Предмет: география 9 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: «Национальный и религиозный состав населения России». |
|||||||||||||
Тип урока: урок изучения нового материала. |
|||||||||||||
Цель урока: формирование знаний об особенностях национального состава и географии религий в России, представлений об этническом самосознании, в ходе совместной познавательной деятельности по формированию умения самостоятельно открывать, применять, отрабатывать новые умения, обобщать и систематизировать полученные знания. |
|||||||||||||
Задачи урока: - образовательные: изучить особенности
национального и религиозного состава населения России, языковые семьи и
группы; познакомить с национальным составом населения Курской области; |
|||||||||||||
Планируемые результаты урока |
|||||||||||||
Личностные: · формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства народов России;
· формирование любви к своему Отечеству;
· воспитание толерантности, повышения культуры межнационального общения;
· осознание своей этнической принадлежности.
|
Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия: · решать проблемные задачи высказывать суждения, подтверждать их фактами. · классифицировать информацию по заданным признакам. · уметь сравнивать, делать выводы Регулятивные: · планировать свою деятельность; · выявлять причинно-следственные связи; · определять критерии для сравнения фактов, явлений; · выслушивать и объективно оценивать другого. Коммуникативные: · выслушивать и объективно оценивать другого; · формулировать собственное мнение; · уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. |
Предметные
|
|||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке: этнос, национальный состав, языковые семьи, язык межнационального общения, география религий, коренной или титульный народ (этнос), ассимиляция, мононациональный, однонациональный (народ), патриотизм, национализм, толерантность, экстремизм. |
|||||||||||||
Решаемые учебные проблемы: Выявить особенности этнического и религиозного состава России, дать характеристику основным языковым семьям, группам. |
|||||||||||||
Ценностный компонент урока: Многонациональность как феномен культуры России, религия как часть культуры, толерантное отношение между народами |
|||||||||||||
Ресурсы урока: карты: политико-административная, народы России; учебник А.Е. Домогацкий «География: население и хозяйство России», 9 класс, Москва: «Русское слово», 2015 г; раздаточный материал «Данные переписи населения 2010 года», атлас России, мультимедиа, в/фильм |
|||||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: стационарный компьютер, экран, мультимедийный проектор. |
|||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
||||||||||||
Создание проблемной ситуации (5мин.) |
|||||||||||||
Каждый из нас – не только россиянин, но и представитель своего народа. Особенность России в том, что у нас много разных культур, языков, традиций. Мы бы обеднели, если бы все народы смешались, и различия между нами стёрлись? Или бы мы смогли решить многие проблемы в стране, связанные с межэтнических конфликтов.
Какое противоречие налицо? Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Какая будет тема урока? |
Высказывают свое мнение.
Формулируют тему урока «Национальный и религиозный состав России» («Мозаика народов») |
||||||||||||
Формулирование проблемы (2 мин) |
|||||||||||||
Какой вопрос можно задать исходя из темы урока: Проблема: Этническая мозаика народов России, это преимущество или проблема? |
Формулируют с помощью учителя проблемный вопрос |
||||||||||||
Способы решения проблемы (3 мин.) |
|||||||||||||
Предложите способы решения проблемы? Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на поставленный вопрос? План урока: Организационный момент.
|
1. Выдвигают свои гипотезы решения проблемы. 2. Составляют совместно с учителем план изучения темы. |
||||||||||||
Актуализация знаний (3 мин.) |
|||||||||||||
Вспомним из курса 7 класса -Что такое этнос? (Определение 7 класса этнос- это народ) -Чем характеризуется этнос? -Чем народы отличаются друг от друга? Побуждающий диалог: 1.Как вы думаете, почему необходимо изучать эту тему в курсе 2. Почему Россию называют многонациональной страной? 3. Как размещены разные народы по территории России? |
Отвечают на вопросы, работают с картой, диаграммой (слайды презентации)
ответы обучающихся: знание особенностей культуры, традиций народов позволяет грамотно строить взаимоотношения между народами. (При затруднении обучающихся вывод делает учитель) |
||||||||||||
Открытие нового знания (20 мин.) |
|||||||||||||
1. Чтобы открыть новые знания об этносах, ответьте на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника (стр.89 Что такое этнос?) 1. Какие признаки этноса вы можете назвать? 2. Составьте определение понятия - этническая территория. 3. У кого в семье есть представители разных национальностей? 4. Представители одного этноса проживают в разных странах, и уже считают себя представителем этноса страны, где проживают? Почему? 5. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Этнос – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая общий язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание
2. Какие народы России самые многочисленные? Работа в парах: Выясните современный национальный состав России (Диаграмма в учебнике – с.90, рис. 36). -какой народ России самый многочисленный? -объясните, преобладание русских в национальном составе населения? -какие народы можно назвать малочисленными?
Вывод: Самый многочисленный народ России – русские более 116 млн.чел. Другие народы численностью более 1 млн.чел украинцы, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, и армяне
Работа в группах: Рассмотрите карту народов России, изучив легенду карты (см. атлас) - выявите признаки многонациональности населения? - как обозначены на карте представители различных групп народов? -какие показатели можно определить по фоновой окраске, по цифрам? - по каким критериям объединили отдельные народов в языковые семьи?
Задание 1 группе: Используя карту атласа «Народы России» ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к индоевропейской семье? 2. Укажите район заселения славянскими народами, назовите причины сплошной полосы заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу.
Задание 2 группе: Используя карту атласа «Народы России», таблицу «Языковые семьи и группы» с.91 (учебник) ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к алтайской семье? 2. Укажите районы заселения народами алтайской семьи и назовите причины этого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу.
Задание 3 группе: Используя карту атласа «Народы России» ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к кавказской семье? 2. Используя карту, назовите районы заселения народами кавказской семьи и объясните причины такого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу
Задание 4 группе: Используя карту атласа «Народы России» ответьте на вопросы: 1. Какие народы относятся к урало-юкагирской семье? 2. Используя карту, назовите районы заселения народами урало-юкагирской семьи и объясните причины такого заселения. 3. Результаты работы занесите в таблицу
Отчет групп 1. Почему многие народы рассредоточены по территории России, а не проживают на определённой территории? 2. Как объяснить пестрый национальный состав населения России? 3. Приведите примеры субъектов РФ, в пределах которых проживают народы, относящиеся к разным языковым группам.
Вывод: Особенность освоения и заселения России обусловила пестрый многонациональный состав населения с преобладанием одной нации. Россия – многонациональное государство.
3. Какова этническая структура регионов России? Особенность национального состава России определила форму территориального устройства страны.
Назовите форму государственного устройства России? Какие субъекты входят в состав России? Назовите республики, входящие в состав России? Почему республики получили такие названия? Вывод: Народы, давшие названия республике называются титульными. Работа с учебником Ответьте на вопросы: 1.Назовите республики, в которых титульные народы составляют большинство. 2.Найдите республики, где 2 титульных народа. 3.Найдите республики, в которых титульные народы составляют меньшинство. 4.Объясните причины уменьшения титульных народов.
5.Все ли народы имеют национальные образования?
Вывод: Главная черта этнической географии России - ассимиляция народов при преобладании русских в большинстве районов
4. Какой язык является связующим в многонациональной стране? Россия – многонациональная страна, нужен общепризнанный единый язык, который был бы понятен всем.
1.Есть ли в Российской Федерации такой язык? 2.Имеет ли право нация на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества?
Вывод: Русский язык – один из официальных языков ООН – не только родной язык для большинства народов России, но и средство общения для нерусских народов
5. Какова география религий в России? Какие религии распространены на территории России 9 (для ответа используйте карты атласа)? Укажите территории России, где распространено православие, буддизм, ислам? Вывод: Большинство населения России исповедует православие, ислам и буддизм. Распространены и местные верования. Учитель: мы проживаем на территории Курской области. Какой народ является титульным для нашей области? К какой языковой семье и группе относятся коми?
Какие народы еще проживают на территории области?
Посмотрите на таблицу в учебнике и определите, к каким
языковым семьям и группам относятся народы, живущие рядом с нами. |
Перечисляют признаки этносов: культуру, быт, язык, хозяйство. Составляют определение понятия – этническая территория
Называют главную особенность этноса – этническое самосознание
Формулируют вывод об этносе.
Анализируют диаграмму, какие народы самые многочисленные, какие народы малочисленные. Делают выводы.
Объясняют, на карте многонациональность указана фоновой окраской, представители различных групп – цифрами.
Заполняют таблицу в рабочей тетради с.77 з.1
Определяют районы компактного проживания народов одной языковой семьи или группы. Цифры – расселение населения этих народов по территории России.
Работая в группе, отвечают на вопросы, заполняют таблицу.
Пример таблицы:
Группы отчитываются, отвечают на вопросы делают выводы.
Заполняют таблицу в рабочей тетради с.79 з.2
Отвечают на вопросы учителя, работают с картой «Политико-административная карта России»
Называют форму государственного устройства - федерация
Приводят примеры республик и называют народ, который компактно проживают на данной территории и дал название республике.
Работают с картой
Объясняют причины уменьшения титульных народов.
Контакты с русскими народами, между собой способствовали процессу смешения народов.
Называют народы, которые не имеют национальные образования Цыгане не имеют национальных образований.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
Работают с картой «Народы России», «Религии» Составляют схему: «Религии России»
Ответ обучающихся – русские
Обучающиеся анализируют таблицу №5 учебника и отвечают на поставленный вопрос Анализируют статистический материал «Национальный состав населения Курской области, записывают данные в тетради) (слайд №9).
Обучающиеся анализируют таблицу и отвечают на поставленный вопрос
Обучающиеся отвечают, учитель обобщает ответы, и результаты записывают в тетрадь |
||||||||||||
Применение новых знаний (8 мин) |
|||||||||||||
Многонациональность России – это достояние или проблема?
Как можно решить проблемы, возникающие в многонациональном государстве? Итак, Россия – многонациональная страна, но и ее соседи
имеют также сложный этнический и религиозный состав. Поэтому России очень
важно проводить «мягкую» национальную политику. Это отражено в основном
законе страны – Конституции РФ, ст. 46 Вывод: Проведение национальной политики, учитывающей интересы каждого народа, толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение к языку, религии и культуре народов, проживающих на территории России может предупредить межнациональные конфликты и проявления экстремизма на территории РФ. |
Формулируют проблемы многонационального государства и достояния Заполняют таблицу:
Отвечают на вопрос и формулируют вывод урока.
Дети изучают слайд с текстом статьи
|
||||||||||||
Рефлексия (2 мин) |
|||||||||||||
Учитель: сегодня мы рассматривали очень важные вопросы. Скажите, мы доказали, что Россия – многонациональная
страна? допустить межнациональной напряженности? - Что на уроке ты узнал нового? - Нужны ли тебе те знания, которые ты получил на уроке? Зачем? И закончить наш урок я хочу стихотворением В. Степанова: Живут в России разные У нас у всех одна. |
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы
|
||||||||||||
Учитель выставляет оценки и комментирует их. |
|
||||||||||||
Домашнее задание (2 мин) |
|||||||||||||
§ 14, в раб. тетради с. 75-76, 78 (з.1), написать мини-сочинение на тему: «Я в диалоге культур» |
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник
|
||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.