Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы
Оценка 4.8

Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
2 кл
17.02.2019
Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы
В статье представлены основные положения по теме: "Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы". Сделан акцент на важность точного формулирования понятийного аппарата индивидуального исследования, представлены примеры практических частей индивидуальных исследований младших школьников в динамике последних трёх лет.
тезисы.docx
VI Открытые педагогические чтения памяти заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук И.Б.Ольбинского Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия «Дмитров»» город Дмитров Московской области  Мельникова Татьяна Дмитриевна «Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы»  Не существует сколько­нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.  А. Н. Колмогоров  Переходя с начальной ступени обучения в среднее звено, учащиеся уже должны владеть основами   исследовательской   и   проектной   деятельности,   поэтому   учителям   начальной   школы необходимо   в   полной   мере   обеспечить   организацию   работы   в   данном   направлении.  Проблема популяризации исследовательской деятельности среди учащихся начальных классов в Московской области   является   актуальной,   поскольку   исследовательская   деятельность   оказывает непосредственное   влияние   на   развитие   способностей   и   навыков   исследовательского   типа мышления.    Целью   данной   работы   являются   рекомендации   по   педагогическому   сопровождению индивидуального   исследования   учащихся   начальной   школы.   Объект   –   индивидуальные исследовательские работы учащихся. Предмет – организация практической части индивидуального исследования.  Задачи:  ­ изучить особенности индивидуального исследования в начальной школе; ­   рассмотреть   на   конкретных   примерах   основные   этапы   организации   индивидуального исследования; ­ привести примеры практической части индивидуальных исследований. Специфика   исследовательской   деятельности   в   начальной   школе   заключается   в направляющей,   стимулирующей   и   корректирующей   роли   учителя.   Для   раскрытия   творческого потенциала   ребенка   от   учителя   требуется   организовать   исследовательскую   деятельность,   тем самым, увлекая детей, показывая им значимость их деятельности, вселяя им уверенность в своих силах. Роль посредника в обратной связи между учителем и учеником отводится, как правило, родителю. Поэтому не менее важным становится увлечь не только ученика, но и его родителя. Демонстрируя   публично   опыт   работ   прошлых   лет,   можно   убедить   родителей,   что исследовательские   работы   являются   «адресными»,   то   есть   учитывают   увлечения   конкретного учащегося в том или ином направлении.  Главным отличием исследовательской работы от других, является то, что она связана с решением исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом, с экспериментальной и теоретической   проверкой   результата   исследования.   А   сформулированная   авторская   гипотеза может быть подтвержденной или нет.   Прежде, чем рассмотреть основные этапы из личного опыта выполнения индивидуальных исследований,   стоит   отметить,   что   необходимо   учитывать   уровень   подготовленности, самостоятельности и возраст учащихся.  Первым   и   самым   важным   этапом   в   организации   эффективной   практической   части исследования   можно   считать   этап   формулирования   гипотезы,   когда   учащийся   выдвигает собственное предположение, на которое он должен получить положительный или отрицательный результат.   В   рамках   выдвигаемой   рабочей   гипотезы   определяется   актуальность   и   тема индивидуального исследования. На этом же этапе необходимо помочь корректно сформулировать понятийный аппарат исследования (цель, объект, предмет, задачи, методы). К сожалению, в силу различных   обстоятельств,   для   некоторых   учителей   этот   этап   представляется   самым затруднительным, не говоря уже об учащихся и их родителях.  В   выборе   темы   исследования   я   руководствуюсь   правилом:   интерес   –оригинальность   – выполнимая   практическая   часть.   Например,   в   прошлом   году   ребенок,   который   был   увлечен аквариумными рыбами, увлекся с родителями идеей об аквапонике. Было решено приобрести к своему домашнему аквариуму установку по аквапонике и выращивать растения без грунта.  Что касается выполнимости практической части, то могу привести пример, когда ученица первого класса была увлечена домашними питомцами, кошки бенгальской породы. У нее возникла гипотеза, что эти кошки могут поддаваться дрессировки и она решила начать дрессировать их по системе. Конечно, эта исследовательская работа заведомо была невыполнима, поскольку система дрессировки включает длительный (от года и более) период обучения.  Оригинальной   может   быть   почти   любая   тема,   особенно   если   она   не   столь   популярна   в информационной среде. Например, я была соавтором темы: «Изготовление имитированной икры в домашних условиях». Тема была весьма интересна и нова.  Поскольку   младшим   школьникам   трудно   самостоятельно   подбирать   материал   для исследовательской   работы,   я   обращаюсь   к   родителям   за   помощью,   объясняя   на   родительском собрании   значимость   совместной   работы   над   исследованием.   Рекомендуется   раздать   памятки «Юный исследователь» для учащихся.  Например, раскрывая тему: «Оценка качества меда», юному исследователю пришлось обратится к родственнику­пасечнику, который предоставил качественные образцы меда для проведения опытов и сравнения образцов меда с пасеки и покупных.  Четвертый   этап   включает   в   себя   формирование   основной   части   исследования   и   анализ полученных   результатов.   Именно   на   этом   этапе   важна   деликатная   корректировочная   помощь учителя. Я помогаю и уточняю выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с источниками информации и др.). Сопоставляются выводы с гипотезой и задачами индивидуального исследования.   После   корректировки   исследовательской   работы,   оформляется   материал   для публичного   выступления   и   защиты   работы.   Чем   нагляднее   будут   представлены   результаты исследования, тем успешнее может быть представлено публичное выступление учащегося.  Успех любого индивидуального исследования на 80% зависит от правильно проведённой практической   части,   зачастую   эмпирические   методы   –   эксперимента   или   опыта.   Метод эксперимента – эффективен, поскольку заставляет мысль ребенка двигаться вперед. Практическая часть является  наиболее интересной  в исследовательской работе учащегося, свидетельствует  о целостности и убедительности его работы.  Исследовательская   работа   «Аквапоника   –   ферма   в   домашних   условиях».   Гипотеза   – действительно   ли   с   помощью   метода   аквапоники   можно   выращивать   культурные   растения   в домашних условиях. Объект исследования ­ метод аквапоники, предмет исследования – домашняя «Акваферма». В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Был проведен эксперимент по работе аквапоники: рыбы — выделяют детрит; бактерии — перерабатывают аммиак в нитриты, а затем и в нитраты; растения — потребляют нитраты из воды и обогащают её кислородом. Для наблюдения за растениями и их ростом, были посажены семена: гречихи, гороха, овса и два салата. Результаты наблюдений   фиксировались   в   тетрадь   наблюдений,   проводилась   фотосъемка   экспериментов,   а результаты были обработаны и представлены выводами в работе.  По   второму   исследованию   были   проведены   опыты   по   выявлению   в   домашних   и лабораторных условиях качественного меда. Гипотеза ­  качественный натуральный мед является источником   полезных   веществ   для   организма   человека   и   не   содержит   лишней   воды,   сахара   и сахарного сиропа. Цель работы – оценка качества меда. Объект исследования – мед. Предмет исследования – качество меда. Опытным путем были изучены органолептические свойства меда, проведена физико­химическая оценка меда с помощью лабораторного оборудования, определена массовая   доля   воды   с   помощью   рефрактометра.   Проведена   оценка   химической   реакции   меда воздействием   йода,   96%   спирта   и   азотия   серебра.   Все   сравнивали   с   требованиями   стандарта. Сделаны   выводы.   По   результатам   опытов   были   выявлены   некачественные   образцы   меда, приобретенного в магазине. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.  По третьему исследованию на тему «Изготовление имитированной икры» была выдвинута гипотеза, что в домашних условиях можно изготовить икру для здорового и диетического питания. Цель работы ­ изготовление имитированной икры для здорового и диетического питания. Объектом исследования являлась икра. Предмет исследования – процесс изготовления имитированной икры. В ходе исследования проводились записи в тетрадь наблюдений, составлялись таблицы, фото и видео фиксация полученных результатов. По результатам работы гипотеза была подтверждена. Мы изготовили   имитированную   икру   в   обычных   условиях   по   рецептуре,   подготовили   раствор внутреннего   содержания   икринок   из   желатина,   гуароновой   камеди,   хлорида   кальция   и   воды. Формирующая   среда   из   альгината   натрия   и   воды.   После   того,   как   растворы   были   готовы,   мы разделили на 2 части массу для внутреннего содержания икры: в одну добавили ароматизатор лосося и краситель, во вторую добавили варенье. Четвертая   творческая   исследовательская   работа   на   тему   «Фоамиран.   Великолепное   в простом» содержала гипотезу, что фоамиран можно использовать в детском творчестве, а изделие, сделанное   из   этого   материала,   будет   дешевле,   чем   готовое   в   магазине.   Цель   исследования   – изготовление пробного образца куклы из фоамирана и стоимостная оценка с аналогом из магазина. Задачи работы: изучить свойства фоамирана; составить технологическую карту пробного образца и выполнить изделие из фоамирана; сравнить стоимость образца и покупным изделием. Были сделаны выводы, что затраты на изготовление изделия из фоамирана обошлось дешевле, чем аналогичные изделия в магазинах, поэтому гипотеза подтвердилась.  Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, что по результатам индивидуальной работы над исследованием, учащиеся начальной школы приобретают презентационные, коммуникативные, поисковые   и   информационные   навыки.   Для   достижения   цели   любого   индивидуального исследования от учителя требуется организовать таким образом этапы работы над исследованием, чтобы   максимально   способствовать   вовлечению   ребенка   в   тему   исследования,   с   применением современных информационных технологий для представления результатов проделанной работы.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / А.И, Савенков. ­ Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. ­ 80с. 2.   Материалы   портала   Национальной   образовательной   программы   «Интеллектуально­ творческий   потенциал   России   Малой   Академии   наук   (МАН)   [Электронный   ресурс].   –   Режим доступа: http://future4you.ru.

Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы

Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы

Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы

Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы

Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы

Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019