Инновационные способы повышения мотивации у обучающихся при изучении предмета обществознания.
Оценка 4.9

Инновационные способы повышения мотивации у обучающихся при изучении предмета обществознания.

Оценка 4.9
docx
01.11.2021
Инновационные способы повышения мотивации у обучающихся при изучении предмета обществознания.
НПК Дегенгард В.А..docx

Дегенгард Владислав Александрович

учитель истории и обществознания

МБОУ  СОШ имени П.П. Лановенчика

Новосибирская область р.п. Маслянино

Инновационные способы повышения мотивации у обучающихся при изучении предмета обществознания.

 

Модернизация образования неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.

Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.

Часто у обучающихся положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении предмета они испытывают значительные трудности. Поэтому проблема мотивации обучающихся с помощью инновационных методов  актуальна в настоящее время.

 Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на этот вопрос дает великий русский педагог К.Д.Ушинский. «голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»

Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни. При этом необходимо учитывать, что если нет жизненной необходимости, нет мотивации к учению, значит нет интереса и тогда …. В голове ученика…. ветер.

    Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор,

вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

      Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока.

Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

          Мотивацию можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обученности. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку

событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

    А сейчас я хочу привести некоторые способы  повышения мотивации:

Рассмотрение ситуации.

 «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве  собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка

гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…» Ф.М.  Достоевский.

        Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация.

        Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании    обществознания и в меньшей мере, по истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах.(случай в магазине и про Павла 1)

Графическое изображение. Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся

Использование нескольких терминов или понятий. Ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, учитель  может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить.

Интерактивные методики: « Пропущенная фраза», « Абракадабра»

Эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание, предложение. Например:

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются»(Сенека)

« Женщины только тогда достигнут равенства с мужчинами, когда они согласятся быть лысыми и находить, что это изысканно» (А. Камю) Ценности демократии. Нужно понять цель урока, может послужить темой для дискуссии.

Ран-тно-ле-то-сть( толерантность)

За-ма –гу –ни-зм( гуманизм)

Проведение аналогий из произведений художественной литературы.

Например:В сказке Андерсена « Новое платье короля» король покупает у портных платье, т. е он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? (в конце урока учащиеся объяснят, что потребитель тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье – спецодежда, то король не потребитель)

Групповая работа. Именно она лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей обучающихся и способствует повышению мотивации к учении. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого обучающегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы.

При проверке домашнего задания. Приём «Стенка на стенку».

Класс делится на несколько групп. Одна группа садится напротив другой и по очереди друг другу задают вопросы. Рядом находится арбитр, подсчитывающий результаты.

В процессе «боя» капитан наблюдает за командой и в конце выставляет отметки или распределяет заработанные баллы.

Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

« Жизнь забила ключом, и всеобщая тусовка приобрела грандиозные размеры. На улицах объявилось множество экстравагантно одетых молодых людей… Металлисты пугали прохожих черной кожей и кучей железных заклепок. Брейкеры фланировали пружинящей походкой во всем спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя « Система».. Кто там еще? Да, новые стиляги в штиблетах и костюмах ломятся на концерты « Браво» и « Мистер Твистер». (А. Троицкий)

Афоризм. « Малое знание дает людям гордыню, великое – дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери»(Мережковский)Многообразие путей познания.

Видеосюжет. (9 рота)

Неоконченное предложение. Гражданин заплатил налоги. Родители должны воспитывать детей.

Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения. Времени его создания способны превратить начало занятия в увлекательную игру и вызвать интерес к изучаемой теме.

Структурированная учебная дискуссия.

Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

·                   приём «Чтение с остановками»;

·                   приём «Взаимовопрос»;

·                   приём «Корзина идей»;

·                   приём «Составление синквейнов»;

·                   интеллектуальная разминка;

·                   приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;

·                   таблица;

·                   написание творческих работ;

·                   кластер;

·                   «Верно – неверно».

Применение этих приёмов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

          Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.

Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации обучающихся. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажегся», заинтересовался темой, то это станет стимулом для последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес обучающегосянужно поддерживать на каждом уроке

В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Цель которого вовлечение учеников в совместную деятельность.

Зажжёт тот, кто сам горит!!!


 

Дегенгард Владислав Александрович учитель истории и обществознания

Дегенгард Владислав Александрович учитель истории и обществознания

А сейчас я хочу привести некоторые способы повышения мотивации:

А сейчас я хочу привести некоторые способы повышения мотивации:

Например:В сказке Андерсена «

Например:В сказке Андерсена «

Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения

Определение автора. Предположения об авторе, теме произведения

Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются

Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021