Предания как жанр УНТ.

  • ppt
  • 22.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала предания.ppt

Фольклор — устное народное творчество, которое передаётся из поколения в поколение.

Появились предания в старину, когда люди не имели письменности. Свои рассказы, законы и верования они хранили в памяти.

Предания передавались по памяти от одного человека к другому. Звались такие люди сказителями.
На Руси сказители сопровождали рассказ игрой на гуслях. Поэтому их ещё называли гуслярами.

Сюжеты преданий связаны
с историческими событиями и личностями.

Предания стали важным источником воссоздания истории края и характеристики духовной культуры народа.

Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях и передаётся из поколения в поколение.
В народе предания называли «былями» или «бывальщинами».

Предания не отображают весь ход событий национальной истории.

Предание:

– прозаический жанр фольклора;
– поэтическая автобиография народа;
– устный рассказ, который содержит сведения об исторических личностях, событиях и передаётся из поколения в поколение.

Легенда — это устный народный рассказ, в основе которого лежит «чудо» — фантастический образ или представление.

Предание — устное повествование давней реальной истории или нравоучительной притчи. В основе предания лежит исторический материал, имеющий точное указание места, времени происходящего, а также бытовые детали.

Предание не отображает события с документальной точностью.
Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта.

То, о чём говорится в преданиях, обычно воспринимается и рассказчиком, и слушателями как действительно происходившее.

Предания

исторические

топонимические

Исторические предания — предания, связанные со значимыми историческими периодами и повествующие о важных, судьбоносных событиях и лицах в национальной жизни.

В репертуаре исторических преданий выделяют следующие основные циклы:

– древнейшие предания;
– предания о «справедливом царе»;
– предания о предводителях народных движений.

Циклы преданий

древнейшие предания второй половины
IX–XV веков

предания
XVI–XVII веков


предания
XVIII–XIX веков

Древнейшие русские народные предания не дошли
до нас в точных записях.

В преданиях XVI—XVII веков выделяют
три цикла произведений:

– об Иване Грозном;
– о Ермаке;
– о Степане Разине.

Среди преданий об Иване Грозном были популярны рассказы:
– о казанском походе и насыпанных по приказу царя курганах;
– о справедливости Грозного;
– об общении с крестьянами, у которых крестил детей.

В преданиях XVIII—XIX вв. находит развитие тема народных восстаний. Она служит основой богатого цикла повествований о Емельяне Пугачёве. Сюжеты цикла — борьба против воевод и помещиков, расправа с ними.

В преданиях XVIII—XIX вв. продолжает развиваться тема «царь и народ». Она реализуется в преданиях о Петре I.

Предания о Суворове весьма популярны. Солдаты гордятся своим военачальником, победами, которые одержали под его командованием, его героическим поведением в сражениях.

Топонимические предания — рассказы о происхождении географических объектов (деревень, рек, озёр, гор) и населённых пунктов, объяснение их названий.

В начале XVII в. в народном творчестве возник образ
Ивана Грозного.

Когда, бывало, этот царь захочет повеселиться за пирушкой,
то прикажет петь песни,
сложенные о завоевании
Казани и Астрахани.

Иван Грозный
(Иван IV)

Покорение Новгорода Великого

Иван Васильевич был человеком крайне подозрительным и жестоким, способным по малейшему поводу прийти в гнев.

Царь был хорошо образован для своего времени, имел острый ум, был одарён талантом публициста, имел феноменальную память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, историю Отечества.

Был монарх ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственных делах. Он расширил границы государства, завоевав Казань, Астрахань, начав освоение Сибири. Любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно.

Время правления Ивана Грозного — это не только время опричнины, но и важный этап в становлении сильного и обширного Российского государства. Иван Васильевич не только жестокий и подозрительный человек, но и правитель державы, очень много сделавший для неё.

Николай Михайлович
Карамзин
(1766–1826 гг.)

Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими…

Воцарение Ивана Грозного.

Прежде как на Руси царей выбирали: умрёт царь — сейчас весь народ на реку идёт, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится тот и царь. У одного барина был крепостной человек — Иван. Подошло время царя выбирать, барин и говорит ему:
– Иван, пойдём на реку. Когда я царём стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!
А Иван и отвечает ему на это:
– Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!
Пошли через реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорелась. Стал Иван царём, вспомнил своё обещание: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.

Сюжет полностью вымышлен.
В действительности трёхлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III.

Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

Подобная трактовка воцарения выражала мечту крестьян о своём, понимающем мужицкие
нужды государе.

«Сороки–ведьмы»

Во времена Ивана Грозного на Русской земле расплодилось «всякой нечисти и безбожия много множества».

Ведьмы — это необычные женщины, обладающие тайными знаниями и сверхъестественными способностями.


Ведьмы понимают язык птиц и животных, владеют секретами приготовления лекарств и зелий, умеют летать по воздуху и оборачиваться в кого им вздумается.

Ведьмы состоят в сговоре с нечистой силой, от которой получают свои познания и колдовские чары и используют их во вред людям.

Один из обликов ведьмы —
птица-оборотень.

Вышел сам царь… и велел обложить ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси.

Охватило полымя ведьм — и они подняли визг, крик, мяуканье. Поднялся густой чёрный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою — видимо- невидимо... Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.

Чтобы вам отныне и довеку оставаться сороками!

До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому
ни одна сорока никогда
не долетает до Москвы ближе шестидесяти вёрст в округе.

Предания об Иване Грозном «Воцарение Ивана Грозного» и «Сороки-ведьмы» не дают нам достоверной информации о каких-либо событиях, важных для национальной истории страны. В этих произведениях глазами и устами простого народа воссоздан образ царя.

Пётр I любил и уважал народ, восхищался им, гордился общением с простыми людьми.

«Пётр и плотник»

Сказывали, что он, вроде как, сам рабочим был: сам рубил, сам пилил.

…Плотник делает ему замечание: то не так, другое не так. Пётр внимательно слушает и всё быстро перенимает. А когда стали работу шабашить, Пётр подошел к плотнику и сказал: «Хоть ты меня крепко и ругал, я на тебя зла не держу, благодарю за науку». Снял Пётр со своей руки кольцо, отдал плотнику и говорит: «Носи да вспоминай, что науку самому царю преподал».

Взялся мужик ли, царь ли за работу – делай хорошо. Перед работой все равны. Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись упорно и прилежно, овладевай мастерством и совершенствуй его.

Отношение царя к человеку из народа — это пример для подражания его аристократическому окружению.

Основная идея предания — вера в справедливого царя.

«Пётр и плотник»

Предания об Иване Грозном и Петре I повествуют как о достоверных фактах истории, так и вымышленных событиях. Показывают отношение народа к реальным историческим лицам — великим правителям земли русской.

Читая предания, мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.