ИГРОВЫЕ технологии НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели и задачи: привитие интереса к изучению предмета, формирование языковой грамотности, чуткого отношения к родному языку.
Развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речи, умений аргументировать свой ответ на основе полученных знаний по лексике, фразеологии, морфемике и др. областей языкознания.
Воспитание творческого подхода к изучению языка, умений работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Словари русского языка (толковый, словообразовательный, фразеологический и др.)
I. Организационный момент.
Подготовка к игре. Класс разбивается на 2 группы (это можно сделать разными способами: сложить разрезанные открытки, выбрать цветной жетон при входе в класс и т.д.). Выбираются капитаны команд, экспертная группа (жюри), придумывается название каждой команде, девиз.
II. Основная часть урока
Задачи на 3 балла
1. Ваня шёл по деревне и встретил каких-то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: “Очень! Целый табун!”. Мама сразу догадалась, что это были:
(А) лошади;
(Б) собаки;
(В) гуси;
(Г) коровы;
(Д) овцы.
2. Знаете ли вы, что ГРАБ — это дерево, родственное берёзе? Уже знаете? Тогда скажите, сколько осмысленных русских слов можно получить, заменяя в слове ГРАБ букву А другой буквой?
(А) 1;
(Б) 2;
(В) 3;
(Г) 4; Гриб, гроб, грёб, груб.
(Д) 5.
3. Какое из этих слов по смыслу лишнее?
(А) волкодав;
(Б) борзая;
(В) пудель;
(Г) собака; Все остальные слова обозначают породы собак
(Д) овчарка.
4. Я положил в сумку: надувной матрас, плавки, полотенце, книжку, кастрюлю. Угадайте, куда я собрался, если одну вещь я взял по ошибке.
(А) в гости;
(Б) в школу;
(В) на пляж; Лишнее слово «кастрюля».
(Г) в бассейн;
(Д) в кино.
5. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
(А) сорока; сорока
(Б) семя; семя + ь
(В) сито; сито
(Г) шерсть; шерсть
(Д) дева; дева
6.Студент позвонил маме: «Денег осталось очень мало, ну просто кот …». Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?
(А) намяукал;
(Б) намурлыкал;
(В) насмеялся;
(Г) наурчал;
(Д) наплакал? Кот наплакал – разг. Неизм. Очень мало (об очень малом количестве чего – либо или кого – либо).
7. Кто бывает круглый:
1) дурак,
2) отличник,
3) друг,
4) трус,
5) сирота?
(А) 3;
(Б) 1, 2, 4;
(В) 2, 4, 5;
(Г) 1, 3;
(Д) 1, 2, 5.
Задачи на 4 балла
8. Какой из этих глаголов по смыслу заметно отличается от остальных?
(А) таращить; таращить глаза
(Б) корчить; корчить рожу
(В) пялить; пялить глаза
(Г) выпучивать; выпучивать глаза
(Д) щурить; щурить глазки
9. Сколько среди слов горячий, обожжённый, яркий, красный, сгоревший таких, которые сочетаются со словом огонь?
(А) 1;
(Б) 2;
(В) 3; горячий, яркий, красный огонь
(Г) 4;
(Д) 5.
10. Когда человек быстро куда-то мчится, принято говорить, что он бежит:
(А) стремглав голову;
(Б) сломя голову;
(В) стремя голову;
(Г) сорвав голову;
(Д) забыв голову.
Сломя голову – разг. Неизм. Стремительно, опрометью, стремглав. Употребляется с глаголами движения несов. и сов. вида: бежать, мчаться, побежать, помчаться… как? сломя голову. Оборот возник скорее всего на основе существительного сломиголова – отчаянный смельчак (ср.: сорвиголова, перекати – поле) и первоначально обозначал «не подумав, безрассудно». Значение «не подумав» потом дало «очень быстро».
Задачи на 5 баллов
11. Мария машет, Прасковья пашет, Елена ленится, Евгений женится. А Павел?
(А) машет;
(Б) пашет;
(В) ленится;
(Г) женится;
(Д) борется.
III. Подведение итогов игры, награждение победителей
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.