Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»
Оценка 5

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
19.11.2018
Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Отношение христианина к природе»
Урок ОРКСЭ помогает ребятам познакомиться с христианскими взглядами в отношении к природе, осознать свою ответственность за окружающий мир . Даёт возможность привлечь внимание к экологическим проблемам современного мира. Самое главное направление этих руроков заключается в том, что они дают возможность ребятам самостоятельно высказывать свои мысли, своё мнение
Урок ОРКСЭ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 П.Газырь  муниципального образования Выселковский район                                                                                                 Учитель начальных классов                                                                                              МБОУ СОШ № 66 п.Газырь                                                                                           Зинченко Светлана Викторовна Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Урок 26. Тема: «Отношение христианина к природе»  Цель урока: Помочь детям осознать свою ответственность за окружающий мир через знакомство с христианскими взглядами по отношению к природе.  Задачи урока:  ­   Освоение   христианского   представления   о   сотворении   мира,   понимание   служения   природе   как творению Божиему. ­ Привлечение внимания к экологическим проблемам современного мира. ­   Развитие   коммуникативных   умений   учащихся,   умения   обобщать   и   делать   выводы,   работать   с текстом. Планируемые результаты: Предметные: ­ моделировать самостоятельные высказывания; ­ воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока; ­ анализировать текст, осознанно извлекать  необходимую информацию. Метапредметные: Регулятивные: ­ организовывать рабочее место; ­ осуществлять контроль выполненных действий; ­ оценивать свою деятельность. Познавательные: ­ ориентироваться в материале учебника; ­ осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках; ­ выдвигать гипотезы и их обосновывать; ­ устанавливать причинно­следственные связи. Личностные:  ­ формировать личную ответственность за сохранение природы; ­ уметь работать в группе. Ключевые понятия: природа, ответственность, экология, милосердие. Оборудование: - Медиапроектор; ­ презентация к уроку; ­ раздаточный материал; ­ предметы для группировки (камень, перышко, веточка, бумага, пробка, гвоздик); ­ учебник. 1. Организационный   момент.   готовность к уроку) Ход урока.  (Поздороваться   с   гостями,   проверить – Сегодня я хочу начать наш урок с игры. Да, не удивляйтесь! Вы сидите в парах, один   из   пары   сжимает   пальцы   любой   руки,   а   сосед   постарается   их   разжать (выполняют). А теперь – поменяйтесь ролями. – Скажите, пожалуйста, к чему вы прибегали, чтобы выполнить мое задание? + К физической силе. –   Физическая   сила...   Вы   затратили   энергию,   возможно,   даже   почувствовали усталость. Ведь не было сказано, что обязательно нужно применять физическую силу. Можно было попросить вашего товарища: «Саша, разожми кулачок, пожалуйста!» или «Я хочу с тобой поздороваться» – протянуть руку. Это позволило бы вам сохранить энергию для более важных свершений и дел. На нашем уроке физическая сила тоже будет лишней! 2. Актуализация знаний. – Посмотрите в окно. Что вы там видите? (Дети отвечают) – А что видно только ночью? (Звезды, луна) – Летом греет, зимой холодит. (Солнце) – Дышит, растет, а ходить не может. (Растение) – В лесу на ножке выросла лепешка. (Гриб) – Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба) – На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворец) – Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман) – Как всё это назвать одним словом? + Окружающая среда. Природа. При   отгадывании   на классно доске появляются   карточки   с изображением     Под карточками прикрепляются   данные понятия ­Работа со стихотворением:  Есть просто храм, Есть храм науки А есть ещё природы храм – Входи сюда, Будь сердце чуток Не оскверняй её святынь. 3. Постановка темы урока. ­ Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? ( заслушать ответы детей) ­ Вспомните, пожалуйста, определение, что такое природа.  (Природа – это все то, что не создано руками человека) ­ А кто создал природу с точки зрения православных христиан?  ( Природа создана Богом­Творцом) ­ А кто ещё был создан Творцом?        (Человек)    ­ В мире природы всё прекрасно и удивительно. Море звуков, запахов, тысячи разных  загадок и тайн, стоит только остановиться, прислушаться, задуматься. Сегодня на уроке  мы узнаем как к природе относятся Христиане, рассмотрим проблему охраны и защиты  природы и животных. 4. Работа по теме урока: 1) Сотворение мира Слайд 2. «Отношение христианина к природе». Слайд 3.  «Сотворение мира». ­ Знаете ли вы, за сколько дней Бог сотворил мир? (за шесть дней) ­Давайте послушаем, в какой день и что сотворил Бог. Об этом рассказано в Ветхом завете. Только надо понимать, что «день» в этой легенде не равняется суткам. Каждый день – это длительный период в 1000, а может быть и в 500 лет. Рассказ учителя  о сотворении мира в сопровождении слайдов.  Слайд   4.  Учитель.  Ничто   не   возникает   само   по   себе.   Окружающий   нас   мир,   полный гармонии и красоты, свидетельствует о своем великом и мудром Творце. Слайд 5. День первый. И сказал Бог: да будет свет. И появился свет. И увидел Бог, что свет хорош. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. Слайд 6. День второй. И создал Бог свод, и отделил воду под сводом от воды над сводом. И стало так. И назвал Бог свод небом. Слайд 7. День третий. И назвал Бог сушу землею, а воду под небом морями. И произвела земля зелень: травы, дающие семена, и деревья, приносящие свои плоды с семенами. Слайд 8. День четвертый. И создал Бог два великих светила и звезды. И поместил их Бог на небосводе. Слайд 9.  День пятый. И сотворил Бог рыб и разных водных пресмыкающихся. И сотворил Бог птиц. Слайд 10. День шестой. И создал Бог диких зверей разных видов, и скот, и всех мелких животных. И сотворил Бог человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину сотворил Он. Слайд 11. Учитель.   И увидел Бог всё, что Он создал, и что всё это очень хорошо. Бог поручил людям беречь и возделывать сотворённую Им землю. 2) Работа над схемой «Бог, человек, природа» ­   Природа,   человек,   Бог…   Они     крепко   связаны   между   собой   с   точки   зрения православных христиан?   Давайте подумаем об этом.     Слайд 12. «Природа, человек, Бог»       ­Выполните задание с карточками:   Составьте   схему   из   слов    «природа», «Бог»,  «человек»  так,   чтобы   получилось христианское представление о том, кто кому или чему служит? Аргументируйте свой ответ.    (Ответы детей)   Слайд 13. Схема (проверка) ­Бог отдал ответственность за землю людям. А что такое ответственность? Давайте об этом поговорим. 3) Работа над понятием «Ответственность». Слайд 14.  «Ответственность». ­ Как вы понимаете, что такое ответственность? ­ От какого слова оно образовалось? ­  Слово   «ответ»   изначально   означало   «виновность».   Т.е.   человек,   давая   ответ, отчитывался, отвергал свою вину, оправдывался. А «отвечать» ­ означало «говорить в защиту,   защищать,   защищаться».   И   до   сих   пор   обвиняемого   на   гражданском   суде называют ответчиком. ­Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ? ­ А вот православные христиане считают, что ­ перед Богом, перед людьми и перед самим   собой.   Когда   человек   понимает   и   помнит,   что   ему   нужно   отвечать   за   свое поведение и поступки, то человек становится ответственным.  Готовность отвечать за что­то или за кого­то и называется ответственностью. ­  Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? (Ближних, животных, растения, природу и т.п.) Слайд 15. ­ Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных.                                    Всех не обогреешь, не прокормишь…                                    Не спасешь и не укроешь от беды…                                    Что ж, логично… только на секунду                                    Вдруг представь, что эта кроха – ты… ­ Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных   святых.  Христианская   древность   знает   немало   примеров   удивительной дружбы святого человека с животными. Слайд 16. Святые и животные. Человек, который любит  Бога,  любим всеми  Божьими  созданиями.  Например, святой  Сергий   Радонежский  накормил   голодного   медведя   последним   кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.  ­ Кого из святых Вы узнали на картинках? ­А есть ли у вас дома животные, за которых вы отвечаете? Расскажите об этом. 4) Работа над понятием «дом». Слайд 17. «Родной дом» ­ Это хорошо, что вы несете ответственность за своих питомцев. А ещё каждый человек должен нести ответственность за свой родной дом. Скажите, можете ли вы самовольно начать все дома переделывать, ломать или выбрасывать? ­ Нет. Почему? ­ Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. Сделали этот   дом   ваши   родители.   Они   главные   хозяева.   И   в   этом   доме   живут   другие   ваши близкие. И если вы как­то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно. Слайд 18. ­Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете. ­Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми. Слайд 19. Земля – наш дом. 4) Работа с учебником. Анализ текста. О   каких   книгах   М.В.   Ломоносов   говорил,   что   они   написаны   Богом? Прочитайте. Слайд 21. Библия и книга природы. 1. 2. 2. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»? Прочитайте.       (щелчок – проверка). 3. Почему христиане считают, что человек выше природы? Прочитайте. 4. Как с точки зрения христиан, человек должен относиться к природе? ­ Но к сожалению, в последнее столетие человек слишком увлёкся перестройкой  окружающего мира.  ­ Что происходит из­за этого в природе? ­ Знакомо ли вам понятие «Экологический кризис». Что вы об этом знаете? Слайд 23. «Экологический кризис» «Эко» – это греческое слово, означающее дом, жилище, местопребывание. «Кризис» – это тоже греческое слово и в переводе оно означает "суд". И человек и   окружающий   мир   –   это   Божье   творение.   Следовательно,   экологический кризис – это суд Божий. Бог так говорит человеку, что человек нарушает и заповеди и законы природы. ­ Православные христиане считают, что однажды Бог наказал людей за их грехи.  Об этом рассказано в Ветхом завете. Библейская история (читает учитель) Слайд 24. Всемирный потоп. Однажды Бог решил наказать людей за их грехи потопом. Он спас только одну семью – семью праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль­ковчег. Он звал людей на помощь, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Ему помогала только его семья. Ной заполнил свой ковчег   животными. Он брал каждой твари по паре, чтобы они смогли продолжить свой род. Кроме того Ной собрал  семена   многих   растений,   чтобы     спасти   их   от   исчезновения.  И   начался всемирный потоп. Сорок дней шел сильный дождь. Вода смыла все живое с лица земли… Причиной же катастрофы были  бездумные поступки людей. Анализ текста ­ Как же Бог наказал людей за их грехи? ­Что помогло Ною и его семье спастись? ­ Человек может сделать много добрых дел, которые помогут сохранить природу. Но он, к сожалению, совершает и много злых поступков, которые губят окружающий мир.  Рефлексия: ­Вспомните тему урока. ­ Каким же должно быть отношение людей к природе? ­ Выполните задание 5 . Составьте синквейн на тему «ответственность».  ­ Давайте прочитаем, что получилось. ­ Оцените свою работу в группах с помощью смайликов. Домашнее задание: –   Вы   говорили   о   домашних   питомцах.   Поднимите   руки,   у   кого   есть   домашние животные.   Именно   для   вас   на   странице   85   учебного   пособия   в   рубрике   «Вопросы   и задания» приготовлены вопросы (зачитать). – Не огорчайтесь те, у кого еще нет домашнего любимца. Я приготовила задание и вам:   подберите   и   запишите   в   рабочую   тетрадь   пословицы   и   поговорки   о   домашних животных. Например: «Не бойся дороги, были б кони здоровы». Есть одна планета­сад В этом космосе холодном, Только здесь леса шумят, Птиц скликая, перелетных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету.

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Тема: «Отношение христианина к природе»

Предмет : ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»  Тема: «Отношение христианина к природе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018