ПРЕДМЕТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ:
ИДЕИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
«Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее» Д. Лихачѐв.
Восканян Светлана Гургеновна, учитель русского языка и литературы
МБОУ “Школа № 29»
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в Российской Федерации.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях государства.
Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической поколений.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Какого вы же цели и задачи данной Концепции? Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются:
1. Усовершенствование содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования, соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;
2. Повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;
3. Развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ.
Существует ряд проблем изучения русского языка и литературы в школах.Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных организациях (методические подходы, учебнометодические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного характера:
1. Проблемы мотивационного характера
В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок). Увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.
2. Проблемы содержательного характера
Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.
В полной мере не обеспечено разделение содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета.
В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.
В рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории.
В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося.
Предлагаю основные направления реализации Концепции.
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо конкретизировать указанные требования и учитывать накопленный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы.
В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся.
Необходимо создание:
- учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основепрограмм, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
- хрестоматий, расширенных за счет дополнительного материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;
- современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу.
Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров.
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке развития филологического образования.
В заключение остановлюсь на общих проблемах Концепции. Я хочу обратить внимание на следующее:
- следует оптимизировать нормативные требования к структуре рабочих программ, устранить избыточные параметры контроля за перспективным планированием учебной работы учителя, что хотелось бы поддержать, ведь не секрет, что не все разделы ныне используемых рабочих программ востребованы при работе на конкретном уроке;
- необходимо осуществить комплекс мер по созданию учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на целом комплексе принципов;
- особо хотелось бы отметить проблему формирования потребности ребѐнка в чтении, потому что интерес к чтению, несомненно, будет влиять на развитие личности человека после окончания школьного обучения. Не будет открытием, что современная молодѐжь после школы совсем не обращается к книгам, что, бесспорно, сказывается на личности не только самого индивидуума, но и его потомков.
Свою статью хочется закончить словами Дми́трия Лихачѐва - выдающегося советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора. «Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.