«Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии применяемые в ДОУ»
На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей. Инновации, пришедшие в педагогику, во многом определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Использование в практике взаимодействия элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля.
Воспитателю детского сада необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий. Этимологически древнегреческое слово «Techne» («техне») означает «искусство», мастерство, умение, конкретно-предметное знание, проявляющееся в профессиональных умениях.
Ведущие признаки современных технологий заключаются в том, что они ставят воспитанника и воспитателя в позицию субъектов своей деятельности, обладают высоким уровнем инструментальности, обеспечивают гарантированный результат.
Основная и очень ответственная задача ДОУ - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.
Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:
- исследовать понятие «Предметно-ориентированные технологии»;
- исследовать понятие «Личностно-ориентированные технологии»;
- применение предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологий в ДОУ.
В настоящее время практически всем ясно, что тенденция глобализации современного мира не может не сказаться на системе образования и воспитания, как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные, преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.
Инновации, пришедшие в педагогику, во многом определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей.
Большое значение для развития методики имеет изучение педагогического опыта, в котором могут содержаться ответы на актуальные практические задачи, еще не решенные средствами науки. Одна из функций обобщения педагогического опыта – проверка методических концепций и разработанных на их основе учебных материалов – программ, учебного оборудования, методических рекомендаций.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, обучение с использованием технологии имеет серьезные преимущества.
Во-первых, основой технологии служит четкое определение конечной цели. Консервативные педагоги не считают проблему целей ведущей, степень их достижения определяется не точно, “на глазок”. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Во-вторых, технология, в которой цель определена точно, позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
В-третьих, технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В-четвертых, в отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, (Гербова) ориентированных на педагога и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности детей. Методическая разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по- разному организуется и деятельность детей. Проектирование же деятельности ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа детей. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Другими словами - технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. Технология не носит предметный характер, она может реализовываться в любой деятельности вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом, включая в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.
Введение ФГОС требует использования индивидуально (личностно - субъектно) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории ребенка. Согласно ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии.
Именно поэтому исследованием моей темы является «Предметно- ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ».
Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика. Данная технология основывается на изучении и понимании ребенка, учете его особенностей при построении образовательных отношений с ним. В личностно- ориентированной модели обучения реализуются предметно-ориентированные технологии как технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков. Технология полного усвоения знаний (Дж. Кэррол и Б. Блум), технология интенсификации обучения на основе схемных (опорных) конспектов (В.Ф. Шаталов), игровые педагогические технологии (дидактическая игра), интегральные технологии, технологии модульного обучения, блочное обучение и др. Технологии личностно-ориентированного обучения как альтернатива «знаньевой» педагогике. Технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина («организационный диалог»,
«сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава»).
Разновидности групповых технологий: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, нетрадиционные уроки. Педагогическая помощь и поддержка как основные характеристики личностно-ориентированного образования. Технология поддержки ребенка. Педагогика сотрудничества. Разноуровневое обучение.
К предметно-ориентированным технологиям относятся:
- технология концентрированного обучения
- технология дифференцированного обучения
- игровые технологии
- интегрированное обучение
Технология концентрированного обучения, которая по-другому называется
«погружение в предмет». Концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения видов деятельности. Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания дошкольников через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. В наших условиях можно говорить только об элементах использования данной технологии.
Технология дифференцированного обучения позволяет учитывать индивидуальные возможности детей. Внешняя дифференциация осуществляется в рамках селективной системы, когда дошкольникам предоставляется возможность выбора деятельности. Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных особенностей дошкольников. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера помощи и степени участия со стороны взрослого.
Осуществляется внутригрупповое разделение дошкольников на мобильные группы с целью осуществления образовательной деятельности с ними на разных уровнях и разными методами. Внимание направлено не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей.
Интегрированное обучение. Реализация межпредметных связей позволяет вычленять взаимосвязи предметов, без чего невозможно системное освоение основ наук. Межпредметные связи позволяют расширить, углубить знания дошкольников, способствуют формированию познавательного интереса, развитию речи, интенсификации учебно-воспитательного процесса, воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека,
живущего в нем и его познающего.
Делаем вывод. Главное место в предметно-ориентированной технологии отводится учебному материалу, который является предметом пристального
внимания педагога. Усвоение материала — главная цель обучения (воспитания). Господствующая схема процесса педагогической деятельности: материал - обучаемые - результат. Ребенок, как видим, в этой цепочке стоит после предмета. Не ему главное внимание, а предмету. Обучение (воспитание) развивается «от предмета». Контроль качества усвоения игнорирует личность ребенка и сводится к контролю усвоения предмета. Предметно ориентированная технология безжалостна к ребенку, но гарантирует высокий уровень обучения. Достижение запланированных целей в установленные сроки и на заданном уровне — основные критерии обучения.
К Личностно- ориентированным технологиям относятся:
- технология проекта;
- диалоговые технологии обучения;
- модульная технология;
- исследовательская деятельность учащихся;
- технология коллективной мыследеятельности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются:
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Принципы личностно-ориентированного подхода: природа сообразность, культура сообразность, индивидуально-творческий подход, жизнетворчество, сотрудничество, толерантность.
Делаем вывод. В центре личностно-ориентированной технологии — ребенок. Материал — как бы дополнение к нему. Цель — развивать личность, а не
овладевать предметом. Показатель обучения (воспитания) — не количество и качество усвоенного, а прогресс личности — развитость, раскрепощение собственного «Я», самопознание, самоопределение, самостоятельность, независимость суждений и т.п. Учебно-воспитательный процесс строится «от ученика», и если тот вообще не желает учиться, сжимается, деформируется или прекращается сам собой. Никакого насилия ни в чем нет. Количество и качество конкретных знаний, умений никого особенно не интересуют.
Основной критерий — удовлетворение запросов личности, создание условий для самореализации.
Нетрудно понять, что цели процесса в каждом из приведенных технологий различные, он завершается созданием разных продуктов. Если процесс направляется «от предмета», то создается продукт, не тождественный тому, который возникает, когда процесс направляется «от личности».
В зависимости от того, какие требования предъявляются к педагогическому продукту, избирается та или иная схема организации процесса. Казалось бы, главными критериями целесообразности выбора организации процесса являются объем знаний, умений, качество обучения. Однако это не всегда так: не всем потребителям педагогических услуг в современном рыночном мире нужны знания. Для кого-то более важно развитие способностей, склонностей, дарований, кому-то нужны прочные навыки, а кто-то захочет удовлетворить свои потребности в общении, самовыражении.
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Наблюдение за темпами развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно- образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.
В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение)
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника. Следует, что партнерская технология (технология сотрудничества), предусматривает оптимальное сочетание предметно ориентированного и личностно ориентированного обучения (воспитания). Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности. Его намерения состоят в том, чтобы ребенок усвоил максимум конкретных знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного «Я», личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами. Программа обучения, по технологии сотрудничества, многоплановая, а ее реализация — дело чрезвычайно трудное, ведь надо соединить сложную науку с тонкими прикосновениями к душе каждого ребенка, действовать так, чтобы каждый ребенок был обученным, личностно поднятым, удовлетворенным. Эта технология — труднейшая в практической реализации. Три группы задач — научить, развить, воспитать - объединенные генеральной целью обеспечения развития и воспитания, с одной стороны, и создания условий для самореализации личности - с другой, требуют от педагога работы на фантастическом уровне.
Исследования показывают, что основа разработки личностно- ориентированных педагогических технологий – это диалогический подход, означающий субъектное взаимодействие и увеличение меры свобод участников образовательного процесса, самоактуализацию и самопрезентацию личности ребенка. Технологии предусматривают установление личностно- равноправных позиций субъектов: педагог не учит, сколько стимулирует ребенка к развитию, создает условия для его самодвижения.
Эффективность технологии существенно зависит от того, насколько полно представлен в ней человек во всей его многогранности, как учтены его психолого-профессиональные особенности, перспективы их развития или угасания. Отсюда главенство субъектно-смыслового, диагностирования личностного развития, ситуационного проектирования, смыслопоискового диалога, включения воспитательно - образовательных задач в контекст
жизненных проблем.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.