Задачи: Воспитывать бережное отношение к главному достоянию человечества – хлебу. Развивать творческие способности обучающихся и интерес к русской культуре. Учить видеть прекрасное и воспринимать мир радостно с любовью. Участники праздника: дети 7-9 лет (в национальных русских костюмах). Для праздника заранее готовят — стихи, песни, приглашают на праздник своих близких. Предварительная подготовка: знакомство с пословицами, поговорками, подготовка скоморохов (роли у детей-участников), разучивание песен Оформление сцены: сцена украшена самоваром, пирогами, бубликами и другим угощением. Надпись: Не красна изба углами, а красна пирогами! Оборудование: рушник, хлеб-соль, бубны (для игры), бублики-баранки (для угощения) Ход праздника Перед началом праздника звучит русская музыка.Дети и гости размещаются в зале. Выходит ведущая. Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные. Рады видеть всех вас у нас на празднике. Сегодня у нас необычный праздник. Посвящен он главной пище русского народа — хлебу. Давайте вспомним: Какой вы знаете хлеб по названиям? (зерновой, бородинский). Из чего готовится хлеб? (из зерна) А потом что с зерном делают (муку-тесто- хлеб). Какой бывает хлеб? (белый, черный). Почему? какой бывает хлеб по форме? (прямоугольный — кирпич и круглый). Круглый хлеб ещё имеет другое название — каравай. (каравай - это хлеб, только круглый). Ведущая: Правильно! Каравай считался главным хлебом на Руси И дорогих гостей мы встречаем караваем с солью или говорят: хлебом – солью. А каравай помещаем на подносе с вышитым рушником- полотенцем. В зал входят дети, с караваем и песней «Величальная» (вручение пирога ведущей-дети проходят в зал рассаживаются) Ведущая: Каравай — это самый древний хлеб и происходит его название от слова «кара» - круг, круглый хлеб. Наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый годовой цикл - круглый год, вселенная нашим предкам представлялась замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Человек рождается, живёт и умирает, чтобывновь родится. И вот поэтому хлеб – символ жизни – был круглым. Сейчас я вас угощу караваем, для этого надо отломить кусочек и макнуть его в соль. (музыка, угощение хлебом) Ведущая: Без каравая не обходится ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку про каравай, которую вы все прекрасно знаете. И я предлагаю вам поиграть в «Каравай». Музыка. Группа детей водит хоровод и поёт: Как на (имя) именины, испекли мы каравай: вот такой вышины, вот такой ширины. Каравай-каравай, кого хочешь — выбирай! Ведущая: В давние времена, люди, собираясь на праздники устраивали пиры по случаю торжества. И к этому дню пекли особый хлеб- праздничный, Такой праздничный хлеб называли пирог, от слова «пир». По форме пироги были разные: овальные, круглые, треугольные. И начинки в них были разные. Какие начинки у пирогов вы знаете? (В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием.Пекли пироги с мясом, дичью, грибами, крупами, лесными ягодами, с творогом, яблоками, маком, рыбой, со щавелем.Была разнообразная овощная начинка из лука, капусты и моркови) Ведущая: Пироги были очень любимы в народе. Во многих русских сказках они упоминаются. Давайте вспомним их. («Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Колобок») Молодцы! Приглашаю в хоровод про капустку, которую тоже начинкой в пироги клали. Хоровод «Вейся, капустка» и русская народная песня «Семечки» Ведущая: Ребята! К нам на праздник из села Пирогово пришли весёлые скоморохи! Давайте их поприветствуем! Выходят скоморохи, в руках у них связки бубликов и баранок. Ведущая: Здравствуйте, скоморохи! Расскажите, почему ваше село Пирогово называется? 1 скоморох: В деревне Пирогово жили скоморохи 2 скоморох: Ели скоморохи пироги с горохом, 3 скоморох: И с капустой, и с картошкой, и с калиной, и с морошкой. 4 скоморох: Ели - угощались, ели - не стеснялись!(поглаживают себя по животу) Ведущая: А так вы очень пироги любите? Скоморохи (вместе): Да! Любим! Ведущая: А к нам на праздник с чем пожаловали? 1 скоморох: Мы бежали по дорожке, собирали всюду ложки 2 скоморох: Ложки не простые, ложки хохломские 3 скоморох: Вятские, смоленские — ложки деревенские 4 скоморох: Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем Скоморохи (вместе): Ой, жги-говори, заиграли ложкари! Выступление ложкарей. «Перевоз Дуня держала» 1 скоморох: А ещё мы приготовили для вас стихи и загадки о пирогах и изделиях из тестаВедущая: Расскажите, мы с удовольствием послушаем вас. Да, ребята? (Да!) 2 скоморох: Ну, никак я не пойму. Бублик с дыркой почему? (показывает) Ведь на гвоздь его не вешать. Дырка бублику к чему? 3 скоморох: Ну, а не было бы дырки?.. Что сказать?.. Ответ один: Это б был уже не бублик. Это был бы толстый блин. (показывает) Ведущая: Какое интересное стихотворение! Про какие изделия из теста рассказали скоморохи? (бублик и блин) А теперь будем отгадывать загадки. Будьте внимательны: 1. Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины) 2. Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб) 3. Сидит барыня в ложке, свесив ножки (Лапша) 4. И комковато, и ноздревато, и кисло, и ломко, А всех милей. (Хлеб) Ведущая: Молодцы! Спасибо скоморохи, проходите к нам на праздник! Скоморохи (вместе): А это вам угощение (оставляют поднос с баранками и бубликами, проходят в зал). Ведущая: Осень всегда славилась торжествами, потому что собирали богатый урожай и можно было настряпать много пирогов с разными начинками и закатить настоящий пир. А можно было часть урожая продать и купить себе обнову. Давайте и мы с героями песен «Шёл да пошёл» и «Купим тебе, бабушка» прогуляемся на базар. Русские народные потехи «Шёл да пошёл» и «Купим тебе, бабушка» Ведущая: Да, много сказок, загадок, песен, о пироге и хлебе. А знаете ли вы пословицы и поговорки, которые сложил русский народ? (Дети:Знаем!) Проверим: я буду начинать пословицу, а вы её заканчивайте 1. Хлеб да соль и во сне добро. 2. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. 3. Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами. 4. На чужой каравай рот не разевай, А пораньше вставай, да свой затевай. 5. Без золота проживёшь, а без хлеба — нет 6. Не красна изба углами, а красна пирогами! Ведущая: Ребята! Из теста готовили замечательный хлеб, пекли пироги! Вспомните, что ещё можно приготовить? (Бублики, баранки, калачи, пряники, булочки). Ведущая: Слово «бублик» пришло к нам из украинского языка. В родстве с бубликом бубен. Эти слова произошли от одного существительного. А слово «калач» образовано от слова «коло»-колесо. В этот ряд можно поставить слова: колобок, кольцо, кольчуга. Все предметы круглые. Это их объединяет. А мы попробуем выяснить кто из вас самый быстрый. Музыка. Соревнования между двумя командами детей в переноске бубнов на голове. Ведущая: Молодцы! Хорошо, дружно играли! И для вас рнп «Во саду ли в огороде» Ведущая: Мы сегодня с вами говорили о традиционной пище русского народа. Какой? О хлебе, о круглом хлебе, который называется... (каравай) праздничный хлеб, который выпекался по случаю какого-либо торжества назывался … (пирог) от слова ...(пир- пировать, праздновать) пироги были с разными начинками, с какими? с мясом, грибами, крупами, ягодами, с творогом, яблоками, маком, рыбой, со щавелем, луком, капустой, морковью. Какой формы были пироги? (круглые, овальные, треугольные) какие ещё изделия из теста можно приготовить? (бублики, баранки, пряники, калачи, булочки) Ведущая: Предлагаю наш праздник закончить песней про пироги. А для этого давайте выучим слова: Пироги, пироги пышные вкусные Пироги, пироги с мясом, с капустою! Исполнение песни «Пироги» Ведущая: А теперь мы попросим скоморохов раздать угощение! Музыка. Скоморохи угощают всех бубликами, пряниками и баранками. Источники http://yauchitel.ru/load/scenarii/drugie_scenarii/metodicheskaja_razrabotka_p razdnika_ispekli_my_karavaj_dlja_detej_7_9_let/113-1-0-13169 Большакова Э. Н. Сценарии школьных праздников. Издание: Паритет – 1999, с 160 Татьяна Коваленко. Организация школьных праздников. Издательство: АСТ, НКП – 2008 О.А. Плужникова. Любимые праздники нашего класса. Новый год, 8 Марта, День знаний и другие. Издательство: Академия Развития - 2009