Предмет астрономии.
Оценка 5

Предмет астрономии.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
астрономия
11 кл
07.05.2018
Предмет астрономии.
Астрометрия: Сферическая астрономия изучает положение, видимое и собственное движение космических тел и решает задачи, связанные с определением положений светил на небесной сфере, составлением звездных каталогов и карт, теоретическим основам счета времени. Фундаментальная астрометрия ведет работу по определению фундаментальных астрономических постоянных и теоретическому обоснованию составления фундаментальных астрономических каталогов. Практическая астрономия занимается определением времени и географических координат, обеспечивает Службу Времени, вычисление и составление календарей, географических и топографических карт; астрономические методы ориентации широко применяются в мореплавании, авиации и космонавтике.
Предмет астрономии..doc
Тема: Предмет астрономии. Ход урока: Вводная беседа (2 мин)       Требования: учебник­тетрадь­экзамен (по выбору)       новый предмет ­ работа с учебником  Новый материал (30 мин) Начало ­ демонстрация видео клипа с CD, моей презентации. Астрономия [греч. astron ­ звезда, nomos ­закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении,  происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза ­ Урания. Системы: ­ все тела во Вселенной образуют системы различной сложности.  1. Солнечная система  2. Видимые на небе звезды, в том  числе Млечный путь – это часть  Галактики (наша галактика  Млечный Путь)  3. Галактики объединяются в  своего рода скопления (системы)      Все тела находятся в непрерывном  движении, изменении, развитии. Планеты,  звезды, галактики имеют свою историю,  нередко исчисляемую млрд. лет.  На схеме отражена системность и  расстояния:   1 астрономическая единица = 149, 6  млн.км (среднее расстояние от Земли до  Солнца).  1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3, 26 св. лет  1 световой год (св. год) ­ это расстояние,  которое луч света со скоростью почти 300  000 км/с пролетает за 1 год. 1 световой год  равен 9,46 миллионам миллионов  километров! История астрономии – одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из  фильма Астрономия (ч.1, фр. 2  Самая древняя наука). Потребность в астрономических знаниях диктовалась  жизненной необходимостью: 1. Счета времени (календарь).  2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям  3. Любознательность – разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.  4. Забота о своей судьбе, народившая астрологию.  Этапы развития астрономии I­й Античный мир (до н. э) II­ой Дотелескопический (наша эра до 1610г)  III­ий Телескопический (1610­1814гг) IV­ый Спектроскопия (1814­1900гг) V­ый Современный (1900 ­ наст.время) Связь c другими предметами. 1 ­ гелиобиология 2 ­ ксенобиология 3 ­ космическая биология и  медицина 4 ­ математическая география 5 ­ космохимия А ­ сферическая астрономия Б ­ астрометрия В ­ небесная механика Г ­ астрофизика Д ­ космология Е ­ космогония Ж ­ космофизика Основные разделы астрономии:  Классическая астрономия объединяет ряд разделов астрономии, основы которых были разработаны до начала ХХ века:     Сферическая  астрономия   Фундаментальная  астрометрия Астрометрия:   Практическая  астрономия изучает положение, видимое и собственное движение  космических тел и решает задачи, связанные с  определением положений светил на небесной сфере,  составлением звездных каталогов и карт,  теоретическим основам счета времени. ведет работу по определению фундаментальных  астрономических постоянных и теоретическому  обоснованию составления фундаментальных  астрономических каталогов. занимается определением времени и географических  координат, обеспечивает Службу Времени,  вычисление и составление календарей,  географических и топографических карт;  астрономические методы ориентации широко  применяются в мореплавании, авиации и  космонавтике. Небесная  механика Современная астрономия Астрофизика исследует движение космических тел под действием сил тяготения (в  пространстве и времени). Опираясь на данные астрометрии, законы  классической механики и математические методы исследования, небесная  механика определяет траектории и характеристики движения космических  тел и их систем, служит теоретической основой космонавтики. изучает основные физические характеристики и свойства космических  объектов (движение, строение, состав и т.д.), космических процессов и  космических явлений, подразделяясь на многочисленные разделы:  теоретическая астрофизика; практическая астрофизика; физика планет и их  спутников (планетология и планетографии); физика Солнца; физика звезд;  внегалактическая астрофизика и т. д. Космогония  Космология изучает происхождение и развитие космических объектов и их систем (в  частности Солнечной системы). исследует происхождение, основные физические характеристики, свойства и  эволюцию Вселенной. Теоретической основой ее являются современные  физические теории и данные астрофизики и внегалактической астрономии. Наблюдения в астрономии ­ основной источник информации. Они имеют  особенности:   длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример­ эволюция звезд)  необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)  Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях  ­обсерваториях.  Телескоп ­ увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света  (проникающая сила).  Виды телескопов: = оптические и радио (Показ) 1. Оптические телескопы Рефрактор ­ используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей Рефлектор ­ используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И.  Ньютон. Зеркально – линзовый (камера Шмидта) ­ комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.  непосредственные наблюдения    фотографировать (астрограф)   фотоэлектрические – датчик, колебание энергии, излучений  назначение  спектральные – дают сведения о температуре, химическом составе, магнитных полях,  движений небесных тел.  В астрономии расстояние между небесными телами измеряют углом  градусы – 5о,2,    минуты – 13',4,     секунды – 21",3  →  угловое расстояние:          Обычным глазом мы видим рядом 2 звезды (разрешающая способность), если угловое расстояние не менее 1­ 2'. Угол, под которым мы видим диаметр Солнца и Луны ~ 0,5о= 30'.  Вычисления:    Разрешающая способность  = 14α [где  λ  ­ длина световой волны, а D – диаметр объектива телескопа]   "/D [D – диаметр объектива телескопа в см.] или  = 206265∙ α λ /D   Светосила Е=~S (или D2 ) объектива. Е=(D/dхр)2, где dхр­ диаметр зрачка человека в обычных  условиях 5мм.  β α  Увеличение =Фокусное расстояние объектива/Фокусное расстояние окуляра. W=F/f= / .  При сильном увеличении >500х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как  можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за пределами атмосферы ( в космосе). Задача (самостоятельно­3 мин) Для 6м телескопа– рефлектора в Специальной  астрофизической обсерватории (на северном Кавказе) определить разрешающую  способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием  5см (F=24м). [Оценка по скорости и правильности решения]  2. Радиотелескопы ­ преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов,  недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило  развитие с 50­х годов 20­го столетия.    Закрепление материала [6мин]. Вопросы:  1. Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики,  истории и т.д.)  2. В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?  3. Какие типы небесных тел вам известны?  4. Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.  5. Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия? Значения в народном хозяйстве: ­ Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта ­ Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) ­ искусство прокладывать путь по звездам ­ Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее ­ Космонавтика:     ­ Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы     ­ Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях     ­ Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий     ­ Спасение терпящих бедствие судов     ­ Исследования других планет для прогнозирования развития Земли    Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11); стр29 (п.1­6) – главные  мысли.  При подробном изучении материала об астрономических инструментах можно предложить ученикам  вопросы и задачи: 1. Определите основные характеристики телескопа Г. Галилея. 2. В чем преимущества и недостатки оптической системы рефрактора Галилея по сравнению с оптической  схемой рефрактора Кеплера? 3. Определите основные характеристики БТА. Во сколько раз БТА мощнее МШР? 4. В чем преимущества телескопов, установленных на борту космических аппаратов? 5. Какими условиями должно удовлетворять место для строительства астрономической обсерватории?

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Предмет астрономии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018