Предметно - пространственная среда по патриотическому воспитанию дошкольников.
Оценка 4.9

Предметно - пространственная среда по патриотическому воспитанию дошкольников.

Оценка 4.9
docx
21.12.2022
Предметно - пространственная среда по патриотическому воспитанию дошкольников.
Консультация для воспитателей..docx

Консультация для воспитателей

 «Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ»

 

 

В настоящее время в  ДОУ большое внимание уделяется нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства. Задача нас как педагогов не позволить вырасти нашим детям «Иванами не помнящими родства». Без знаний своих корней, традиции своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относится к другим народам.

«С чего начинается наша Родина?»

Слово Родина включает в себя все условия жизни: территорию, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Становления человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного края. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Прежде чем ребёнок начинает воспринимать себя как гражданина своей страны, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. И в этом нам-педагогам может помочь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда.

Нравственно - патриотическое воспитание включает в себя такие разделы как: семья; детский сад; родная улица, район; родной город; страна, ее столица, символика; права и обязанности.

Поэтому нашей задачей, как педагогов являетсявоспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к трудуразвитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

 

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах развивающая предметно-пространственная среда (далее РППС) должна обеспечивать:

• соответствие общеобразовательной программе ДОО;

• соответствие возрастным возможностям детей;

• трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;

• возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих

материалов в разных видах детской активности;

• вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;

• наличие свободного доступа детей непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.

• соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма у детей, гордости за свой родной край и любви к Родине.

Задачи образовательной деятельности в уголке патриотического воспитания:

• научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

• пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, краю, стране уважение к традициям и обычаям;

• воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; уважение к культуре других народов (обычаям, традициям,

готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

• формировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края, единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

• воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства.

Требования к оформлению:

• эстетическая направленность;

• рациональное размещение уголка по краеведению;

• учет возрастных особенностей детей;

• воспитательная и развивающая направленность;

• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, научность, достоверность представленного материала;

• Безопасность.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Принципы:

- первый принцип открытости Природе, способствующее единству человека и Природы.

- второй принцип открытости Культуре, т. е. элементы настоящей живописи, литературы, музыки. Знакомство с специфическими региональными культурами, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, это несомненно будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои места,

формированию представлений о «малой Родине» и чувства любви к ней.

- третий принцип открытости обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители.

- четвертый принцип – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира.

Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я».

пятый принцип учета половых и возрастных различений детей. Среда должна быть построена так, чтобы как мальчики, так и девочки могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ УГОЛКАМ И

УГОЛКАМ КРАЕВЕДЕНИЯ ПО ГРУППАМ

 

В группах раннего возраста у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о своем городе, даются первоначальные представления о родном  крае, его растениях и животных, знакомят с русской народной игрушкой.

Следовательно, в уголке должны быть:

 Альбомы: «Наши мамы» или «Моя семья», «Наш детский сад», «Моё родное село»;

 Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;

 Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

 народные игрушки (свистульки)

 Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

Младшая группа.

Основная цель патриотического воспитания — ознакомление с ближайшим окружением. У детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников дошкольного учреждения, о своей малой родине (городе, формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства.

Следовательно, в уголке должны быть:

1. Материал для работы по социально-нравственному воспитанию:

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотографии)

- фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь», архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду,

строительному материалу, назначению);

- тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятия и т. д.);

- тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

- тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так — нельзя»).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:

предметы старины, русские игрушки; куклы из деревянных чурбачков,  обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах.

4. Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.).

Примерный материал:

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родное село»;

• Родословные древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Брянского края;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Предметы декоративно-прикладного искусства

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных

праздников. Тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

Средняя группа.

Работа ведется по направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Моё село и его достопримечательности», «Знаменитые земляки», «Приобщение к истокам русской культуры». У воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о поселке; о национальном флаге, гербе; о народных героях; русских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

1. Пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для ознакомления детей с малой родиной: (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположено ДОУ, тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям села и его знаменитым жителям, флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

3. Материал по приобщению детей к истокам народной культуры: предметы старины, народные игрушки, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната-горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры.

4. Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).

5. Элементы государственной символики РФ (флаг, герб).

6. Элементы областной символики (флаг, герб).

7. Элементы муниципальной символики (герб, флаг поселка, фирменные знаки  промышленных предприятий).

8. Материал, посвященный защитникам Отечества: тематические папки с иллюстрациями.

В средней группе в уголке должны быть:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной поселок»,

• Родословные древа детей;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для края;

• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

• Предметы декоративно-прикладного искусства);

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного поселка;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старшая и подготовительная к школе группы.

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде. Знакомят с достопримечательностями поселка, столицы, историей. С географическим расположением страны, с какими государствами граничит. О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями российских писателей и т. д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2. Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения села», «Чем славится наше село», «Знаменитые земляки», , «Достопримечательности села», Подборка стихотворений о селе, крае. Карта края ,  . Символика (флаг, герб, гимн). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения села).

3. Тематическая папка «Мой край»: карта и символика  Алтайского края, материал, знакомящий, детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее, сельское хозяйство).

4. Родная страна — карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны.

Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).

Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему: «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

Художественная литература и дидактические игры по теме, макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.). Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

5. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям перво-начальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).

6. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира, различные национальности.

Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, характерных для той или иной страны.

7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания). Великие соотечественники - портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию, Ульяновскую землю, их портреты.

В старшей и подготовительной группах в патриотический уголок добавляются:

• Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)

• Портрет президента

• Карта страны, глобус

• Куклы в национальных костюмах

• Альбомы с архитектурными памятниками страны.

• Альбомы: «Моё село», «Наши великие соотечественники». Это писатели, поэты, художники и др., «День Победы»

• Предметы декоративно-прикладного искусства;

• Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;

• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

• Различная познавательная и художественная литература;

• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Города герои»;

• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашей природы;

• Родословные древа детей;

• «Наша армия родная», тематические альбомы родов войск и боевой техники.

• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)

• Наборы открыток «Русский быт».

• Кассеты с записью сказок и патриотических песен. Аудио и видеокассеты о природе родного края.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка по патриотическому воспитанию, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:

- в уголке изодеятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах;

- музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц;

- уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших краях, «Красная книга».

- в уголке игровой деятельности присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Турагенство», «Семья», «Путешествие по Москве», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие. Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях; дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель, «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой, «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города, «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д

- в уголке физического развития имеются атрибуты к русским народным подвижным играм, так и военным (например, «Загони овец в кашару», «Альчики», «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу огонь» и т. д.).

- в уголок книги помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, колыбельные и пр., оформляются тематические выставки литературы.

Таким образом,  вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Критерии оценки патриотических уголков:

1. Логика размещения материала

2. Эстетичность оформления

3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия,

иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)

4. Соответствие материала возрасту детей

5. Творческий подход педагога в оформлении уголка

 

 

 

 


 

Консультация для воспитателей «Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей в соответствии с требованиями

Консультация для воспитателей «Создание предметно-пространственной развивающей среды для реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей в соответствии с требованиями

РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим

РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К ПАТРИОТИЧЕСКИМ

Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для

Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для

О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей

О столице нашей Родины. О флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей

Различная познавательная и художественная литература; •

Различная познавательная и художественная литература; •

Предметно - пространственная среда по патриотическому воспитанию дошкольников.

Предметно - пространственная среда по патриотическому воспитанию дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2022