Астрометрия: Сферическая астрономия изучает положение, видимое и собственное движение космических тел и решает задачи, связанные с определением положений светил на небесной сфере, составлением звездных каталогов и карт, теоретическим основам счета времени.
Фундаментальная астрометрия ведет работу по определению фундаментальных астрономических постоянных и теоретическому обоснованию составления фундаментальных астрономических каталогов.
Практическая астрономия занимается определением времени и географических координат, обеспечивает Службу Времени, вычисление и составление календарей, географических и топографических карт; астрономические методы ориентации широко применяются в мореплавании, авиации и космонавтике.
Тема: Предмет астрономии.
Ход урока:
Вводная беседа (2 мин)
Требования: учебниктетрадьэкзамен (по выбору)
новый предмет работа с учебником
Новый материал (30 мин) Начало демонстрация видео клипа с CD, моей презентации.
Астрономия [греч. astron звезда, nomos закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении,
происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза Урания.
Системы: все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.
1. Солнечная система
2. Видимые на небе звезды, в том
числе Млечный путь – это часть
Галактики (наша галактика
Млечный Путь)
3. Галактики объединяются в
своего рода скопления (системы)
Все тела находятся в непрерывном
движении, изменении, развитии. Планеты,
звезды, галактики имеют свою историю,
нередко исчисляемую млрд. лет.
На схеме отражена системность и
расстояния:
1 астрономическая единица = 149, 6
млн.км (среднее расстояние от Земли до
Солнца).
1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3, 26 св. лет
1 световой год (св. год) это расстояние,
которое луч света со скоростью почти 300
000 км/с пролетает за 1 год. 1 световой год
равен 9,46 миллионам миллионов
километров!
История астрономии – одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из
фильма Астрономия (ч.1, фр. 2 Самая древняя наука). Потребность в астрономических знаниях диктовалась
жизненной необходимостью:
1. Счета времени (календарь).
2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям
3. Любознательность – разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.
4.
Забота о своей судьбе, народившая астрологию.
Этапы развития астрономии
Iй Античный мир (до н. э)
IIой Дотелескопический (наша эра до 1610г)
IIIий Телескопический (16101814гг)
IVый Спектроскопия (18141900гг)
Vый Современный (1900 наст.время)Связь c другими предметами.
1 гелиобиология
2 ксенобиология
3 космическая биология и
медицина
4 математическая география
5 космохимия
А сферическая астрономия
Б астрометрия
В небесная механика
Г астрофизика
Д космология
Е космогония
Ж космофизика
Основные разделы астрономии:
Классическая
астрономия
объединяет ряд разделов астрономии, основы которых были разработаны до начала ХХ века:
Сферическая
астрономия
Фундаментальная
астрометрия
Астрометрия:
Практическая
астрономия
изучает положение, видимое и собственное движение
космических тел и решает задачи, связанные с
определением положений светил на небесной сфере,
составлением звездных каталогов и карт,
теоретическим основам счета времени.
ведет работу по определению фундаментальных
астрономических постоянных и теоретическому
обоснованию составления фундаментальных
астрономических каталогов.
занимается определением времени и географических
координат, обеспечивает Службу Времени,
вычисление и составление календарей,
географических и топографических карт;
астрономические методы ориентации широко
применяются в мореплавании, авиации и
космонавтике.
Небесная
механика
Современная
астрономия
Астрофизика
исследует движение космических тел под действием сил тяготения (в
пространстве и времени). Опираясь на данные астрометрии, законы
классической механики и математические методы исследования, небесная
механика определяет траектории и характеристики движения космических
тел и их систем, служит теоретической основой космонавтики.
изучает основные физические характеристики и свойства космических
объектов (движение, строение, состав и т.д.), космических процессов и
космических явлений, подразделяясь на многочисленные разделы:
теоретическая астрофизика; практическая астрофизика; физика планет и их
спутников (планетология и планетографии); физика Солнца; физика звезд;
внегалактическая астрофизика и т. д.Космогония
Космология
изучает происхождение и развитие космических объектов и их систем (в
частности Солнечной системы).
исследует происхождение, основные физические характеристики, свойства и
эволюцию Вселенной. Теоретической основой ее являются современные
физические теории и данные астрофизики и внегалактической астрономии.
Наблюдения в астрономии основной источник информации. Они имеют особенности:
длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример
эволюция звезд)
необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)
Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях
обсерваториях.
Телескоп увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света
(проникающая сила).
Виды телескопов: = оптические и радио (Показ)
1. Оптические телескопы
Рефрактор используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей
Рефлектор используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И.
Ньютон.
Зеркально – линзовый (камера Шмидта) комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.
непосредственные наблюдения
фотографировать (астрограф)
фотоэлектрические – датчик, колебание энергии, излучений
назначение
спектральные – дают сведения о температуре, химическом составе, магнитных полях,
движений небесных тел.
В астрономии расстояние между небесными телами измеряют углом
градусы – 5о,2, минуты – 13',4, секунды – 21",3
→
угловое расстояние:
Обычным глазом мы видим рядом 2 звезды (разрешающая способность), если угловое расстояние не менее 1
2'. Угол, под которым мы видим диаметр Солнца и Луны ~ 0,5о= 30'.
Вычисления:
Разрешающая способность = 14α
[где
λ
длина световой волны, а D – диаметр объектива телескопа]
"/D [D – диаметр объектива телескопа в см.] или = 206265∙
α
λ
/D
Светосила Е=~S (или D2 ) объектива. Е=(D/dхр)2, где dхр диаметр зрачка человека в обычных
условиях 5мм.
β α
Увеличение =Фокусное расстояние объектива/Фокусное расстояние окуляра. W=F/f= /
.
При сильном увеличении >500х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как
можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за пределами атмосферы ( в космосе).Задача (самостоятельно3 мин) Для 6м телескопа– рефлектора в Специальной
астрофизической обсерватории (на северном Кавказе) определить разрешающую
способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием
5см (F=24м). [Оценка по скорости и правильности решения]
2. Радиотелескопы преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов,
недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило
развитие с 50х годов 20го столетия.
Закрепление материала [6мин].
Вопросы:
1. Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики,
истории и т.д.)
2. В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?
3. Какие типы небесных тел вам известны?
4. Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.
5. Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?Значения в народном хозяйстве:
Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта
Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) искусство прокладывать путь по звездам
Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее
Космонавтика:
Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы
Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях
Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий
Спасение терпящих бедствие судов
Исследования других планет для прогнозирования развития Земли
Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11); стр29 (п.16) – главные
мысли.
При подробном изучении материала об астрономических инструментах можно предложить ученикам
вопросы и задачи:
1. Определите основные характеристики телескопа Г. Галилея.
2. В чем преимущества и недостатки оптической системы рефрактора Галилея по сравнению с оптической
схемой рефрактора Кеплера?
3. Определите основные характеристики БТА. Во сколько раз БТА мощнее МШР?
4. В чем преимущества телескопов, установленных на борту космических аппаратов?
5. Какими условиями должно удовлетворять место для строительства астрономической обсерватории?