ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
Иконка файла материала Урок 1. Предмет химии. Вещества.rtf
У р о к  1 ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА Э л е м е н т ы   с о д е р ж а н и я   и з   П р и м е р н о й   п р о г р а м м ы о с н о в н о г о   о б щ е г о   о б р а з о в а н и я   п о   х и м и и :  химия как часть естествознания; химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях;   химический   элемент;   простые   и   сложные   вещества; атомы и молекулы. Т р е б о в а н и я   к   у р о в н ю   п о д г о т о в к и   в ы п у с к н и к о в о с н о в н о й   о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й   ш к о л ы :   знать   понятия «вещество», «химический элемент». М а т е р и а л ы   и   о б о р у д о в а н и е :   стеклянные   колба,   стакан, пробирка,   образцы   металлических   пластинок   (медная,   алюминиевая, железная), образцы неметаллов (сера, уголь, фосфор), вода в стакане, кристаллы медного купороса, поваренной соли, сахара; раствор медного купороса,   стальной   гвоздь,  модели   кристаллических   решеток   алмаза, углекислого газа. Х о д   у р о к а Урок строится в форме эвристической беседы. Основные задачи беседы – выяснить: 1) какое место занимает химия среди других наук; 2) что она изучает; 3) что такое вещество; 4) чем одно вещество отличается от другого; 5) в чем причина этих отличий. В о п р о с ы   у ч и т е л я : – Я сейчас назову три группы наук. А вы попытайтесь определить, к какой из них ближе химия: 1. Литературоведение, лингвистика, история. 2. Математика, информатика. 3. Физика, биология. (Ответ: 3.) – Как называются эти науки?(Ответ: естественные.) – Что является предметом изучения биологии? физики? (Ответ: живое; физические явления.) – Какие вы знаете физические явления? (Ответ:   механические,   тепловые,   электромагнитные,   звуковые, световые.) – С чем происходят эти явления? (Ответ: с физическими телами.) – Из чего стоят физические тела? (Ответ: из атомов, молекул, из вещества.) – Как вы думаете, что изучает химия? (Ответ: вещества.) – Что о веществах должна знать химия? Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток. (Ответ: химия должна знать, из чего состоят вещества.) –   Давайте   попробуем   дать   ответ   на   этот   вопрос.   Посмотрите   на решетку алмаза и углекислого газа. В чем отличие? Что это за частицы? (Ответ: у алмаза – атомы, у углекислого газа – молекулы.) – А из чего состоят молекулы? (Ответ: из атомов.) –   Значит,   мельчайшей   частицей   вещества   является   атом?   Как   вы думаете, все ли атомы одинаковы? (Ответ: нет.) – Чем они могут различаться? (Ответ: размером, массой.) – Верно. А также они различаются своим составом: зарядом ядра, числом электронов. – А есть ли в природе одинаковые атомы? (Ответ: да.) Одинаковые   атомы,   или   атомы   одного   вида,   принято   называть химическим   элементом.   Всем   вам   известна   таблица   химических элементов   –   таблица   Д.   И.   Менделеева,   в   ней   показаны   все существующие разновидности атомов. – Давайте еще раз посмотрим на кристаллическую решетку алмаза. Все ли атомы в ней одинаковы? (Ответ: да.)Такие  вещества,   состоящие   из   атомов   одного   химического элемента, называют простыми. – Из скольких химических элементов состоит углекислый газ? (Ответ: из 2.) –   Как   будет   называться   группа   веществ,   к   которым   относится углекислый газ? (Ответ: сложные вещества.) – Попытайтесь дать определение сложным веществам. – Итак, давайте подведем итог нашей беседы и коротко запишем в тетрадь:  Химия изучает вещества.  Вещество состоит из атомов и молекул.   Вещество   может   быть   простым   (состоит   из   атомов   одного химического   элемента)   и   сложным   (состоит   из   атомов   нескольких химических элементов). – Что же такое вещество? Учитель   демонстрирует   стеклянную   колбу,   стакан,   пробирку. Спрашивает, что общего и что различного у этих предметов. (Ответ:   разная   форма,   одинаковое   вещество,   из   которого   они сделаны, – стекло.) Значит, вещество – это то, из чего состоят физические тела. – Чем отличаются вещества?  Учитель   демонстрирует   металлические   пластинки,   воду   в стакане, неметаллы, кристаллы медного купороса, соли, сахара. (Ответ: цветом, агрегатным состоянием, вкусом и т. д.) – Как это называется в целом? Это физические свойства. У каждого вещества они индивидуальны. Это и позволяет отличить одно вещество от другого. Но есть еще и химические   свойства  –   способность   вещества   взаимодействовать   с другими веществами, превращаться в другие вещества. Учитель   демонстрирует   опыт:   опускает   стальной   гвоздь   в медный купорос. Пока   идет   эксперимент,  учащиеся   пытаются   сформулировать,  что такое химия, и записывают определение в тетрадь.Химия – это наука о веществах, их составе, строении, свойствах и превращениях. Учитель показывает гвоздь, вынутый из раствора медного купороса. Обсуждает   с   классом   произошедшие   изменения,   выясняет   причины изменений.   Учащиеся   делают   вывод,   что   произошло   химическое превращение. Д о м а ш н е е   з а д а н и е :   § 1, упр. 3, 6, 8, 9. Описать физические свойства воды по пунктам на с. 8.