Предложения с союзом КАК

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приложения с союзом КАК.docx

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Приложения с союзом КАК

Цели: дать представление об условиях обособления определений и приложений с союзом как; закрепить пунктуационный навык; воспитывать уважение к русскому языку.

Ход урока

Оргмомент.

1. Проверочная работа по изученному материалу.

Тест

Учащимся предлагаются несколько условий обособления определе­ний и приложений, обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д, Е), и несколько предложений с обособленными определениями и приложениями.

Задание: найти соответствия цифры, обозначающей предложе­ние, и буквы, указывающей на условие обособления:

А - определение обособлено, так как стоит после определяемого су­ществительного;

Б - приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;

В - приложение обособлено, так как относится к личному местоиме­нию;    ,

Г - определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятель­ственное значение;

Д - определение обособлено, так как отделено от определяемого су­ществительного другими членами предложения;

Е- приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.

1.     Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин).

2.     Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).

3.     У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо... (И. Тургенев).

4.     Оглушенный ударом Грузовского кулака, Буланин сначала заша­тался на месте, ничего не понимая (А. Куприн).

5.     В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (А. М. Горький).

6.     Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. Шолохов).

В результате работы у учащихся должна появиться следующая за­пись: 1Б; 2А; ЗЕ; 4Г; 5В; 6Д.

Работу можно усложнить, предложив учащимся самим расставить знаки препинания в данных предложениях и графически обосновать эту постановку.

2.  Изучение нового материала.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом учебника. Для закрепления правила используется дидактический материал.

1.               Как бы мне,  рябине,   к дубу перебраться  (Народная  песня).

2.      У него, натуралиста, было какое-то трепетное отношение к природе.

3.      Ее отец, геолог, летом редко бывал дома.

4. Я посмотрел в круглое ок­но - иллюминатор.

5. Лежит под курганом, поросшим бурьяном, матрос Железняк-партизан (И. Уткин).

 6. Сергеев, шахтер, хорошо знал эту штольню.

При изучении примечания к правилу можно исполь­зовать опорную запись:

в качестве - не обособляется
приложение с союзом как                                 ;            ,      _   * -

                                                    причина (так как) - обособляется

Анализируем предложения:

/. Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, по­ка что о ней никому не рассказывал (К. Паустовский). Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и все переделать самому (Н. Гончаров).

2.  Железобетон как строительный материал стал применяться
уже давно. Мы восприняли эти слова как похвалу. Свой путь в науку он
начал как участник экспедиции.

Обращаем внимание учащихся на следующий нюанс, помогающий отличить обособленное приложение с союзом как (запятая ставится) от оборота с союзом как (запятая не ставится). Необходимо обращать внима­ние на порядок слов. Чаще всего приложение с какстоит после подлежаще­го или дополнения, выраженного существительными или местоимением: Иванов, как лучший хирург, всем известен (запятая ставится). Если же обо­рот подчиняется сказуемому и чаще всего стоит после него, то запятая не ставится: Иванов всем известен как лучший хирург.

Следует остановиться ещё и на тех случаях, когда предмет (лицо) характеризуется с разных сторон. Здесь как также близко по значению словам в качестве, в роли. В этих случаях запятая не ставится: Я говорю об этом не только как зритель, но и как участник передачи.

3              Закрепление изученного. 

2.     Расставить знаки препинания, объяснить их.

/. С Горьким как писателем я познакомился уже давно. 2. Эта тра­ва используется как лекарственное растение. 3. Широко известны и лю­бимы посетителями Третьяковской галереи произведения Феофана Грека иностранца, нашедшего в конце четырнадцатого века вторую родину в Московском государстве и Андрея Рублева его ученика затмившего славу своего учителя. 4. Лучший слесарь на заводе и первый силач в слободке он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало (А.М.Горький). 5. И он как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (И. Тургенев).

Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.

Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: