Праздники и календари. Христианство и ислам. (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Оценка 4.6

Праздники и календари. Христианство и ислам. (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Оценка 4.6
docx
11.01.2025
Праздники и календари. Христианство и ислам. (Модуль «Основы мировых религиозных культур»)
Конспект урока по ОРКСЭ Праздники и календари.docx

Конспект урока открытия новых знаний по ОРКСЭ (4 класс)

Разработка данного урока нацелена на освоение на практике исследовательской работы учащимися в группах для продуктивной работы по модулю «Основы мировых религиозных культур».

 

Овладение методикой подготовки такого урока расширяет и углубляет не только знания по теме урока, но и помогает вырабатывать коммуникативные навыки у учащихся, развивать фантазию, логику, выбирать ценностные ориентиры в жизни.

 

 

Дидактические задачи урока:

·        Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира.

·        Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

·        Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока.

·        Создавать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Методическая задача урока:

Создание условий для формирования компетенций через организацию исследовательской работы в группах.

 

Компетентности, формируемые у учащихся:

ü информационная компетентность,

ü коммуникативная компетентность,

ü поликультурная компетентность.

 

Исследовательская работа учащихся:

 

§  На основе текстов-описаний узнать о религиозных праздниках ислама и христианства.

§  Узнать, с какими событиями связаны главные праздники.

§  Выявить  особенности проведения праздников разных религий.

§  Построить высказывание (рассказ) по данному плану и представить религиозный праздник в каждой религиозной культуре.

 

 

 

 

Прогнозируемые результаты:

 

Учащиеся узнают: о главных праздниках разных религий.

Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия в собственной устной и письменной речи.

Учащиеся усовершенствуют умение в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связанного высказывания, работы в группах.

 

 

                      Технологическая карта урока

 

 

Тема: Праздники и календари. Христианство и ислам.

(Модуль «Основы мировых религиозных культур»)

 

Тип: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Систематизация и обобщение знаний о праздниках и календарях в религиях мира; развитие коммуникативных навыков учащихся;

формирование взаимоуважения и бережного отношения к традициям народов мира.

 

 

 

Задачи:

      1.  Познакомить учащихся с основными праздниками в религиях мира.

      2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

  3.Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

      4.Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

       5.Развивать интерес к истории  возникновения религиозных праздников разных религий.

 

 

Планируемые результаты

Предметные:

 

Формирование представлений о религиозных праздниках христианства и ислама,

приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

 

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение определять цель на уроке с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: формировать устойчивый интерес к получению новых знаний, навык работы с информацией, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Коммуникативные УУД: учиться работать в группах, аргументировано высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения других.

 

Личностные:

Развивать умения выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

Ресурсы урока: Учебник «Основы мировых религиозных культур»

 4-5 классы М «Просвещение» 2012 А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, ИКТ(презентация), наглядный материал, таблицы для самостоятельного заполнения, раздаточный материал, словарь Ожегова.

 

 

 

                                                     Ход урока

Содержание деятельности учителя

 

Содержание деятельности обучающихся

                                  Мотивация к деятельности

Организационный момент

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

 

Ребята разделились на две группы (по названиям религий: ислам, христианство),повторили правила работы в группах, распределили обязанности.(технологическая карта №1)

 

                           Актуализация необходимых знаний

1.Проверка усвоения пройденного материала

-Что означает слово «религия» в переводе с латинского языка?

-Составить из слогов слово (надобность)

На                доб                          ность

 

Словарная работа (слайд 2)

Что объединяет слова каждого ряда? Объясните значения слов.

А) Коран, мечеть, Мухаммад, намаз

Б) икона, храм, Библия, Иисус

В) Тора, менора, синагога, Моисей

Г) Типитака, Лама, пагода, Будда

-Найдите изображения (на доске) данных понятий.

 

 

 

i?id=45254834&tov=8i?id=84522990&tov=3

 

Картинка 13 из 68550

 

 

2.Постановка и формулировка учебной проблемы  и темы урока.

На доске темы уроков. Назовите темы, которые мы уже изучили. Какую тему мы еще не изучали?

 

«Хранители предания в религиях мира»

«Россия –наша Родина»

«Священные сооружения»

«Праздники и календари»

«Возникновение религий. Религии мира и их основатели»

«Священные книги религий мира»

-Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Мы все очень любим праздники. С какими словами у вас ассоциируется слово праздник? (слайд 3)

-А кто знает лексическое значение слова праздник?

- Найдите в  словаре Ожегова значение слова «праздник» (слайд 4)

-Праздники бывают разные.  На какие группы можно разделить их? ( на партах лежат листочки с названиями государственных и религиозных праздников)

 

 

Государственные

праздники

 

 

Религиозные праздники

День Победы

 

Рождество

День защитника Отечества

 

Пасха

День конституции

 

Курбан-байрам

День матери

 

Крещение

День народного единства

 

Мавлид

Международный женский день

 

Вознесение

День учителя

 

Ураза-байрам

Новый год

 

Троица

 

-  У каждого народа, в каждой религии есть свои праздники. Сегодня и на следующем уроке мы с вами познакомимся с главными праздниками всех мировых религий. А на данном уроке –праздники ислама и христианства.

 

Дети называют слова, относящиеся к каждой группе: А- ислам, Б- христианство, В-иудаизм,Г-буддизм.Объясняют значения слов:

Типитака- буддийское священное писание, Тора-1часть Библии иудеев, Коран-священная книга мусульман, намаз-ежедневная молитва в исламе,

Лама-буддийский монах, менора - светильник в синагоге, Мечеть-молитвенное здание в исламе, икона- изображение Христа и святых, Синагога- священное сооружение иудеев, Библия – священная книга христиан, храм- священное сооружение христиан, пагода –буддийский храм

 

 

Основатели религий: Иисус-христианство, Моисей-иудаизм, Мухаммад- ислам, Будда – буддизм

 

 

Выбирают изображения данных понятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему урока.

(Праздники и календари)

 

Отвечают на вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы. Формулируют тему урока.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

П- подарок

Р- радость

А- азарт

З- забавы

Д- добро

Н- настроение

И- игра

К- красота

Ищут в Словаре Ожегова значение слова «праздник».

 

«Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.»

- Государственные и религиозные.

Дети на доске прикрепляют название праздников в соответствующие графы.

 

                  Организация познавательной деятельности

 

1.Изучение нового материала. Рассказ учителя. Беседа.

-Назовите   главные праздники христианства.

-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что,  по- вашему мнению, необходимо?

- Существует православный календарь и мусульманский календарь.(слайды 5-6)

 

- Расположим эти праздники в хронологическом порядке:

 

-Назовите главные праздники ислама. Расположим праздники в хронологическом порядке.(слайды 7-8)

 

2.Физминутка для глаз

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!

 

3.Работа в группах

-Сегодня вы побываете в роли исследователей. И сами попробуете найти необходимую информацию в  о религиозных праздниках. Каждая группа  получает текст и плакат, куда вы будете приклеивать все, что узнали о праздниках разных религий. Затем нужно кратко рассказать о праздниках.

 

                План-задание группам.

1)Прочитать текст «Праздники христианства» (1 группа), текст «Праздники ислама» (2 группа)

2) Составить плакат по теме, наклеив картинки и тексты о праздниках.

3)Подготовьте краткий, но интересный рассказ о праздниках, с которыми вы познакомились. (слайды 9-11)

4. Решение проблемы и применение полученных знаний.

-Давайте посмотрим, какую же информацию нашла каждая из групп. (слайды 12-19)

-Какому событию посвящен праздник Рождество?

- Как христиане празднуют его?

-- Как готовятся к Рождеству?

- Что такое пост?

- Как называется пост перед Рождеством?

-- Почему пост - Великий?

-  Что главное во время поста.?

- Чему посвящен  праздник Пасха?

- Как называется неделя перед Пасхой? 

- Какие особенности Пасхального богослужения?

 - Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

- Главный подарок в Пасху, с чем связано?

 

-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?

-Какой праздник является рождением христианской церкви?  (Троица)

-Назовите особенности празднования Троицы.

- Какой  праздник  у  мусульман считается  главным?

-В честь кого он празднуется?

-Как мусульмане готовятся к этому празднику?

-Какой мусульманский праздник считается малым и в честь чего он празднуется?

-Как ведут себя мусульмане во время поста ураза?

- Как празднуется праздник Ураза- байрам?

- В честь кого празднуют Мавлид?

                        

- Оцените свою работу по плану:

·        Выполнили работу правильно;

·        Выполнил работу, но  есть что добавить;

·        Не выполнил работу, так как есть  затруднения;

·         Нужна помощь взрослых.

·        Доработаем дома.

 

5.Закрепление полученных знаний

 

- Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай праздник».

 

Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет или иллюстрацию и назвать праздник.

 

- Какие праздники приближаются?

 

 

Слушают рассказ учителя, дополняют, отвечают на вопросы.

Праздники христиан: Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение

Праздники ислама:

Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид.

 

-Календарь

 

Рождество – 7 января, Крещение – 19 января, Пасха- 16 апреля, Вознесение -25 мая, Троица – на пятидесятый день после Пасхи (4 июня)

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения для глаз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают  в группах.

 

 

 

 

 

Группы получают план работы

(техн.карта№2)

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате групповой работы учащиеся. используя плакаты, рассказывают о праздниках. Учитель сопровождает выступления групп презентацией.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

- День рождения Иисуса. Христа.

-Соблюдают пост (не едят мясо, молочную пищу, не развлекаются).

 

Пост – воздержание от скромной пищи по предписанию церкви, а также период такого воздержания.

-Рождественский пост

- Стать лучше, работать над собой.

-Воскресению Иисуса Христа

-Страстная седмица.

Пасхальная полночь.

-Дружеский поцелуй - «похристосоваться».

Пасхальное яйцо – новая жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 Самооценка учащихся.

Обучающиеся закрепляют полученные знания.

 

(техн.карта №3)

 

 

 

 

 

 

 

 

Пасха, Крещение, Курбан-байрам

 

 

 

 

 

-Пасха и Наурыз

                                   Рефлексия деятельности

1.Итоги урока

Сегодня я узнал…

Меня очень заинтересовало…

Мне было сложно понять…

Было неинтересно…

Я бы хотел…

 

Спасибо всем за работу. Оцените атмосферу нашей работы в классе

Предлагаю вам заполнить наше "Дерево чувств". Возьмите изображение яблока у вас на парте. Каждый цвет яблока обозначает настроение:

Красный - радость, восторг.

Зеленое - спокойствие, равнодушие.

Синее - грусть, тревога.

 

Прикрепите свое яблоко на "Дерево чувств".

 

2.Домашнее задание

- Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках ислама и христианства.

-Самостоятельно прочитай текст из учебника с.63-66.

-Узнайте, какие еще есть праздники.

-подготовить сообщение о любом празднике ислама и христианства

Отвечают на вопросы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу

(Учащиеся  показывают на «Дереве чувств» то настроение, которое им соответствует)

 


                                                     

                                                           

 

 ЛИТЕРАТУРА

1.Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы учебник для общеобразовательных  учреждений

    2.Интернет - ресурсы

 http://ped-kopilka.ru/blogs

ru.wikipedia.orgwiki

calend.ru

pozdravdruga.ruprazdniki/pravoslavnye

gumer.infobibliotek_Buks/Culture/Obrjads/Obrjad

strana-oz.ru2003/1/musulmanskie-prazdniki

lubovbezusl.ucoz.rupubl/prazdniki…musulmanskie

Физминутка для глаз https://infourok.ru/fizminutki

3.Толковый словарь  С.И.Ожегова

4.«Поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева, А. А. Ярлыкапов), -  М.: Просвещение, 2010.

 

5.Основы религиозных культур и светской этики: Книга для родителей./Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.; Данилюк А.Я., Мурманск, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Приложение

Технологическая карта №1 «Распределение обязанностей в группе»

Имя

Обязанности

Что должен делать

 

командир

Руководит группой, распределяет обязанности, следит за работой каждого члена группы

 

Член группы

Участвовать в обсуждении

 

Член группы

Участвовать в обсуждении

 

Член группы

Выполнять записи

Технологическая карта №2 «Памятка»

ü Название праздника

ü В чем заключается суть

ü Как готовятся к празднику

ü Традиционное угощение

ü Какие ритуалы, вещи с ним связаны

Технологическая карта №3 «Оцени свою работу »

·        Выполнили работу правильно.

 

 

 

 

·        Выполнили работу, но  есть что добавить;

 

 

 

·        Не выполнили работу, так как есть  затруднения;

 

 

·        Нужна помощь учителя.

 

 

·        Доработать дома.

 

 

 

 

 

Словарная работа

Пасха - Воскресение Христа из мёртвых.

Страстная седьмица - неделя перед Пасхой.

Пасхальная (Светлая) неделя - неделя после Пасхи.

Вознесение - восхождение Христа на небо.( на 40 день после Пасхи)

Троица (Пятидесятница, через 50 дней после Пасхи) - день рождения христианской церкви.

Рождество Христово - рождение Иисуса Христа.(7 января)

Крещение (Богоявление) - крещение Христа, пришествие (явление) Бога.(19 января)

Рождественский пост – пост перед Рождеством

Великий пост – пост перед Пасхой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

Курбан-байрам - главный ежегодный мусульманский праздник жертвоприношения.

Ураза-байрам - один из крупнейших праздников Ислама, завершающий священный месяц Рамадан.

Рамадан - девятый постный месяц мусульманского лунного календаря.

Ураза - название рамадана в нашей стране.

Зуль-хиджа - мусульманский календарь

Мавлид - мусульманский праздник, день рождения пророка Махаммада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока открытия новых знаний по

Конспект урока открытия новых знаний по

Прогнозируемые результаты:

Прогнозируемые результаты:

Развивать интерес к истории возникновения религиозных праздников разных религий

Развивать интерес к истории возникновения религиозных праздников разных религий

Ресурсы урока : Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы

Ресурсы урока : Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы

Постановка и формулировка учебной проблемы и темы урока

Постановка и формулировка учебной проблемы и темы урока

Священные сооружения» «

Священные сооружения» «

Международный женский день

Международный женский день

Сил дадим им много-много,

Сил дадим им много-много,

Что главное во время поста.? -

Что главное во время поста.? -

Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай праздник»

Предлагаю вам сыграть в игру «Угадай праздник»

Итоги урока Сегодня я узнал…

Итоги урока Сегодня я узнал…

Приложение Технологическая карта №1 «Распределение обязанностей в группе»

Приложение Технологическая карта №1 «Распределение обязанностей в группе»

Не выполнили работу, так как есть затруднения; ·

Не выполнили работу, так как есть затруднения; ·

Словарная работа Курбан-байрам - главный ежегодный мусульманский праздник жертвоприношения

Словарная работа Курбан-байрам - главный ежегодный мусульманский праздник жертвоприношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2025