Комплексный учебный курс
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль«Основы светской этики»
Тема урока:«Добро и зло»
Сафонова Н.П
Цель: Уточнить и расширить знания о добре и зле.
Задачи:
¾ способствовать формированию знаний о добре и зле;
¾ способствовать стремлению совершать добрые дела;
¾ способствовать развитию интереса к предмету;
¾ способствовать развитию самооценки;
¾ способствовать доброжелательному и комфортному климату в коллективе.
Художественно-педагогическая идея:
«Чтобы поверить в добро, надо делать его…»
Л. Толстой
Методы и приёмы:
¾ беседа;
¾ просмотр отрывков из мультфильмов;
¾ работа с учебником и словарём Ожегова С.И.;
¾ опора на опыт детей;
¾ работа с пословицами;
¾ рассматривание слайдов презентации.
Наглядный материал: презентация
Оборудование:
¾ оборудование для работы с презентацией;
¾ учебники, словари Ожегова С.И.;
¾ раздаточный материал;
Основные термины и понятия: добро и доброта,зло и злоба
Этапы урока:
O Организационный момент
O Присоединение к теме
O Постановка проблемы
O Основное содержание урока:
O Работа в парах (учебник, словарь Ожегова С.И.)
O Работа с карточками
O Физкультминутка по теме урока
O Закрепление материала
O Итог урока
O Рефлексия
O Домашнее задание
Ход урока:
1. Присоединение к теме
Идёт показ отрывков из мультфильмов: «Приключения Фунтика» - песня Фунтика «Доброта»; «Дюдюка» - песня Дюдюки.
- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на нашем сегодняшнем уроке?
- Ответы детей?
- Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро, доброта, зло, злоба.
2. Основное содержание урока:
- Добро и зло! Это особые слова.
Слайд 4
- Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
- Давайте и мы с вами тоже поразмышляем. У вас на столах лежат словари С.И. Ожегова, откройте их и найдите понятия, что такое добро и доброта, зло и злоба.
Работа в парах:
Слайд 5Словарь С.И. Ожегова
Добро – нечто положительное, полезное, противоположное злу.
Доброта– отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Как вы считаете, может добро быть небескорыстным ? Будет ли поступок, за который человек ждёт награду и похвалу, считаться добрым поступком?
- Ответы детей (работа по учебнику стр. 12 – 13)
Слайд 6
Добро – это намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, незнакомому человеку, животному и растительному миру.
Слайд 7 Словарь С.И. Ожегова
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Злоба – чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.
- Как вы считаете, как проявляется зло?
- Ответы детей (работа по учебнику стр.12-13)
Слайд 8
Зло - намеренное, умышленное, сознательное причинение вреда кому- либо.
Слайд 9
Работа с пословицами: (карточки)
- Соедините части пословиц , проверка
Слайд 10
Физкультминутка: «В гостях у сказки»
- А сейчас немного отдохнём. Я вам буду показывать героев сказке, а вы должны определить их поступки. Добрые поступки – хлопаете в ладоши, злые поступки – топаете ногами.
Слайд 11,12, 13
- ЧЕБУРАШКА, ЛИСА И КОЛОБОК, ЩЕЛКУНЧИК, ШЕПОКЛЯК, КАРЛСОН, МАЧЕХА, ЗОЛУШКА, ВИННИ-ПУХ, БАБА-ЯГА, БУРАТИНО, ВОЛК И КРАСНАЯ ШАПОЧКА, КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ.
- Ребята, а кому принадлежат эти слова: «Ребята, давайте жить дружно!»
- Правильно, коту Леопольду.
Закрепление материала: Слайд 14
Кроссворд.
1. Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
2. Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.
3. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
4. Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
5. Пожелание добра.
6. Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
7. Близкие отношения, основанные на доверии.
Зашифрованное слово – ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.
Итог урока:
- Наш урок мне хочется закончить стихотворением Генриха Акулова:
«Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никогда спа-си-бо не ждут.»
- Видеоклип и песня «Делай добро»
Рефлексия:- Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо вам! Какое у вас настроение после нашего урока ( на слайде изображение плачущей и радостной девочки), дети говорят.
Домашнее задание: Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.