Это внеклассное мероприятие проводится в школе с участием учащихся 8-9 классов. Оно способствует расширению кругозора о свойствах воды и его применению, охране водных объектов, значению воды.
Химики 8,9 классов демонстрируют опыты с водой, это интересно для средних и младших классов.
Праздник
«ВОДА»
Подготовила: учитель химии
Тульская О.К.
МКОУ Ударниковская ООШПРОГРАММА ПРАЗДНИКА:
Фильм о воде
Доклад о свойствах воды
Опыты, показывающие свойства воды
Значение воды
Викторина
ДОКЛАД О СВОЙСТВАХ ВОДЫ
ДОКЛАДЧИК: Удивительный вопрос,
Почему я водовоз?
Потому что без воды
не туды и не сюды.
Шла до войны на экранах кинотеатров веселая комедия
«Волга-Волга». И был в ней кадр, когда неунывающий водовоз
распевал, подтягивая ленивых лошадей, эту песенку. Зрители
улыбались, отдельные слова песенки даже стали поговоркой. А
если хотите, в этой песенке скрыт глубочайший подтекст. Вода
для жизни- это свойство номер один.
Попробуем себе представить, как бы выглядела наша планета,
исчезла с нее внезапно вода. Мрачные знающие «глазницы»
морских и океанских впадин , покрытых толстым слоем солей,
некогда растворенных в воде , пересохшие русла рек, навек
замолкнувшие родники , горные породы рассыпались в прах ,
ведь в их состав входило большое количество воды.
Ни кустика ,ни цветочка , ни единого живого существа на
мертвой земле. И безоблачное небо необычного цвета.
Давайте разберемся : что же собой представляет вода?
Прежде всего, вода – самое удивительное химическое
соединение.
Пословицы
Арабская пословица говорит : «Где вода иссякла, там и
страна приходит в упадок»
Туркменская пословица: «Вода дороже алмаза»
Вода кипит в огне , а молодежь на целине.
Не плюй в колодец – пригодиться воды напиться .
Солнце – отец , а вода - мать урока.
Где есть вода. Там и лед может быть. Не бросай в воду камни, чтобы не замутить ее.
Туман лежит на кругах
Опыт: на листе не видимая надпись «H2O», сделанная
щелочью.
Докладчик: Это выше моих сил, то что здесь написано
может прочитать только химик.
Недвижен и глубок,
Где оседает туго
Рождается поток.
Маленькая запись «H2O», а сколько трудов положено
учеными разных стран ради того , чтобы установить состав
воды!
Француз Лавуазье, англичанин Генри Кавендиш, Джюзеф
Пристли, швед Шеели, независимо друг от друга, открыли
состав воды.
Ученик: Водород горит в кислороде, ярко горит лучинка, а
почему тогда вода в стакане не горит.
Докладчик: Не горит вода, потому что она сама
продукт горения, Это доказали ученые, которые
взаимодействием водорода и кислорода получили воду.
Самое обычное вещество, оно в то же время имеет ряд
отклонений от нормы, анамалий.
Рассмотрим физические свойства воды.
Физические свойства воды.
Ученик: Знаешь ли ты, что вода согласна классу веществ, к
которым она относится, должна кипеть при температуре 80
градусов и плавиться при температуре 100 градусов. В
каком состоянии была бы вода на земле, если бы стала
вести нормально?
Ученик: Если бы вода вела себя нормально, то она бы
существовала лишь в виде пара.
Ученик: Вода обладает высокой теплоемкостью. Для
нагревания 1 л воды на 1 градус требуется в 3300 раз
больше тепла, чем для нагревания 1 л воздуха на 1 градус.
Какое значение это имеет для живых организмов,
населяющих воду.
Ученик: Это имеет большое значение для организмов,
населяющих воду, т. к. резкие изменения температуры воды
не будут и это очень хорошо для организма таких животных.
Ученик: Знаешь ли ты, что у воды очень высокая теплота
испарения. Для испарения воды требуется большоеколичество тепла. Какое значение имеет эта аномалия воды
для рек и озер.
Ученик: Это имеет большое значение для рек и озер, так
как они не пересыхают.
Ученик: Вода имеет высокую теплоту плавления. Замерзая,
она выделяет большое количество тепла. 1 л воды,
превращаясь в лед, подогревает на 1 градус 250000 л
воздуха. Какое это имеет значение для жизни на земле?
Ученик: Это хорошо для жизни на Земле, потому что
превращаясь в лед вода, выделяется большое количество
тепла, которое идет на нагревание воздуха и воздухом мы
дышим.
Ученик: Что происходит с водой при ее замерзании?
Ученик: Расширяется.
Ученик: А что было бы, если вода вела себя нормально, то
есть сжималась.
Ученик: Лед не был бы легче воды и опускалась бы на дно,
и водоем замерз бы полностью.
Ученик: Например 1 л воды при 7 градусах весит 1000 г, а
при 0 градус – 916 г, замерзая, вода увеличивает свой объем
на 1/10 часть.
Ученик: Ты говоришь, что вода при замерзании
расширяется, но все ребята , наверное, знают, что от холода
вода также сжимается. До какой температуры?
Ученик: До 4 градусов.
Ученик: Какое это имеет значение для водоемов?
Ученик: Имеет большое значение, т. к. такая вода
опускается на дно водоемов и спасает жизни животных.
Ученик: Знаешь ли ты, что у воды из всех жидкостей, кроме
ртути, самое высокое поверхностное натяжение.
Поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из
молекул. По ней как по паркету бегают насекомые –
водомерки. Силы поверхностного натяжения заставляют
воду подниматься из глубины почвы и питать растения.
Ученик: Знаешь ли ты, что вода самое распространённое
вещество на Земле , и в то же время мы вправе сказать, что
на земле нет чистой воды. Потому что все, что мы называем
водой – растворы тех или иных веществ в воде.
Вода – одно из лучших растворителей. Химические процессы
идут очень быстро, если вещества находятся в растворе.
Докладчик: Не менее удивительные химические
свойства воды.Химические свойства воды
Ученик: Вы уже слышали, что вода довольно слабо
изменяет те вещества, которые растворяет. Но и
растворение – это не просто физический процесс, а физико-
химический.
Опыт: превращение бесцветной, безводной, сернокислой
меди в синий кристаллогидрат.
Ученик: Ряд веществ, попадая в воду, бурно реагирует с
ней.
Опыт: взаимодействие натрия с водой.
Ученик: Вода реагирует со сложными веществами.
Опыт: «Горящий снег» - взаимодействие карбида с водой.
Ученик: Вода тоже действует и как катализатор.
Опыт: Взаимодействие алюминия с йодом, идет и без
катализатора. Сейчас посмотрим как под действием воды
реакция ускоряется.
Ученик: Сейчас мы устроим салют гремучим газом в честь
рождения новой капли воды. В бутылку заполняем ее
объем: 2 объема водорода и 1 объем кислорода. В
присутствии спички происходит взрыв этого гремучего газа
и с этим образуется новое вещество – вода.
Докладчик: Мы заканчиваем вечер тем же, чем и
начали: поговорим о значении воды.
Значение воды
Ученик: Позвольте, я расскажу о значении воды. В 5236
году при переходе через Ливийскую пустыню в страшных
мучениях от жажды погибло 50 тысячное войско шаха
Намбиза. Это войско не мог победить ни один враг.
Ученик: Человек не может прожить без воды и 3 дня. И это
удивительно, это то, что сам состоит на 65 % из воды.
Больше всего воды в мозгу – 81 %, в мышцах – 50 – 75 %, в
костях – 22 – 34 %.
Ученик: В молоке содержится 85 – 90 % воды, а
исследование тарелки супа очень разочаровало бы вас: в ней
на 20 ложек воды приходится 1 ложка питательных
веществ.Ученик: В морской воде растворено много ценных веществ.
Подсчитано, сто в ней находится около 10 млрд тонн золота.
Лауреат Нобелеевской премии Фриц Габер начал получать
золото из морской воды, но каждый грамм золота обошелся
ему в 2 г золота наличными деньгами. А серебра в воде в
500 раз больше, чем золота, только добыть его еще
труднее.
Ученик: А знаете ли Вы о живом мире в капле воды? 200
лет назад голливудский шлифовальщик стекол Левенгук
впервые заглянул в этот мир через увеличительное стекло.
И он поразил его. Это был мир существ, который из века в
век незримо вступил в войну с человечеством, унося млн
жизней (чума, холера, тиф – все эти заболевания
передавались через воду).
Ученик: Да, вода может быть и другом и врагом человека.
Сколько бед приносят наводнения, когда бурные реки
выходят из берегов.
Ученик: Но: человек сказал Днепру:
Я стеной тебя запру
Ты с вершины будешь прыгать
Ты машины будешь двигать.
Докладчик: А в конце нашего вечера проведем
викторину.
Викторина
Почему вода не горит и не горит водород и кислород,
который входит в ее состав?
Почему белье сушат на морозе?
Назовите сооружения и приспособления по использованию
воды?
Назовите устройства по использованию воды для питья?
Какая разница между сырой водой и кипяченой?
Назовите наименования состояния воды, принятые в
метеорологии?
Назовите самую большую русскую реку?
Назовите самый большой водоем на поверхности Земли?
Какие Вам известны водные осадки?