МБОУ СОШ №24
Эссе
Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики»
ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Исполнитель:
Пороткина Наталья Алексеевна
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. ВВЕДЕНИЕ
2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с первых десятилетий существования Церкви, не раз поднимался вопрос о роли женщины в Православной Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке задается этот вопрос, то чаще всего имеется в виду собственно не роль - об этом проповедовал Сам Христос, и писал еще апостол Павел, а актуальная проблема взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.
Читая любой православный сайт о роли женщин в церкви, можно узнать очень многое, но назначение женщин в мире за последние 2 тыс. лет нисколько не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).
Другое дело, что сейчас, в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни ... и все более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.
Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви»(1 Кор, 14, 34-35).
В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь—по крайней мере, такую, какую он видит—с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые—кто в шутку, а кто и всерьёз—цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.
Тема настоящего эссе остается особенно актуальной в наше время и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.
Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции1.
В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.
Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.
Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас2.
Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе3.
Об актуальности данной темы свидетельствует интерес к ней в научной литературе, а также большое количество публикаций по данной тематике. Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу4.
Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира5.
По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение отвечало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.
В дни празднования Светлого Воскресения Христова все верующие удостаиваются щедрых милостей Божиих и переживают чрезвычайную радость торжества Пасхи Христовой. Но особой пасхальной благодати на Пасхальные праздники удостаиваются верующие женщины, так же как этого удостоились жены-мироносицы, которые не только первыми услышали от Ангелов весть о Воскресшем Спасителе, но и первыми сподобились увидеть Воскресшего Господа. Поэтому Православная Церковь в первое воскресенье после Антипасхи установила чтить память жен-мироносиц.
Почему же жены-мироносицы имели такую большую честь Господа? На этот вопрос нам отвечает Евангелие, в котором говорится о пламенной любви жен-мироносиц в своего Господа и Спасителя. Они не только старательно служили Иисусу Христу в Его спасительной смерти, но и в порыве своей глубокой любви к Нему, на рассвете третьего дня пребывания Христа во гробе, пошли помазать Его тело ароматами, и имели честь первыми увидеть чудо Воскресения Христова, стать первыми свидетелями Воскресения Господня.
Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин6.
Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.
Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вне Церкви нет спасения, говорят св. отцы. Только в Церкви, в ее Таинствах и обрядах, мы получаем благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Добродетель вообще благодатный дар. Где же еще, как не в Церкви, может черпать силы для изменения себя современная женщина?
Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.
Православная религия представляет собой самостоятельную и конечную ценность, а все нерелигиозные потребности отходят на второй план. Среди людей этого типа преобладают женщины. Религия и Церковь спасает их от тревог и страхов, дает ощущение радости и свободы и, в конечном счете, помогает реализовать свой высший духовный потенциал. Именно в религии многие женщины находят самые главные ценностные ориентации, а Бог для них становится тем собеседником, к которому они могут обращаться во внутреннем диалоге. Каждая отдельно взятая женщина сейчас может выбирать, какую социальную роль ей выполнять, роль лидера или матери, возможно, сочетание этих двух ипостасей, что вполне естественно.
Таким образом, роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, социального положения, национальности, состояния здоровья и т. д. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери—но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же—это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:4) . Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов или иконописцев, даже не из священнослужителей, но из христиан. И роль каждого христианина—мужчины или женщины—по слову преп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бегиян Сергий, священник Мужчина и женщина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/66988.html (дата обращения – 28 марта 2019 года)
2. Евдокимов П. Н. Женщина и спасение мира / П.Н. Евдокимов. - Минск: Лучи Софии, 1999. - С. 263-267.
3. Кураев Андрей, протодиакон Женщина в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71851-zhenschina-v-cerkvi/ (дата обращения – 27 марта 2019 года)
4. Лоргус Андрей, священник Женщина в православии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavet.ru/vopr/pism/004.htm (дата обращения – 28 марта 2019 года)
5. Место женщины в Православной Церкви и вопрос о хиротонии женщин [Электронный ресурс].
6. Свешников Сергий, священник О роли женщины в Церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения – 28 марта 2019 года)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.