Предметно-развивающая среда по литературному чтению
Оценка 4.7

Предметно-развивающая среда по литературному чтению

Оценка 4.7
docx
06.02.2023
Предметно-развивающая среда по литературному чтению
Предм разв среда.docx

 

МОУ «Малоархангельская СОШ»

 

 

 

ПРОЕКТ

 

Предметно-развивающая среда по литературному чтению

 

 

 

 

https://i0.wp.com/melkie.net/wp-content/uploads/2018/01/samostoyatelnaya-deyatelnost-v-knizhnom-ugolke.jpg

Учитель начальных классов

Вдовина Раиса Владимировна

 

 

 

 

                                                 Малоархангельск

                                               2023 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Паспорт проекта…………………………………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………………………….4

Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды на уроках литературного чтения………………………………………..5

1.1.Понятие предметно-развивающей среды по литературному чтению…………………………………………………………………………............................9

1.2. Выдвижение первоначальных идей. Выбор лучших идей……………...........................10

1.3.Контроль деятельности учащихся………………………………………...........................15

Заключение……………………………………………………………………………………..20

Библиографический список…………………………………………………...........................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Вдовина Раиса Владимировна

2

Тема проекта

Предметно-развивающая среда по литературному чтению для расширения круга чтения младших школьников

3

Актуальность проекта

Предметно-развивающая среда по литературному чтению актуальна, так как позволит расширить круг чтения младших школьников; выявить литературные предпочтения учащихся

4

Объект исследования

Процесс расширения круга чтения младших школьников

5

Цель проекта

Для учителя: создание предметно-развивающей среды для расширения круга чтения младших школьников

Для учащихся: расширить круг чтения младших школьников

6

Тип проекта

Поисково-исследовательский

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

I-Организационно-подготовительный (ставится проблема, формулируется цель, планирование технологии изготовления)

II-Технологический (цель этапа, предмет деятельности, средства, результат)

III-Заключительный (контроль, корректирование и испытание проекта)

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить литературные предпочтения младших школьников и приемы расширения их круга чтения

Гипотеза исследования: на основании литературных предпочтений младших школьников, мы выдвигаем гипотезу, что это позволит расширению их круга чтения

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования

Оборудование для проведения исследования: презентация

Ход исследования Сбор и обработка информации  по теме: предметно-развивающая среда по литературному чтению младших школьников, выявление характеристик, оформление результатов и размещение на сайте

9

Продукт проекта

Уголок предметно-развивающей среды по литературному чтению

10

Перспектива проекта

Обучающиеся могут использовать в урочное, во внеурочное время книгу для чтения

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта. Предметно-развивающая среда по литературному чтению актуальна, так как позволит расширить круг чтения младших школьников; выявить литературные предпочтения учащихся

Проблема формирования у младших школьников читательского интереса отражена в работах таких авторов, как А.В. Петровского, А.А. Леонтьева, К.Д. Ушинского, М.И. Омороковой и др.

Объект исследования: процесс расширения круга чтения младших школьников

Продукт проекта: уголок предметно-развивающей среды по литературному чтению

Цель проекта: создание предметно-развивающей среды для расширения круга чтения младших школьников

Задачи проекта:

1.   Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования

2.   Подобрать материалы предметно-развивающей среды по литературному чтению

3.   Подобрать диагностические материалы для контроля качества деятельности по литературному чтению

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды на уроках литературного чтения

 

Гигиенические требования на уроках литературного чтения

Цель:

 Создание здоровье-сберегающей среды на уроках литературного чтения

Задачи:

· обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе на уроках литературного чтения

· сформировать необходимые знания, умения, навыки на уроках литературного чтения

· Научить использовать полученные знания на уроках литературного чтения в повседневной жизни

Гигиенические требования:

1. К образовательному процессу на уроках литературного чтения

2. К организации урока литературного чтения

3. К образовательной среде на уроках литературного чтения

Гигиенические требования к образовательному процессу:

-количество обучающихся в классе не должно превышать 20 человек;

-учебные занятия следует начинать не ранее 8 ч., проведение нулевых уроков не допускается;

-для обучающихся 1 классов—не должно превышать 4 уроков, 1 день в неделю—не более 5 уроков, за счет физической культуры.

-для обучающихся 2-4 классов—не более 5 уроков, 1 раз в неделю 6 уроков за счёт физической культуры.

Гигиенические требования к организации урока:

-в процессе урока должны создаваться микропаузы;

-урок условно делится на 3 части-вводную, основную, заключительную;

-для профилактики нарушения осанки в начальных классах необходимо предусмотреть занятия в системе динамических поз, со сменой рабочей позы «сидя-стоя»;

-необходимо проводить гимнастику до занятий, подвижные перемены;

-гигиеническая оптимизация достигается прежде всего путём регламентации продолжительности каждого урока, так и отдельных видов учебной деятельности (чтение, письмо, счёт и т.д.)

Гигиенические требования в образовательной среде:

-потолки и стены должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформация, признаков поражения грибом, обязательной проведение влажной уборки с дезинфицирующими средствами;

-полы должны иметь дощатое, плиточное покрытие или линолеум;

-количество рабочих мест не должно превышать вместимость общеобразовательного учреждения, по которому построено здание. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствие с его ростом;

-для подбора учебной мебели, соответствующей росту школьников производится её цветовая маркировка;

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам;

-классные доски должны быть изготовлены из материалов, которые хорошо очищаются влажной губкой, износостойки, имеют тёмно-зелёный цвет, антибликовое покрытие. Должны иметь локотки для задержки меловой пыли и хранения мела, тряпки;

-все учебные помещения должны иметь естественное и искусственное освещение;

-окна должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта

Педагогические требования на уроках литературного чтения

Цель:

Успешная организация образовательного процесса в начальной школе на уроках литературного чтения

 Задачи:

1) Создать условия для успешной организации воспитательного процесса на уроке литературного чтения

2) Создать условия для успешной организации дидактического процесса на уроке литературного чтения

3) Создать условия для успешной организации психологического процесса на уроке литературного чтения

Группы требований:

1. воспитательные

2. дидактические

3. психологические

 

1. Воспитательные требования:

· формирование научного мировоззрения, любви к Родине, моральных качеств, трудолюбия

· Формирование эстетических вкусов, обеспечение тесных связей с жизнью

· Формирование активного отношения к жизни

· Формирование высокой гражданственности

2. Дидактические требования

· чёткая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты

·  Структура должна быть тесно связана с его методикой, она должна быть гибкой и учитывать как методы влияют на результат урока

· Обеспечение познавательной активности на уроке

· Правильная постановка цели и задач урока

· Каждый  элемент  структуры урока—это определённый шаг к достижению общей дидактической цели и задач

· обеспечение познавательной активности обучающихся на уроке, рациональное сочетание словесно наглядных, практических методов с проблемными

· Связь данного урока с предыдущим

· Вооружение учащихся новыми способами выполнения действий

· Формирование на их основе навыков и умений

3. Психологические требования

- учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, память, узнавание, припоминание, заучивание, воспроизведение, внимания, воображения и волю.

Требования к предметно-развивающей среде по литературному чтению:

-место для чтения книг должно хорошо освещаться.

-разместите детские книги так, чтобы они были видны и доступны ребенку.

-сделайте уголок многофункциональным, чтобы младшие школьники могли не только читать, но и играть. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.  Понятие предметно-развивающей среды по литературному чтению

 

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. [3]

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности обучающегося –  школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. [3]

Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения учащихся, формированию культуры взаимоотношени[3]
         В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:

- многофункциональность помещения;

- рациональность использования пространства;

- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;

- целесообразность озеленения интерьера.

 

Предметно - развивающая среда по литературному чтению – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. [3]

Прививать любовь к книгам нужно с детства. Чтение развивает фантазию и творческие способности. Задача учителя – создать для учащихся комфортную зону для чтения, где будет приятно устроиться с любимой книгой. [5]

            Уголок книги – это особое специально выделенное и оформленное место в классе, где ребёнок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть и прочитать её. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Выдвижение первоначальных идей. Выбор лучших идей

https://sun9-14.userapi.com/impg/pPmjMXnM1dQK2ERg2YRE7e1HisAVt3lfXdbQ-A/M9uxPtC6-Xk.jpg?size=675x379&quality=95&sign=78388062dbfaa4c2a90e7fa832621524&type=album

Рис.1.Книжная радуга

https://sun9-11.userapi.com/impg/i9sQXeYE-WCivNtpohvZYguTDZ3wFlwjJWmsPA/ZBP5v_cNhq4.jpg?size=675x379&quality=95&sign=9e1de66b2902e0d16488e95d0aed4715&type=album

Рис.2.Предметно-развивающая среда по литературному чтению

На полке слева расположены сказки отечественных и зарубежных писателей, стихи, рассказы, загадки. Имеется отдел «Моя любимая книжка». На нижней полке магнитофон и фонотека (аудио и видео-диски со сказками). Справа на полке расположены энциклопедии, книги о природе, контрольно-измерительные материалы и занимательные материалы, отдел «Бабушкины сказки», «В гостях у писателя», журналы, книжки - самоделки. На стене телевизор для просмотра познавательных передач, сказок, которые обучающиеся могут посмотреть в свободное время [11]

 

 

Бабушкины сказки

Рис.3.Бабушкины сказки

 

В гостях у писателя

https://sun9-8.userapi.com/impg/LG9g7b0mzqUIKEMU1xwo8JYPLtdw3H20r9Y6UQ/gve44JdzbKg.jpg?size=675x379&quality=95&sign=dfc57957a4680d8a8956bfa7f90f6077&type=album

Рис.4.В гостях у писателя

 

 

 

Книжки – самоделки по русским народным сказкам

https://sun9-65.userapi.com/impg/xH7p8zjX9BiBVE59EybypF5KBCSkte3VkenMQA/oVMSFvk6PgM.jpg?size=675x379&quality=95&sign=bd97cf897803ca67d3c958f33c7c8337&type=album

Рис.5.Книжки-самоделки

Журналы

https://sun9-78.userapi.com/impg/8OylCF5WOHmcYz5KiybP8hJfujF9Eak7cClWog/16Dfu8-JVGQ.jpg?size=379x675&quality=95&sign=3971467ff94735f6c970ba81945c0192&type=album

Рис.6.Журналы

 

Также в «Книжной радуге» имеется коробочка с формулярами читателя, табличка «Абонемент». Для ремонта книг имеется отдел «Книжкина больница» с необходимым оборудованием: клей, ножницы, ластик, закладки, скотч. Также имеются алгоритмы обращения с книгой, как рождается книга и последовательность изготовления книги[11]

Рис.7.Формуляры читателя, аптечка, алгоритмы обращения с книгой, как рождается книга и последовательность изготовления книги

 

Также имеется для учащихся театральная зона, где находятся театральные костюмы, маски, косынки, куклы перчатки Бибабо[6]

 

https://sun9-68.userapi.com/impg/k-3owRIkeT3OqrMWAdfOLOAmxVEVL-QSFncZ9A/69wOuOZADRU.jpg?size=675x379&quality=95&sign=7bb65512359e0035627c20230f1a7c1d&type=album

Рис.8.Театральная зона

 

 

 

1.2.  Контроль деятельности учащихся

 

Проверочная работа № 1 «Устное народное творчество»

Вариант 1

А1. Выбери, что означает английское слово фольклор

* народная мудрость

* народные забавы

* народное искусство

* народные игры

А2. Зачеркни «лишнее» слово

Алёнушка, братец, копытце, водица, поросёночек

В1. Запиши, что означает слово караулы (караул)

_____________________________________________________________

В2. Впиши в предложение подходящее слово.

«Сивка – бурка» - это __________________________ сказка.

Слова для справок: богатырская, волшебная, бытовая, сказка о животных

С1. Выбери концовку сказки

* жил – был …

* за тридевять земель, в тридевятом царстве …

* стали они жить – поживать и добра наживать

* в некотором царстве, в некотором государстве …[13] 

Структура проверочных работ

Задания представлены в трёх уровнях сложности (А – базовый уровень, В - усложнённый уровень, С – уровень повышенной сложности) и в двух равноценных вариантах. Задания А, В, С предлагаются всем учащимся класса без исключения.

 Оценивание заданий

Задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В оцениваются в 2 балла.

Задания уровня С оцениваются в 3 балла.

При подведении итогов работ рекомендуется придерживаться следующих критериев (в процентном соотношении от максимальной суммы баллов) представлено в таблице

Таблица 1

Сводная таблица результатов проверочных работ

% от максимальной

суммы баллов

Уровень усвоения

Оценка

91 – 100%

Высокий уровень

(тема усвоена)

Отлично

75 – 91 %

Выше среднего уровня

(тема усвоена с незначительными недочётами)

Хорошо

50 – 74%

Средний уровень

(тема усвоена слабо, в неполном объёме)

Удовлетворительно

Менее 50%

Низкий уровень

(тема не усвоена)

Неудовлетворительно

 

 

 

 

 

 

Методика «Читательский интерес»

(По Светловской Н.Н)

Цель: формирование у младших школьников положительного отношения к чтению книг

Инструкция: - Учитель читает сказку В.Сутеева «Три котенка»

- Вам понравилась сказка?

- Что именно вам запомнилось?

- Давайте рассмотрим книгу (посмотрите на обложку и расскажите что на ней изображено?)

- А что еще вы видите на обложке?

- Можете прочитать?

- Вам знакома эта фамилия?

- А теперь прочитайте заглавие книги

- Скажите пожалуйста, какое произведение написано в этой книге? О чем оно?

Обработка результатов:

Высокий уровень: учащиеся заинтересовались книгой, отвечали с удовольствием на вопросы учителя

Средний уровень: учащиеся заинтересовались книгой, отвечали не на все вопросы, заданные учителем

Низкий уровень: учащиеся не заинтересовались книгой, не отвечали на вопросы учителя [2]

Занимательные материалы

Ребусы

Ребусы по сказкам для занятий с учащимися – это загадки, головоломки, состоящие из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. Такой вид игры не только увлечет младшего школьника красочными яркими иллюстрациями, но и, безусловно, поможет в развитии познавательных интересов по литературному чтению. Загадки-ребусы для младших школьников имеют много положительных моментов:

1. Способствуют развитию мышления.

2. Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.

3. Помогают ребенку расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы.

 4. Тренируют зрительную память, правописание

В отличие от обычной загадки, где используется только словесное описание в стихах или прозе, ребусы сочетают в себе сразу несколько приемов восприятия, как словесных, так и зрительных [4]

Рис.9.Ребус-рассказ

 

Дидактические игры

Дидактические игры, направлены на решение конкретных задач в обучении младших школьников, но в это же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой и читательской деятельности

Игра «Слово в слове»

(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль, скрипка, восток, забор

Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы[4] 

Игра «Продолжи стихотворение»

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

(На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При разработке проекта по теме «Предметно-развивающая среда по литературному чтению» были рассмотрены следующие понятия: среда, игра, пространство, творчество. [7]

В проекте - среда связывается с окружающими социально-бытовыми общественными, материальными и духовными условиями существования учащихся. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, учит общению с книгой, развивает кругозор и познавательные способности, формирует воображение и является как бы материальной средой мысли обучающегося. [9]

Психологи и педагоги (А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский и др.) показывают, что для того, чтобы развить интерес ребенка к книге и чтению, необходима предметно-развивающая среда, в которой младший школьник может реализовать свои способности и подружиться с книгой. [10]

Книжный уголок в кабинете не только элемент необходимой среды, это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привлечению учащихся к образу книги, возбуждающая интерес к ним, желание рассмотреть и прочесть их.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1        Сан-Пин 2.4.2.2821-10. К условиям организации обучения младших школьников в образовательном учреждении от 29.12.2010 г.

2        ФГОСНОО от 06.10.2003

3        Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

4        Бондаренко, А.К. Ребусы и дидактические игры в начальной школе. Учебное пособие/А.К.Бондаренко//Начальная школа. – 2018. – 300 с.

5        Воюшина М., Кислинская С. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник.-М.: Академия, 2020.-288с.

6        Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ О. Г. Гербова – Москва.: Мозаика-Синтез,2020. – 300с.

7        Граубин Г.Р. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе. – Чита: Экспресс-издательство, 2018. – 192 с.

8        Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи». Методика приобщения учащихся к чтению/З.А. Гриценко.-Москва: «Линка-пресс», 2018.-666с.

9        Гурович, Л.М. «Ребёнок и книга». Учебное пособие/Л.М.Гурович. - Санкт – Петербург, 2021. -200с.

10    Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературных произведений. Учебное пособие.-М.:2018. -245с.

11    Кошелева Л.А. «Книжный уголок в кабинете начальной школы». Рекомендации по оформлению/ Л.А. Кошелева // Начальная школа, 2020.-248с.

12    Литературный энциклопедический словарь/ Под ред.В.М. Кожевникова, П.А. Николаева.- М., 2018. -766с.

13    Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие/ Под ред. А.Г. Кутузова.-М.: Флинта.2019.- 478с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Малоархангельская СОШ»

МОУ «Малоархангельская СОШ»

ОГЛАВЛЕНИЕ Паспорт проекта…………………………………………………………………………………3

ОГЛАВЛЕНИЕ Паспорт проекта…………………………………………………………………………………3

ПАСПОРТ ПРОЕКТА №

ПАСПОРТ ПРОЕКТА №

Перспектива проекта Обучающиеся могут использовать в урочное, во внеурочное время книгу для чтения

Перспектива проекта Обучающиеся могут использовать в урочное, во внеурочное время книгу для чтения

Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды на уроках литературного чтения

Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды на уроках литературного чтения

Педагогические требования на уроках литературного чтения

Педагогические требования на уроках литературного чтения

Понятие предметно-развивающей среды по литературному чтению

Понятие предметно-развивающей среды по литературному чтению

Выдвижение первоначальных идей

Выдвижение первоначальных идей

Бабушкины сказки Рис.3.Бабушкины сказки

Бабушкины сказки Рис.3.Бабушкины сказки

Книжки – самоделки по русским народным сказкам

Книжки – самоделки по русским народным сказкам

Также в «Книжной радуге» имеется коробочка с формулярами читателя, табличка «Абонемент»

Также в «Книжной радуге» имеется коробочка с формулярами читателя, табличка «Абонемент»

Контроль деятельности учащихся

Контроль деятельности учащихся

Методика «Читательский интерес» (По

Методика «Читательский интерес» (По

Игра «Продолжи стихотворение»

Игра «Продолжи стихотворение»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

Предметно-развивающая среда по литературному чтению

Предметно-развивающая среда по литературному чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2023