Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
2 кл
17.02.2019
В статье представлены основные положения по теме: "Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы". Сделан акцент на важность точного формулирования понятийного аппарата индивидуального исследования, представлены примеры практических частей индивидуальных исследований младших школьников в динамике последних трёх лет.
тезисы.docx
VI Открытые педагогические чтения памяти заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических
наук И.Б.Ольбинского
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия «Дмитров»»
город Дмитров Московской области
Мельникова Татьяна Дмитриевна
«Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося
начальной школы»
Не существует скольконибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех,
которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А. Н. Колмогоров
Переходя с начальной ступени обучения в среднее звено, учащиеся уже должны владеть
основами исследовательской и проектной деятельности, поэтому учителям начальной школы
необходимо в полной мере обеспечить организацию работы в данном направлении. Проблема
популяризации исследовательской деятельности среди учащихся начальных классов в Московской
области является актуальной,
поскольку исследовательская деятельность оказывает
непосредственное влияние на развитие способностей и навыков исследовательского типа
мышления.
Целью данной работы являются рекомендации по педагогическому сопровождению
индивидуального исследования учащихся начальной школы. Объект – индивидуальные
исследовательские работы учащихся. Предмет – организация практической части индивидуального
исследования.
Задачи:
изучить особенности индивидуального исследования в начальной школе;
рассмотреть на конкретных примерах основные этапы организации индивидуального
исследования;
привести примеры практической части индивидуальных исследований.
Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в
направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Для раскрытия творческого
потенциала ребенка от учителя требуется организовать исследовательскую деятельность, тем
самым, увлекая детей, показывая им значимость их деятельности, вселяя им уверенность в своих
силах. Роль посредника в обратной связи между учителем и учеником отводится, как правило,
родителю. Поэтому не менее важным становится увлечь не только ученика, но и его родителя.
Демонстрируя публично опыт работ прошлых лет, можно убедить родителей, что
исследовательские работы являются «адресными», то есть учитывают увлечения конкретного
учащегося в том или ином направлении.
Главным отличием исследовательской работы от других, является то, что она связана с
решением исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом, с экспериментальной и
теоретической проверкой результата исследования. А сформулированная авторская гипотеза
может быть подтвержденной или нет.
Прежде, чем рассмотреть основные этапы из личного опыта выполнения индивидуальных
исследований, стоит отметить, что необходимо учитывать уровень подготовленности,
самостоятельности и возраст учащихся.
Первым и самым важным этапом в организации эффективной практической части
исследования можно считать этап формулирования гипотезы, когда учащийся выдвигает
собственное предположение, на которое он должен получить положительный или отрицательный
результат. В рамках выдвигаемой рабочей гипотезы определяется актуальность и тема индивидуального исследования. На этом же этапе необходимо помочь корректно сформулировать
понятийный аппарат исследования (цель, объект, предмет, задачи, методы). К сожалению, в силу
различных обстоятельств, для некоторых учителей этот этап представляется самым
затруднительным, не говоря уже об учащихся и их родителях.
В выборе темы исследования я руководствуюсь правилом: интерес –оригинальность –
выполнимая практическая часть. Например, в прошлом году ребенок, который был увлечен
аквариумными рыбами, увлекся с родителями идеей об аквапонике. Было решено приобрести к
своему домашнему аквариуму установку по аквапонике и выращивать растения без грунта.
Что касается выполнимости практической части, то могу привести пример, когда ученица
первого класса была увлечена домашними питомцами, кошки бенгальской породы. У нее возникла
гипотеза, что эти кошки могут поддаваться дрессировки и она решила начать дрессировать их по
системе. Конечно, эта исследовательская работа заведомо была невыполнима, поскольку система
дрессировки включает длительный (от года и более) период обучения.
Оригинальной может быть почти любая тема, особенно если она не столь популярна в
информационной среде. Например, я была соавтором темы: «Изготовление имитированной икры в
домашних условиях». Тема была весьма интересна и нова.
Поскольку младшим школьникам трудно самостоятельно подбирать материал для
исследовательской работы, я обращаюсь к родителям за помощью, объясняя на родительском
собрании значимость совместной работы над исследованием. Рекомендуется раздать памятки
«Юный исследователь» для учащихся.
Например, раскрывая тему: «Оценка качества меда», юному исследователю пришлось обратится к
родственникупасечнику, который предоставил качественные образцы меда для проведения опытов
и сравнения образцов меда с пасеки и покупных.
Четвертый этап включает в себя формирование основной части исследования и анализ
полученных результатов. Именно на этом этапе важна деликатная корректировочная помощь
учителя. Я помогаю и уточняю выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с
источниками информации и др.). Сопоставляются выводы с гипотезой и задачами индивидуального
исследования. После корректировки исследовательской работы, оформляется материал для
публичного выступления и защиты работы. Чем нагляднее будут представлены результаты
исследования, тем успешнее может быть представлено публичное выступление учащегося.
Успех любого индивидуального исследования на 80% зависит от правильно проведённой
практической части, зачастую эмпирические методы – эксперимента или опыта. Метод
эксперимента – эффективен, поскольку заставляет мысль ребенка двигаться вперед. Практическая
часть является наиболее интересной в исследовательской работе учащегося, свидетельствует о
целостности и убедительности его работы.
Исследовательская работа «Аквапоника – ферма в домашних условиях». Гипотеза –
действительно ли с помощью метода аквапоники можно выращивать культурные растения в
домашних условиях. Объект исследования метод аквапоники, предмет исследования – домашняя
«Акваферма». В ходе исследования гипотеза подтвердилась. Был проведен эксперимент по работе
аквапоники: рыбы — выделяют детрит; бактерии — перерабатывают аммиак в нитриты, а затем и в
нитраты; растения — потребляют нитраты из воды и обогащают её кислородом. Для наблюдения за
растениями и их ростом, были посажены семена: гречихи, гороха, овса и два салата. Результаты
наблюдений фиксировались в тетрадь наблюдений, проводилась фотосъемка экспериментов, а
результаты были обработаны и представлены выводами в работе.
По второму исследованию были проведены опыты по выявлению в домашних и
лабораторных условиях качественного меда. Гипотеза качественный натуральный мед является
источником полезных веществ для организма человека и не содержит лишней воды, сахара и
сахарного сиропа. Цель работы – оценка качества меда. Объект исследования – мед. Предмет
исследования – качество меда. Опытным путем были изучены органолептические свойства меда,
проведена физикохимическая оценка меда с помощью лабораторного оборудования, определена
массовая доля воды с помощью рефрактометра. Проведена оценка химической реакции меда воздействием йода, 96% спирта и азотия серебра. Все сравнивали с требованиями стандарта.
Сделаны выводы. По результатам опытов были выявлены некачественные образцы меда,
приобретенного в магазине. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.
По третьему исследованию на тему «Изготовление имитированной икры» была выдвинута
гипотеза, что в домашних условиях можно изготовить икру для здорового и диетического питания.
Цель работы изготовление имитированной икры для здорового и диетического питания. Объектом
исследования являлась икра. Предмет исследования – процесс изготовления имитированной икры.
В ходе исследования проводились записи в тетрадь наблюдений, составлялись таблицы, фото и
видео фиксация полученных результатов. По результатам работы гипотеза была подтверждена. Мы
изготовили имитированную икру в обычных условиях по рецептуре, подготовили раствор
внутреннего содержания икринок из желатина, гуароновой камеди, хлорида кальция и воды.
Формирующая среда из альгината натрия и воды. После того, как растворы были готовы, мы
разделили на 2 части массу для внутреннего содержания икры: в одну добавили ароматизатор
лосося и краситель, во вторую добавили варенье.
Четвертая творческая исследовательская работа на тему «Фоамиран. Великолепное в
простом» содержала гипотезу, что фоамиран можно использовать в детском творчестве, а изделие,
сделанное из этого материала, будет дешевле, чем готовое в магазине. Цель исследования –
изготовление пробного образца куклы из фоамирана и стоимостная оценка с аналогом из магазина.
Задачи работы: изучить свойства фоамирана; составить технологическую карту пробного образца и
выполнить изделие из фоамирана; сравнить стоимость образца и покупным изделием. Были сделаны
выводы, что затраты на изготовление изделия из фоамирана обошлось дешевле, чем аналогичные
изделия в магазинах, поэтому гипотеза подтвердилась.
Резюмируя вышеизложенное, хочется отметить, что по результатам индивидуальной работы
над исследованием, учащиеся начальной школы приобретают презентационные, коммуникативные,
поисковые и информационные навыки. Для достижения цели любого индивидуального
исследования от учителя требуется организовать таким образом этапы работы над исследованием,
чтобы максимально способствовать вовлечению ребенка в тему исследования, с применением
современных информационных технологий для представления результатов проделанной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
А.И, Савенков. Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. 80с.
2. Материалы портала Национальной образовательной программы «Интеллектуально
творческий потенциал России Малой Академии наук (МАН) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://future4you.ru.
Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы
Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы
Предмет и метод как проблема сопровождения индивидуального исследования учащегося начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.