Урок русского языка в 8 классе
Тема: Приложения с союзом КАК
Цели: дать представление об условиях обособления определений и приложений с союзом как; закрепить пунктуационный навык; воспитывать уважение к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент.
1. Проверочная работа по изученному материалу.
Тест
Учащимся предлагаются несколько условий обособления определений и приложений, обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д, Е), и несколько предложений с обособленными определениями и приложениями.
Задание: найти соответствия цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условие обособления:
А - определение обособлено, так как стоит после определяемого существительного;
Б - приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;
В - приложение обособлено, так как относится к личному местоимению; ,
Г - определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;
Д - определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;
Е- приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.
1. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А. С. Пушкин).
2. Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. Чехов).
3. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо... (И. Тургенев).
4. Оглушенный ударом Грузовского кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. Куприн).
5. В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (А. М. Горький).
6. Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. Шолохов).
В результате работы у учащихся должна появиться следующая запись: 1Б; 2А; ЗЕ; 4Г; 5В; 6Д.
Работу можно усложнить, предложив учащимся самим расставить знаки препинания в данных предложениях и графически обосновать эту постановку.
2. Изучение нового материала.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с правилом учебника. Для закрепления правила используется дидактический материал.
1. Как бы мне, рябине, к дубу перебраться (Народная песня).
2. У него, натуралиста, было какое-то трепетное отношение к природе.
3. Ее отец, геолог, летом редко бывал дома.
4. Я посмотрел в круглое окно - иллюминатор.
5. Лежит под курганом, поросшим бурьяном, матрос Железняк-партизан (И. Уткин).
6. Сергеев, шахтер, хорошо знал эту штольню.
При изучении примечания к правилу можно использовать опорную запись:
в качестве - не обособляется
приложение с союзом как ; , _ *
-
причина (так как) - обособляется
Анализируем предложения:
/. Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал (К. Паустовский). Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и все переделать самому (Н. Гончаров).
2. Железобетон
как строительный материал стал применяться
уже давно. Мы восприняли эти слова как похвалу. Свой путь в науку он
начал как участник экспедиции.
Обращаем внимание учащихся на следующий нюанс, помогающий отличить обособленное приложение с союзом как (запятая ставится) от оборота с союзом как (запятая не ставится). Необходимо обращать внимание на порядок слов. Чаще всего приложение с какстоит после подлежащего или дополнения, выраженного существительными или местоимением: Иванов, как лучший хирург, всем известен (запятая ставится). Если же оборот подчиняется сказуемому и чаще всего стоит после него, то запятая не ставится: Иванов всем известен как лучший хирург.
Следует остановиться ещё и на тех случаях, когда предмет (лицо) характеризуется с разных сторон. Здесь как также близко по значению словам в качестве, в роли. В этих случаях запятая не ставится: Я говорю об этом не только как зритель, но и как участник передачи.
3 Закрепление изученного.
2. Расставить знаки препинания, объяснить их.
/. С Горьким как писателем я познакомился уже давно. 2. Эта трава используется как лекарственное растение. 3. Широко известны и любимы посетителями Третьяковской галереи произведения Феофана Грека иностранца, нашедшего в конце четырнадцатого века вторую родину в Московском государстве и Андрея Рублева его ученика затмившего славу своего учителя. 4. Лучший слесарь на заводе и первый силач в слободке он держался с начальством грубо и поэтому зарабатывал мало (А.М.Горький). 5. И он как человек сметливый тотчас воспользовался исключительностью своего положения (И. Тургенев).
Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
Итоги урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.