Тема: Весна
Цель урока: познакомить обучающихся с основными процессами, происходящими весной (признаками данного времени года)
Задачи.
- учить выделять основные сезонные изменения в природе с приходом нового времени года; сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- формировать речевое дыхание и слитность речи; умение выражать эмоции разнообразными интонационными средствами; воспроизводить речевой материал в заданном темпе, изменяя силу и высоту голоса;
- развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания; познавательную активность детей через реализацию принципа доступности учебного материала;
- воспитывать коммуникативные навыки через работу в парах, оценку и самооценку деятельности, эстетического восприятия природы, воспитывать правила безопасного поведения в весеннее время.
Познавательные:
делать простейшие обобщения, сравнения на наглядном материале;
Личностные:
использование простейших форм самооценки и рефлексии на уроке; проявление познавательной инициативы, желание узнать больше.
Регулятивные:
коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу;
использовать речь для регуляции своих действий;
соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Коммуникативные:
развитие умения выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;
Оборудование:
компьютер, проектор, мультимедийная презентация; опорные слова для составления рассказа, силуэты деревьев, рисунок солнца.
Этапы урока.
|
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
1. Организация класса. |
Приветствие -Желаю - успеха - большого - во всём - и везде - Здравствуйте!
- Отчёт дежурного. |
Создание положительного настроя учащихся на урок. |
Приветствуют друг друга (соединяют пальчики, начиная с большого)
Называет число, день недели, рассказывает о погоде, |
|||||||||||
2. Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика |
- Какое задание будем выполнять?
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит. Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам. Видит: губки очень гибки, ловко тянутся в улыбке. А теперь наоборот, ловко тянутся вперёд. Язычок стал маляром аккуратно красит дом. На качелях оказался, Вверх взлетал и вниз спускался. Догадаться кто бы мог: язычок наш, как грибок. Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал. То иголка, то лопата – язычок у нас ребята. Вот и кончилась разминка, Язычок ложится спать.
Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.) |
Этап урока в картинке на доску.
Показ |
Выполняют упражнение |
|||||||||||
3. Минутка календаря |
- Какое задание нас ожидает?
Верно, минутка календаря. Нужно рассказать о погоде. Отвечать можно по схеме.
|
Этап урока в картинке на доску. Схема вывешивает на доску. Оценивает устно ответ. |
Рассказывают о погоде с опорой на схему |
|||||||||||
4. Актуализация знаний.
5. Новый материал.
Упражнение на расслабление всего организма: “Снежная баба”.
6. Физминутка Упражнение в произношении гласных звуков.
7. Закрепление.
Фонетическая ритмика
|
- Ребята, что теперь мы будем выполнять?
Верно, мудрая сова расскажет нам что-то новое. Сейчас послушайте загадку и попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.
Рыхлый
снег
- Верно – это весна. А как вы узнали, что это весна? - Посмотрите на эти схемы и скажите где зима, а где весна.
- Солнце поднимается выше, светит ярче и даёт больше тепла, снег начинает таять. Бегут ручьи. Дни становятся длиннее. Когда была зима вы лепили …..
А теперь представьте, что каждый из вас снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное весенне утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу. - Молодцы!
- Кто назовёт весенние месяцы? - Первый весенний месяц март. Солнце светит чаще, снег тает, днём звенит капель – это тают сосульки. В яме спит зимою длинной, - Что выполним сейчас? А давайте покажем, как приходит весна и выполним гимнастику. Звук А. - Давайте покажем, как мы радуемся солнышку. С улыбкой разводят руки в стороны ладошками вверх, произнося гласные а-а-а
Звук О. - Посмотрели вокруг: потекли звонкие ручейки, на пригорках появились проталины. Удивимся. С удивлением на лице и в голосе произносят гласный О-о-о, одновременно поднимая руки через стороны вверх и соединяя их в кольцо над головой (2 раза)
Звук У. -Из берлоги выбирается медведь, он всю зиму проспал, и теперь ходит злой, голодный и всех пугает. Руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласные У-у-у, дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз.
Звук ы. Бродит медведь сердится.
Руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласные ы-ы-ы, с усилием отводят в стороны руки, согнутые в локтях («растягивают пружину»).
Звук Э - Медведь, что же ты не радуешься солнышку, весне? Пристыдим медведя. Руки опущены. Произнося гласные э-э-э, плавно сгибают руки в локтях, поднимают кисти до уровня плеч, локти опущены (поза хирурга), одновременно покачивая головой
Звук И - А вот маленький медвежонок сильно удивлён и очень рад весне. Покажем, как он радуется весеннему солнышку. Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласные и-и-и, встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
- Молодцы! - Второй весенний месяц – апрель. Снег весь растаял. На деревьях набухают почки. Появляются первые весенние цветы.
- Май третий месяц весны. Появляются насекомые. А на деревьях вырастают листья.
- Ребята, нужно определить какой месяц изображён на картинке. Почему вы так решили?
- Попробуйте составить рассказ с опорой на эти слова.
Упражнение на выработку правильного речевого дыхания. - Какого цвета небо весной?
Посмотрим в небо, а небо высокое, синее-синее. Сделаем вдох и на выдохе произносим: - По небу плывут облака. По какому небу? - По синему небу плывут облака. Когда плывут? - Весной по синему небу плывут облака. Какие облака? Весной по синему небу плывут белые облака. (При произношении фразы рукой на каждое слово выполняем плавное движение на уровне груди). |
Этап урока в картинке на доску.
Слайд
Схема на доске. Помочь детям.
Читает и показывает последовательность выполнения.
Схема марта - слайд
Слайд - медведь
Этап урока на доску
Показ учителем правильного положения рук при произношении звука
Схема апреля-слайд
Схема мая – слайд
слайд
На доске появляются символы для составления рассказа о весне На доску: Весна Солнышко Дни проталины Ручьи Ледоход Помочь в составлении рассказа
|
Объясняют, что будут делать.
Отгадывают загадку
Высказывают предположения, сравнивают, выделяют основные признаки.
Выполняют упражнения по ходу чтения
Март, апрель, май
Выполняют гимнастику с произношением гласных звуков.
Радостно улыбаются а-а-а
Удивляются о-о-о
Произносят звук у-у-у с интонацией угрозы.
Звук ы-ы-ы-произносят сердито.
Произносят звук э-э-э с интонацией укора.
Интонация удивления и радости.
Выводы детей по опорной схеме
Соотносят картинку с соответствующим месяцем
Ответы детей
– места, где растаял снег, и открылась земля.
Дети из 1 гр., затем из 2гр.
По синему Вдох через нос, проговаривают фразы на выдохе. Проговаривают с учителем предложение |
|||||||||||
8. Итог урока |
- Назовите признаки весны? - Назовите весенние месяцы.
Оцените свою работу на уроке: ! я работал на уроке - 1 - плохо 2 – не совсем хорошо 3 – хорошо 4 - отлично
|
|
Делают выводы
Оценивают себя |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.