Представленные методические материалы могут быть использованы при подготовке и проведении уроков химии в 8 классе. Материалы могут быть использованы как самостоятельный конспект, разработку готового урока, так и в качестве источника информации при подготовке дополнительных материалов в собственной переработке или интерпретации. Предназначен для педагогов, работающих по программе О.С. Габриеляна, может использоваться в других УМК.
У р о к 1
ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ВЕЩЕСТВА
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я и з П р и м е р н о й п р о г р а м м ы
о с н о в н о г о о б щ е г о о б р а з о в а н и я п о х и м и и : химия как часть
естествознания; химия – наука о веществах, их строении, свойствах и
превращениях; химический элемент; простые и сложные вещества;
атомы и молекулы.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в к и в ы п у с к н и к о в
о с н о в н о й о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й ш к о л ы : знать понятия
«вещество», «химический элемент».
М а т е р и а л ы и о б о р у д о в а н и е : стеклянные колба, стакан,
пробирка, образцы металлических пластинок (медная, алюминиевая,
железная), образцы неметаллов (сера, уголь, фосфор), вода в стакане,
кристаллы медного купороса, поваренной соли, сахара; раствор медного
купороса, стальной гвоздь, модели кристаллических решеток алмаза,
углекислого газа.
Х о д у р о к а
Урок строится в форме эвристической беседы.
Основные задачи беседы – выяснить:
1) какое место занимает химия среди других наук;
2) что она изучает;
3) что такое вещество;
4) чем одно вещество отличается от другого;
5) в чем причина этих отличий.
В о п р о с ы у ч и т е л я :
– Я сейчас назову три группы наук. А вы попытайтесь определить, к
какой из них ближе химия:
1. Литературоведение, лингвистика, история.
2. Математика, информатика.
3. Физика, биология.
(Ответ: 3.)
– Как называются эти науки?(Ответ: естественные.)
– Что является предметом изучения биологии? физики?
(Ответ: живое; физические явления.)
– Какие вы знаете физические явления?
(Ответ: механические, тепловые, электромагнитные, звуковые,
световые.)
– С чем происходят эти явления?
(Ответ: с физическими телами.)
– Из чего стоят физические тела?
(Ответ: из атомов, молекул, из вещества.)
– Как вы думаете, что изучает химия?
(Ответ: вещества.)
– Что о веществах должна знать химия?
Учитель демонстрирует модели кристаллических решеток.
(Ответ: химия должна знать, из чего состоят вещества.)
– Давайте попробуем дать ответ на этот вопрос. Посмотрите на
решетку алмаза и углекислого газа. В чем отличие? Что это за частицы?
(Ответ: у алмаза – атомы, у углекислого газа – молекулы.)
– А из чего состоят молекулы?
(Ответ: из атомов.)
– Значит, мельчайшей частицей вещества является атом? Как вы
думаете, все ли атомы одинаковы?
(Ответ: нет.)
– Чем они могут различаться?
(Ответ: размером, массой.)
– Верно. А также они различаются своим составом: зарядом ядра,
числом электронов. – А есть ли в природе одинаковые атомы?
(Ответ: да.)
Одинаковые атомы, или атомы одного вида, принято называть
химическим элементом. Всем вам известна таблица химических
элементов – таблица Д. И. Менделеева, в ней показаны все
существующие разновидности атомов.
– Давайте еще раз посмотрим на кристаллическую решетку алмаза.
Все ли атомы в ней одинаковы?
(Ответ: да.)Такие вещества, состоящие из атомов одного химического
элемента, называют простыми.
– Из скольких химических элементов состоит углекислый газ?
(Ответ: из 2.)
– Как будет называться группа веществ, к которым относится
углекислый газ?
(Ответ: сложные вещества.)
– Попытайтесь дать определение сложным веществам.
– Итак, давайте подведем итог нашей беседы и коротко запишем в
тетрадь:
Химия изучает вещества.
Вещество состоит из атомов и молекул.
Вещество может быть простым (состоит из атомов одного
химического элемента) и сложным (состоит из атомов нескольких
химических элементов).
– Что же такое вещество?
Учитель демонстрирует стеклянную колбу, стакан, пробирку.
Спрашивает, что общего и что различного у этих предметов.
(Ответ: разная форма, одинаковое вещество, из которого они
сделаны, – стекло.)
Значит, вещество – это то, из чего состоят физические тела.
– Чем отличаются вещества?
Учитель демонстрирует металлические пластинки, воду в стакане,
неметаллы, кристаллы медного купороса, соли, сахара.
(Ответ: цветом, агрегатным состоянием, вкусом и т. д.)
– Как это называется в целом?
Это физические свойства. У каждого вещества они индивидуальны.
Это и позволяет отличить одно вещество от другого. Но есть еще и
химические свойства – способность вещества взаимодействовать с
другими веществами, превращаться в другие вещества.
Учитель демонстрирует опыт: опускает стальной гвоздь в медный
купорос.
Пока идет эксперимент, учащиеся пытаются сформулировать, что
такое химия, и записывают определение в тетрадь.Химия – это наука о веществах, их составе, строении, свойствах и
превращениях.
Учитель показывает гвоздь, вынутый из раствора медного купороса.
Обсуждает с классом произошедшие изменения, выясняет причины
изменений. Учащиеся делают вывод, что произошло химическое
превращение.
Д о м а ш н е е з а д а н и е : § 1, упр. 3, 6, 8, 9. Описать физические
свойства воды по пунктам на с. 8.